Эссе «Путь к успеху или мои «Десять правил» педагога дополнительного образования»

Ликарь Фаина Акрамовна

педагог по классу аккордеона

КГКП «Иртышская детская школа искусств»

Оглядываясь на собственный педагогический  стаж работы в качестве педагога дополнительного образования, а стаж ни много ни мало – почти сорок один год, могу с большой  уверенностью сказать, что профессию эту я выбрала не зря. Как и много лет назад, молодая и красивая, с красным дипломом на руках, полная желания работать с детьми и впервые переступив порог родной сельской музыкальной школы в качестве педагога, я до сих пор влюблена в свою профессию, до сих пор прихожу на работу, как в тот самый первый рабочий день. Спеша утром в школу, с нетерпением жду встречи с учениками, с коллегами, с родителями учеников. Могу смело говорить, что я нашла себя в своей профессии. Даже слово «работа» здесь не совсем подходит. Это скорее занятия для души и сердца на всю жизнь.

Думаю, за  годы большой практической деятельности у меня есть чем поделиться со своими начинающими коллегами.

Не хочется называть  это советами, это скорее мои личные «правила», которые исподволь сложились сами собой в моей педагогической деятельности и по которым, сама того не ведая,  отдала делу образования и воспитания подрастающего поколения более сорока лет,   без которых я не состоялась бы как педагог.

Итак, Правило первое:

Всегда приходи на работу в хорошем настроении! Твои  личные проблемы, неудачи не должны мешать работе.  Улыбка и хорошее настроение – вот что должно встречать ребенка при входе в класс.

Правило второе:

 Твой внешний вид очень много значит! Не пускай это на самотек, по принципу – в чем удобно, в том и хожу. Ребенок воспринимает нас целостно: и ушами и глазами . Поэтому, будь внимателен к своему внешнему виду. Одевайся в меру строго, в меру модно, чтобы ребенок видел, что его учитель обладает хорошим вкусом, идет в ногу со временем. Ведь дети хотят быть похожими на учителя во всем! Умеренная косметика, прическа тоже играет большую роль. Ухоженный вид учителя куда приятнее, чем пучок наскоро собранных волос на затылке и бледный  вид лица, который  завершает картину наспех пришедшего на урок учителя. Вы собираетесь на уроке «рисовать» с ребенком картину леса, моря, пейзажа, характерного героя?  Так будьте же к этому готовы. Встреча в музыкой – это встреча с прекрасным, с искусством, это как поход в театр. Так будьте же лицедеем во всем!

 Правило третье, и, пожалуй, главнейшее!

Учитель должен быть профессионалом!

И это не обсуждается! Ты должен знать на сто процентов и даже больше то, чему ты собираешься научить ребенка. Плохое владение инструментом, неважное знание теоретических аспектов предмета сразу же сеют в душе ребенка недоверие к педагогу, а позже и нежелание учиться у него. Мало выбрать программу ребенку по инструменту – педагог должен на высоком профессиональном уровне исполнить это произведение, чтобы оно «зацепило» ученика, отозвалось в нем желанием сыграть. «Серость может воспитать только серость» – пословица, значение которой актуально и по сей день.

 Отсюда вытекает

Правило четвертое: не переставай учиться!

«Тот, кто мало знает, малому может и  научить…»
                                                                              Я. А. Коменский

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию»                                 Я.А.Коменский»

Эти слова замечательного педагога Я.А.Коменского очень точно отражают мое понимание профессии учителя. Только постоянное самообразование делает нас духовно богаче, образованней. Иногда удивляюсь некоторым педагогам, которые только начинают свой педагогический путь, да и не только они. Прийдя на работу в школу с дипломом, они считают себя все знающими, умеющими и рассуждающими примерно так: «Диплом есть, значит я все знаю! Зачем мне еще учиться?». Имея многолетний  стаж работы, я не перестаю учиться по сей день и считаю, что это нужно делать постоянно. Самообразование педагога-неотъемлемая часть нашей профессии, которая движет нас вперед, заставляет искать новые приемы и методики работы с детьми, заставляет нас совершенствоваться в нашем изменяющемся мире. Благо, сейчас есть для этого все условия. Исполняя произведение композитора на уроке по специальности, необходимо рассказать ребенку о творчестве композитора, характерных стилистических особенностях произведения. А как это сделать, если педагог довольствуется только теми скудными сведениями, которые у него остались в памяти, еще с далеких лет студенчества? Поэтому всегда моим девизом по сей день являются слова «Совершенствованию нет предела!».

