Анализ финансового состояния предприятия. Лекция 1 — Теоретические основы экономического анализа

Казакова Г.Н.

КарГТУ

Раздел 1    Теоретические основы экономического анализа

 

Тема 1.1 Предмет, метод и виды экономического анализа деятельности предприятия

План лекции:

  1. Предмет, содержание и принципы экономического анализа.
  2. Метод, методика и показатели экономического анализа.
  3. Виды экономического анализа.
    • Общая классификация видов экономического анализа; характеристика финансового анализа;
    • Сравнительная характеристика управленческого анализа;
    • Классификация видов анализа по частным признакам.

 

Краткое содержание лекции

Вопрос 1.  Предмет, содержание и принципы экономического анализа

Изучение явлений природы и общественной жизни не возможно без анализа. Под анализом в широком плане  понимается — способ познания предметов и явлений окружающей среды основанной на расчленении целого на составные части и изучение их во всём многообразии связей и зависимостей. Объектом исследования в экономическом  анализе являются хозяйственные процессы, происходящие в экономике отдельных предприятий и государства в целом.

Содержание экономического анализа как науки вытекает из тех функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук. Функции экономического анализа:

  • изучение характера действия объективных эконом законов в конкретных условиях предприятия;
  • научное обоснование текущих и перспективных планов, управленческих решений;
  • контроль за выполнением планов, управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.
  • поиск резервов повышение эффективности производства на основе изучения передового опыта, достижения науки и техники (это главная, центральная функция анализа);
  • оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.

Как любая наука экономический анализ имеет свой предмет исследования. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений; социально-экономическая эффективность и конечные результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение через систему экономической информации.

К важнейшим принципам экономического анализа относятся:

  1. Государственный подход при изучении экономических явлений, т.е. оценивая определенные проявления экономической жизни нужно учитывать их соответствия государственной экономической, социальной, международной, экологической политике и законодательству;
  2. Научный характер исследования, т.е. анализ базируется на диалектической теории познания, использует достижения науки и техники, передового опыта, новейшие методы экономических исследований;
  3. Комплексность, т.е. исследование должно охватывать все звенья и элементы хозяйственной деятельности предприятия;
  4. Системный подход, т.е. каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и внешней средой;
  5. Объективность, конкретность, точность, т.е. анализ должен базироваться на достоверной, проверенной информации и его выводы должны обосновываться точными аналитическими расчётами;
  6. Действенность, т.е. анализ должен активно воздействовать на ход производства и его результаты;
  7. Планомерность, т.е. анализ должен производиться систематически, а не от случая к случаю, в соответствии с заранее составленными планами аналитической работы и распределением обязанностей по его выполнению между исполнителями;
  8. Оперативность, т.е. умение быстро и чётко проводить анализ, принимать управленческие решения и притворять их в жизнь;
  9. Демократизм, т.е. участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия;
  10. Эффективность, т.е. затраты на проведение анализа должны давать многократный эффект.

 

Вопрос  2. Метод, методика и показатели экономического анализа

Под методом экономического анализа как науки понимается диалектический способ познания экономических явлений, процессов в их становлении и развитии. Характерными чертами метода экономического анализа является следующее:

  • необходимость постоянных сравнений
  • необходимость изучения внутренних противоречий положительных и отрицательных сторон каждого явления и процесса
  • необходимость системного подхода к изучению объекта
  • способность методик анализа давать количественную оценку.
  • разработка и использование системы показателей необходимых для комплексной характеристики исследуемого объекта.

Методика эконом анализа – это совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия. Различают общую и частную методики анализа.

Общая методика – система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в разных отраслях национальной экономики.

Частная методика конкретизирует общую методику применительно к определенным отраслям экономики, к определённому типу производства или объекту исследования.

Основные элементы любой методики анализа – это:

  • объекты анализа;
  • задачи и цели анализа;
  • система показателей, используемых для анализа;
  • советы по последовательности и периодичности проведения анализа;
  • описание способов и приемов исследования изучаемых объектов;
  • источники информации для анализа;
  • указание по организации анализа;
  • технические средства анализа;
  • характеристика документов, оформляемых по результатам анализа;
  • пользователи результатов анализа.

Важным элементом методики эконом анализа является система показателей. Т.к. в анализе используется большое количество разных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По содержанию показатели делятся на качественные и количественные.

К количественным показателям относятся: объём изготовленной продукции, кол-во работников, площадь посевов и др.

К качественным относятся показатели, которые характеризуют существенные особенности и свойства изучаемых объектов (производительность труда, себестоимость и др.)

По отраслевому признаку показатели делятся на общие и специфические.

К общим относятся показатели, которые одинаково используются во всех отраслях экономики (валовая продукция, прибыль, себестоимость).

К специфическим показателям относятся те, которые используются только в отдельных отраслях экономики (жирность молока, калорийность каменного угля и т.п.).

По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные, вспомогательные.

Обобщающие — применяются для обобщенной характеристики сложных экономических  явлений; частные (индивидуальные, единичные) – отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений; вспомогательные (косвенные) – характеризуют изучаемый процесс опосредованно, не напрямую, но позволяют получить больший объём информации.

По способу расчёта показатели делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные — выражают в натуральной или денежной форме количественную сторону явлений безотносительно с другими явлениями; относительные — выражают соотношение двух или более абсолютных показателей.

