Развитие самостоятельности учащихся в классе фортепиано ДМШ

Байболова Марина Абаевна

Преподаватель дополнительного образования (фортепиано)

Детская музыкальная школа №1 (хоровая) г.Алматы

Педагогическая деятельность –   очень сложный процесс. В воспитании  навыков самостоятельности в работе учащихся музыкальных школ педагог имеет очень большое значение. Он всегда является ключевой фигурой любого учебного процесса.  

Проблема развития самостоятельной работы является одним из важнейших вопросов педагогики. Она охватывает  решительно все стороны деятельности педагога и ученика. Основное место в этой проблеме занимает вопрос раскрытия художественной неповторимости ученика. Есть замечательные педагоги, воспитавшие немало индивидуально различных музыкантов, играющих самобытно,  но однако, не умеющих без преподавателя  работать над произведением.

Для начала, прежде всего, следует уточнить понятие самостоятельности в работе учащихся и выяснить, можно ли требовать ее от учеников на начальной стадии обучения. Под самостоятельностью имеется в виду умение учащихся применять в своей домашней работе полученные на уроках знания и навыки,  творчески подходить к решению поставленных задач. При этом ученик должен обладать определенными знаниями, понимать сущность заданий и их цель. Поэтому очень важно, чтобы педагог стремился к постепенному развитию у ученика инициативы в занятиях, старался пробудить в нем  интерес к занятиям и творческую активность.

Процесс развития этой работы сложен и очень длителен. Умение независимо мыслить  воспитывается путем определенной тренировки и внимания. С самого начала работы с учеником, с первой же встречи с ним нужно пробуждать его инициативу во всем. Необходимо создать в классе спокойную доброжелательную  творческую атмосферу исканий, размышлений, помочь ученику избавиться от внутренней скованности, вялости, поднять его настроение. Воспитывая учащихся, необходимо стимулировать их активность, без которой немыслима подлинная самостоятельность. Большое значение для развития будущей грамотности в работе имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог строит свои объяснения так, что основная мыслительная деятельность падает на учащегося, то это всегда способствует развитию его активности.  Однако не стоит путать понятие активность и самостоятельность. Они тождественны, но все же имеют разницу –  не всякая умственная активность означает самостоятельность. Можно быть активным и  абсолютно не уметь самостоятельно работать.

Одной из основных задач педагога в воспитании навыков самостоятельной работы является воспитание элементарной грамотности. Уже на первой стадии музыкального обучения следует развивать у ученика бережное отношение к тексту, внушать ему, что без точного выполнения указаний в тексте нельзя добиться правильного раскрытия авторского замысла. Одним из самых распространенных средств стимулирования занятий является строгая оценка. Надо учитывать, что систематические нотации гасят энтузиазм воспитанников. С другой стороны, неумеренные похвалы могут привести к самомнению. Очень внимательно нужно следить педагогу и за тем, как именно делать замечания ученику. Помня о том, что непоследовательность требований губительна для любой работы, нужно заботливо продумывать порядок своих указаний. Для того чтобы самостоятельная работа была продуктивна, она должна быть по силам учащимся и в то же время достаточно трудна. Непосильные задания могут вызвать у ученика потерю уверенности в своих силах. С другой стороны выполнение слишком легких заданий не развивает в достаточной степени способностей ученика. Следует помнить, что успех работы, быстрота усвоения материала прямо пропорциональны  яркости, четкости и ясности поставленных на уроке заданий, а для этого надо  наметить  направление в работе, нацелить ученика на самое важное и трудное.  Одна из важнейших задач — увлечь детей, соединить музыку с жизнью, играми.   Но вместе с интересом надо столь же тщательно привить любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами, путем многократных повторений добиться желаемого исполнения. Нужно не бояться давать детям большое количество вещей, идти за возникающим у них интересом, позволять им пробовать в музыке все, что привлекает их внимание, что они слышат у других. Дети успешнее двигаются вперед на более трудном для них материале, если он их эмоционально затронул, чем на легком, доступном, но не увлекшим, не заинтересовавшим.

 С самого начала работы над произведением совершенно необходимо, чтобы ученик какое-то время на уроке поработал над пьесой в присутствии педагога. Это многое раскроет последнему, поможет лучше руководить домашними занятиями, направить их в нужное русло.

 Подобный разбор поможет направить  внимание не только на звуковысотность и длительность нот, но и на все указания в нотах – аппликатуру, знаки артикуляции, динамические оттенки и другие. Ученик должен увидеть все, что написано в тексте. Педагогу надо проверить, понимает ли учащийся смысл того или иного обозначения и способ его исполнения. Если ученик не умеет еще совсем самостоятельно заниматься дома, следует поучить с ним одну – две пьесы на уроке досконально, показать вплоть до малейших подробностей, как нужно трудиться дома, а затем, на последующих произведениях  уже какую-то часть работы поручать самому, используя вновь приобретенные навыки.