Регулярно пополняй словарный запас! Тогда ты без труда сможешь придумать на уроке сказку, рассказ, подобрать нужную метофору, синоним к исполняемому произведению! Ведь одним –двумя словами никогда не раскроешь характер  героя, образ которого заложен в музыкальной пьесе. И тут, как никогда кстати, вам на помощь придут и литературные герои, и герои сказок, мультфильмов,  

Постоянно играй, читай с листа, будь на высоте! Осваивай другие музыкальные инструменты,  особенно если ты педагог сельской музыкальной школы, где всегда остро стоит проблема с кадрами. И это не просто слова. Например, я, педагог по классу аккордеона, смогла настолько овладеть фортепиано, что в данный момент являюсь концертмейстером школы. Значит, это возможно, надо только сильно захотеть. 

Оттого, насколько далеко простираются твои познания в области музыкального искусства,  зависит и качество проведения урока, который должен быть насыщенным, наполненным содержанием, а не простым  «отведением» урока по 40 минут. Эти сорок минут  должны стать Вселенной, и именно через призму ваших знаний и умений, как педагога, ученик будет осваивать этот необъятный мир звуков,  чувств, переживаний! На уроке вы – первооткрыватель, идущий рука об руку с ребенком,  и  то,  насколько интересной будет тропинка, по которой вы идете, зависит и дальнейшая судьба юного музыканта.

 Правило пятое:  полюби ученика!

Каждого ученика я воспринимаю, как собственного ребенка, как личность, со всеми его недостатками, привычками, вкусом,  успеваемостью, поведением. Стараюсь понять его характер и мысли, иначе говоря, к каждому ребенку подхожу индивидуально. Только узнав ученика хорошо, можно выстраивать с ним доверительные отношения, корректировать его поведение, привычки, отношение к окружающим людям, к семье, друзьям. Я знаю биографию каждого ребенка в моем классе, знаю, чем он занимается в свободное время, знаю, как он учится  в школе, его любимые и нелюбимые предметы, его хобби, увлечения. Отсюда, я стараюсь помочь ребенку с его проблемами в выстраивании взаимоотношений с друзьями, с одноклассниками. На мой взгляд, только став ребенку другом, товарищем, можно стать ему учителем. Он доверяет тебе, делится переживаниями и даже просит совета в некоторых случаях.

Стараюсь не забыть поздравить ученика с занятым местом на олимпиаде, в конкурсе, с днем рождения и т.д. К семейным торжествам мы с ребенком разучиваем любимые песни мамы или папы,  бабушки или дедушки.  Поэтому, могу с уверенность сказать: только найдя «ключик» к душе ребенка, можно рассчитывать на многолетнее доброе и прочное сотрудничество с ним. А ведь сколько детей, столько и «ключиков»!

Правило шестое: Не забывайте хвалить детей!

Похвала – мощный стимул в обучении, и не только в обучении. Эта моральная поддержка для ребенка, которая придает ему уверенность в собственных силах, она окрыляет, дает надежду на преодоление трудных моментов. Хвалите за мелочи, особенно на начальном этапе обучения. Малыши, как никто другой откликаются на вашу поддержку и платят вам самой дорогой монетой – доверием и успехами. Чтобы воспитать ребенка более уверенным в своих силах, регулярно в своем классе проводим небольшие классные концерты с учениками подготовительных и первых классов. Дети, выучив два-три произведения, с удовольствием выступают перед своими соклассниками. Один из детей выступает в качестве ведущего, красиво объявляя номер: «Уважаемые дамы и господа!  перед вами выступает заслуженный артист такой-то! Он исполнит произведение такое-то!» . Так дети выступают один за одним, меняя ведущих, они аплодируют друг другу, горячо обсуждая выступления каждого. Таким образом, они учатся не бояться сцены, раскрепощаются, обретают уверенность в собственных силах. Я практикую такой метод уже давно и он дает свои положительные результаты.

Правило седьмое: каждый урок-открытие! Ступенька на пути к новым знаниям!

Не топчитесь на месте! Очень распространенная ошибка некоторых педагогов, на мой взгляд – «топтание»  на месте. Посещая уроки моих коллег-музыкантов, иногда обнаруживаю, что вполне способный ученик в младших классах, постепенно взрослея, начинает терять интерес к обучению. Анализируя такие моменты и,  посещая уроки этого же ребенка я обнаруживаю причину, которая кроется, на мой взгляд,  в самом педагоге:  ученик из урока в урок играет один и тот же репертуар, ведется работа над одним и тем же отрывком, одними и теми же методами, одними и теми же словами, при этом, не добавляя к изученному ничего нового.    Согласна, что «Повторение-это мать учения», но, во всем важна норма. К старому материалу нужно непременно добавлять новые краски, новые знания, которые ученик путем проблемно-поисковых методов должен добыть сам вместе с учителем. Ведь обучение – это лесенка и каждый урок должен стать новой ступенькой по пути к новым знаниям, на которую поднимается ученик с помощью.

 Поэтому, каждый урок –маленькая ступенька на пути к знаниям.  Это непременное правило в моей педагогической практике. 

Правило восьмое:  О работе с родителями.