По способу формирования различают показатели:

  • нормативные — нормы расхода сырья, материалов, топлива, амортизации;
  • плановые — данные планов экономического и социального развития предприятия;
  • учётные — данные оперативного, статистического, бухгалтерского, налогового учёта;
  • отчётные — данные оперативной, статистической, бухгалтерской, налоговой отчётности;
  • аналитические (оценочные) – исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

 

Вопрос 3. Виды экономического анализа

 

3.1 Общая классификация видов экономического анализа; характеристика финансового анализа.

 

Разные авторы подходят к классификации видов эконом анализа по-разному,  однако существует их общепринятая исходная классификация, которая может быть представлена следующей схемой:

 

Экономический анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 Классификация видов экономического анализа

Цель финансового анализа – оценить финансовое состояние предприятия и на основании выявленных результатов принять решение об установлении партнёрских отношений с субъектом анализа или разработать рекомендации по улучшению финансового положения.

Внешний финансовый анализ базируется на публикуемых отчётных данных, а внутренний финансовый анализ использует всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия.

Задачами внешнего финансового анализа является следующее:

  • оценка финансовых результатов деятельности предприятия;
  • оценка имущественного положения предприятия;
  • оценка финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
  • исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
  • оценка эффективности вложения капитала.

Задачей внутреннего финансового анализа является более глубокое исследование основных и оборотных средств предприятия, взаимосвязи показателей объёма производства, себестоимости и доходности.

Значимость финансового анализа повышается из-за наличия большого числа юридических и физических лиц, использующих результаты анализа в своих интересах.

Пользователей результатов анализа подразделяют на три группы:

  • внутренние пользователи – менеджеры разных уровней внутри предприятия;
  • заинтересованные пользователи – собственники, акционеры предприятия;
  • сторонние пользователи — налоговые органы, банки, поставщики, кредиторы реальные и потенциальные партнеры предприятия.

 

3.2 Сравнительная характеристика управленческого анализа

Управленческий анализ в отличие от анализа более глубокий и достоверный т.к. опирается на всю информацию о деятельности предприятия, но управленческий анализ проводится для определения тактических и стратегических путей развития предприятия, поэтому её информация зачастую носит закрытый характер и доступ к ней имеет определенный круг работников предприятия.

Таблица 1.Сравнительная характеристика финансового и управленческого анализа

Элемент сравнения

Финансовый анализ Управленческий анализ

1

2 3
1.Пользователи информации Внутренние, заинтересованные, сторонние Руководители предприятия и его подразделений

( внутренние )

2.Объекты анализа Предприятие  в целом Предприятие как единое целое,так и     его различные сегменты
3.Источники анализа Финансовая отчётность Вся объективная информация о предприятии

1

2 3
4.Еденицы измерения для расчёта показателей Денежные ( стоимостные ) Любые измерители и денежные еденицы
5.Периодичность анализа Составление отчётности По мере необходимости, по внутренней регламентации
6.Доступность информации и результатов анализа Доступно для всех Носит конфиденциальный характер

3.3 Классификация видов анализа по частным признакам

Кроме общей классификации выделяют различные виды анализа по частным признакам.

По отраслевому признаку выделяют:

  • отраслевой анализ – применяется в отдельных отраслях;
  • межотраслевой анализ – применяется во всех отраслях.

По признаку времени анализ подразделяется на:

  • предварительный (перспективный) – проводится до осуществления хозяйственных операций с целью обоснования управленческих  решений и плановых заданий;
  • последующий (ретроспективный) – проводится после осуществления хозяйственных операций для контроля за выполнением планов, оценки результатов деятельности и выявление не использованных резервов.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный (ситуационный) анализ – проводится сразу после совершения хозяйственных операций и итоговый анализ — проводится за отчётный период времени (месяц, год, квартал).

По пространственному признаку выделяют:

  • внутрихозяйственный анализ – изучается деятельность одного предприятия;
  • межхозяйственный анализ – изучается деятельность двух и более предприятий.

  По объектам управления выделяют: технико-экономический, финансово-экономический, аудиторский (бухгалтерский), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический и маркетинговый анализ.

  По методике изучения объектов выделяют: сравнительный анализ; факторный анализ; диагностический (экспресс) анализ; маржинальный анализ; экономико-математический анализ; функционально-стоимостной анализ.

По охвату изучаемых объектов выделяют:

  • сплошной анализ – изучаются все без исключения объекты;
  • выборочный анализ – изучается часть объектов.

По содержанию программы анализа выделяют:

  • комплексный анализ – деятельность предприятия изучается всесторонне;
  • тематический анализ – изучаются отдельные стороны деятельности предприятия.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Казакова Г.Н. Финансовый и управленческий анализ: практикум.-Караганда: КарГТУ, 2011
  2. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008
  3. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.:, 2001
  4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002
  5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ИП Экоперспектива, 2002
  6. Экономический анализ : ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор специальных решений, финансовое прогнозирование / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. – М. : Финансы и статистика , 2000

 

Контрольные задания для СРС (реферирование):

  1. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития.
  2. Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности
  3. Взаимосвязь Анализа финансово- хозяйственной деятельности с другими дисциплинами
  4. Основная цель, задачи, предмет, объекты и субъекты финансового анализа
  5. Основная цель, задачи, предмет, объекты и субъекты управленческого анализа