После того, как педагог убедится, что задание  понятно ученику, разбор произведения задается на дом. Чтобы  домашняя работа была продуктивна, преподаватель должен быть убежден  в правильности дальнейшей самостоятельной работы; для этого следует  уже на уроке добиваться  точного исполнения. Без умения самостоятельно работать невозможно ни успешное продвижение учащегося, ни получение им твердо усвоенных знаний, прочно закрепленных навыков. Результаты самостоятельной работы должны систематически проверяться педагогом.

Но одним из самых важнейших моментов  в занятиях с учениками является работа над звуком и музыкальной фразой. Эта задача встает перед учеником с первых же дней обучения. Для музыкального воспитания недостаточно грамотно прочесть нотный текст, очень важно чувствовать музыкальную фразу, играть красивым звуком.

Без привития учащимся технических навыков и умения преодолевать технические трудности работа педагога не может считаться полноценной. В этом заключается третья задача.

Чтобы работать продуктивно, исполнителю надо слушать себя, уметь мыслить, анализируя свои ошибки, и этому должен научить его педагог. Очень важно в первую очередь воспитывать эмоциональность и интеллект.  Развитие эмоциональности идет прежде всего через воспитание умения слушать себя; именно «слушание» музыки и рождает в первую очередь эмоциональный отклик исполнителя. А становление интеллекта учащегося происходит наилучшим образом, если педагог путем обобщений подводит ученика к познанию закономерностей музыки. Само по себе слушание музыки возможно лишь при исполнении. При воспитании этого навыка  педагог встречается со многими трудностями. Главная трудность заключается в том, что «слушание»  своей игры требует постоянной напряженности внимания, непрерывной «включенности» учащегося во время занятий. Слушание своей игры нетрудно при условии – если оно привычно. Поэтому ученика с детства следует учить слушать себя и затем следить за развитием этого умения постоянно. Умение это воспитывается только на конкретных требованиях к звучанию. Ведь когда перед учеником стоят точные исполнительские звуковые задачи, он обязан их квалифицированно выполнять.

Систематическая самостоятельная работа развивает настойчивость в преодолении поставленных целей, воспитывает у маленьких пианистов волю и характер.  Часто педагоги допускают два основных типа педагогических ошибок, которые сказываются на самостоятельности учащихся. Во-первых, это нарушение гармоничности музыкального развития, ведущие к резко выраженной односторонности; во-вторых – гипертрофированная активность педагога, которая парализует инициативность учащегося.

Воспитание самостоятельных навыков  ученика невозможно развить без использования анализа и обобщений в преподавании. Хороший педагог обычно стремится систематизировать познания ученика, привить ему ряд общих принципов исполнения, отношения к музыке. Руководствуясь этими принципами, учащийся сумеет разобраться в новом произведении, будет знать как планировать занятия, с чего начинать работу, сможет ставить перед собой конкретные исполнительские задачи. Поэтому во время занятий с учеником, разбирая произведение, анализируя встречающиеся трудности, педагогу необходимо обобщать свои указания. Форма возможных обобщений  и мера их использования в первую очередь обусловлены уровнем «продвинутости» ученика. Кроме того важнейшее значение имеет учет способностей и склонностей учащегося, своеобразие его личности и развития. Обобщения понятны ученику, если имеют доступное для него музыкальное  содержание.

Нельзя  не отметить индивидуальный подход к учащемуся в воспитании его самостоятельности в работе. Это особая область педагогического искусства. Проблемы развития индивидуальности учащегося и воспитания его самостоятельных навыков тесным образом связаны.  Невозможно выявить в полной мере творческий облик ученика, не предоставив ему возможности самостоятельно и по-своему мыслить и работать. В развитии самостоятельных  навыков пианистической работы учащихся значительную роль играют все стороны  формирования человеческой личности: характер, воля, интерес, память и т.д. Задача педагога – учитывать индивидуальные психологические особенности своих воспитанников. Успешность и инициативность  занятий целиком  обусловлены интересом учащегося к музыке. А интерес – это «залог» всех успехов. Педагог должен все время «подогревать» интерес  к делу у своих воспитанников  и поощрением, и осуждением, и сравнением их игры с игрой других учащихся  или крупных исполнителей. Стимулом к  возможности играть лучше, красочнее и вместе с тем интенсивнее работать является умение педагога увлечь ученика ярким показом, нарисовать ему красочную звуковую картину, показать возможно более выразительное, тонкое звучание.