За годы своей практической деятельности, твердо уверена, что только тандем-триада «Учитель-ученик-родители» в тесном взаимодействии дает свои результаты. С родителями работать нужно, это обязательное условие. Но это работа очень эффективна, если налажен хороший контакт учителя с учеником. На вопрос родителей «как там мой?», я всегда отвечаю «прекрасно!».

 Наблюдая за некоторыми своими коллегами, поражаюсь: не успев окончиться уроку, молодой педагог звонит маме и в очередной раз жалуется на дочь, которая не подготовилась к уроку, не играла дома на инструменте. И, кстати, говоря, эта девочка в скором будущем бросила занятия в музыкальной школе. По всей видимости, и самой ученице и ее родителям надоели бесконечные нотации педагога в их адрес. Думаю, это не самый лучший подход к решению проблемы с домашними занятиями. Не скажу, что в моем классе все дети идеально готовятся к уроку, занимаются часами дома. Но я стараюсь понять их проблемы, загруженность в общеобразовательной школе и даю карт-бланш ребенку, иначе говоря «аванс» в виде ожидаемого от него результата, который выглядит примерно так: «Дома обязательно поиграй, позанимайся! Я ведь знаю, как ты можешь хорошо играть, когда позанимаешься. Давай, старайся, я в тебя верю!» и, смотришь, ребенку, который получил такую казалось бы, ничего не значащую «установку», а особенно «Я в тебя верю!» ничего другого не остается, как заниматься дома.

Не скрою, что порой случаются сложные ситуации, и  позвонить родителям- это самое простое и примитивное действие, возможно и быстродействующее. Но знаю по собственному опыту, что этот метод может оказаться действенным только в какой-то единичной ситуации.  И тогда, прикладывая  максимум своих знаний по психологии, знание характера ребенка, даже предвидя его реакцию,  пытаюсь разрешить ситуацию таким образом, чтобы ученик понял, что он был не прав.

Очень хороший и действенный прием в работе с детьми – чувство юмора. Это практически безотказный метод.  Шутите с детьми, улыбайтесь над своими  и детскими  ошибками. Это и психологическая  разрядка  на уроке и заряд тех положительных эмоций, которых подчас так не хватает в наше время, когда «живое» общение заменяется  современными гаджетами. Родителям думаю, буду жаловаться только в исключительных случаях, каких пока  у меня не было.

Правило девятое:  взаимоотношение в коллективе.

В народе говорят: коллектив-это второй дом и такое изречение – не пустой звук. В школе мы проводим практически 1/4 часть нашей жизни. И оттого, какие взаимоотношения у вас с коллективом, зависит не только ваш  морально-психологический климат, но и настрой на работу. Будьте уважительны к своим коллегам, обращайтесь к ним за помощью, не стесняйтесь этого. Помогайте своим коллегам по мере возможного, будьте добры и не злорадствуйте их неудачам.

Правило десятое или Заключение:

Оглядываясь на свой многолетний педагогический труд, задаюсь вопросом «Какую профессию я выбрала бы,  если была возможность начать все сначала?». Без колебания отвечаю сама себе «Только эту и никакую другую!».

Пожалуй, самой большой наградой за мой труд являются даже не результаты конкурсов, хотя и они немаловажны, а ответы моих  выпускников, которые  на вопрос «Будете ли ты  продавать свой аккордеон»?,  практически все  заявляют: «Нет! я буду  играть сама! И детей своих еще к вам приведу!».  Я радуюсь в душе! Значит,  я смогла посеять в душе ребенка зерна прекрасного, зерна познания тайны музыки, а самое главное-привить у ребенка любовь к инструменту, когда хочется играть просто так, для души, а не тогда, когда тебя заставляют. Значит, музыка поселилась в душе этого ребенка навсегда! И это здорово!  И пусть не все мои выпускники стали профессиональными музыкантами, кто-то стал экономистом, кто-то врачом, кто-то водителем, самое главное – они стали  хорошими людьми – добрыми, честными, справедливыми, трудолюбивыми Ведь музыка, как одно из сильно действующих на эмоциональное состояние человека искусство,  учит трудолюбию,  состраданию, умению сочувствовать   чужой боли, сопереживать ближнему, отличать добро от зла.  А если это так, значит, мои педагогические усилия не прошли даром, я на верном пути!

       Нам не дано предугадать,

       Как наше слово отзовется.

       Посеяв в души благодать

      Увы, не всякий раз дается.

               Но мы обязаны мечтать

               О дивном времени, о веке,

               Когда цветком прекрасным стать

               Сумеет личность человека.

                              И мы обязаны творить,

                             Презрев все тяготы мирские,

                             Чтоб истин светлых заложить

                             Зачатки в души молодые.

                                                Чтоб верный путь им указать,

                                                Помочь в толпе не раствориться.

                                                Нам не дано предугадать,

                                               Но мы обязаны стремиться!

                                                                                                     Ф. Тютчев