Для развития независимого мышления при работе над звуком послужит такой стиль занятий, при котором педагог будет все время предлагать ученику самому оценивать результаты своих действий. Чем больше задавать ему вопросов, тем пытливее станет юный музыкант.

С развитием самостоятельности тесно соприкасается проблема запоминаний музыкальных произведений пианистом. В психологии доказано, что быстрота и прочность запоминания зависят от осмысленности, умственной активности при заучивании материала. «Истина» заключается в том, что чем глубже при заучивании музыкальных произведений ученик будет понимать не только  художественный смысл, но и «конструкцию», рисунок, строение формы, мелодии, гармонии, фактуры произведения, тем скорее и надежнее он запомнит его. Нужно все время будить фантазию учащегося, добиваться того, чтобы он сам находил разнообразные приемы разучивания, менял их, обогащал и главное, всегда убеждался, что они приносят реальную пользу.

Совершенно очевидно, что степень самостоятельной работы в разных классах Детской музыкальной школы будет различна, не говоря уже о зависимости ее от индивидуальных особенностей учащихся.  Важно пристально наблюдать за своими воспитанниками, выявляя их возможности к самостоятельному труду, и терпеливо приучать постепенно всю возрастающую часть  работы делать дома самому.

Педагогу необходимо воспитывать все эти навыки в своём ученике, тогда самостоятельная работа ученика, выполнение домашнего задания будет более осмысленной, продуктивной. Он не просто будет проигрывать произведение, а выполнять поэтапную работу, ставить точные задачи и идти к их выполнению. Такая  работа  приведет к достижению качественного, лучшего конечного результата. А это главное, к чему мы, педагоги, стремимся в своей педагогической деятельности.

Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности является одной из основных задач всей педагогики. Воспитать своего ученика хорошим музыкантом и тем самым подготовить его к самостоятельной практической работе – вот та цель к которой, в конечном счете стремится каждый педагог.

Остановимся, прежде всего, на тех общих установках, привычках и навыках, которые одинаково необходимы при любом способе, при любом содержании работы.

Навык «предварительного обдумывания» – это основной, первоочередный навык, который должен быть воспитан в ученике. Привычка представлять себе в уме каждую задачу до её выполнения, не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено всё, что необходимо в данный момент сделать, и пока не появится уверенность, что всё или почти всё сделать удастся. Недостаток этого навыка нередко сказывается в манере действования ученика на уроке: не обдумавши, начинает играть, срывается, путается, торопливо начинает вновь. В отсутствии этого навыка целиком виноваты педагоги: они почти никогда не дают ученику нужного для этого времени. Между тем, продуктивность работы на уроке значительно повышается, если часть времени отдаётся мысленной работе ученика, идёт на предварительное обдумывание текущих задач.

Несколько труднее приучить ученика к промежуточному обдумыванию, к тому, чтобы он, повторяя несколько раз тот или иной отрезок, в промежутках соображал, что у него не вышло и что надо лучше сделать. Ученику всегда невольно хочется без перерыва перейти от конца разучиваемого отрывка снова к его началу, пока ещё сохранились яркие следы от игровых ощущений. Поэтому нужно требовать, чтобы он в промежутках между повторениями хотя бы на секунду снимал руки с клавиатуры и клал их на колени; эти мгновения естественно заполняются повторным мысленным охватом задачи.

Ещё труднее воспитать навык заключительного обдумывания, то есть, умение по окончании работы над произведением припомнить какие неточности ещё не удалось прочно устранить, какие задачи не выполнены. Поэтому, нужно требовать достаточно часто, чтобы ученик, проиграв пьеску, умел рассказать, следя по нотам, где и что у него недостаточно хорошо вышло. Вообще же, воспитание этого навыка играет решающую роль в деле развития как художественного, так и технического воображения.

Очень важно уметь реализовать намеченные в уме задачи при первом же проигрывании, по возможности – без неудачных проб. Значительное число этих проб, характерное для многих учеников, является, с одной стороны, прямым следствием нечёткости замысла, с другой стороны – следствием неумения взять посильный темп, а с третьей – следствием недостаточной «управляемости» игры. Управляемость игры в одинаковой мере состоит и в умении управлять игровым аппаратом, то есть, подчинять замыслу автоматизм игровых движений, и в умении вовремя, отчётливо представить себе каждую очередную задачу, то есть подчинять воле автоматизм движения игровых образов.

Очень тонким навыком является навык реализации новых художественных импульсов. Умение сразу реализовать те художественные импульсы, которые впервые появляются в самом ходе игры и не входят в заранее обдуманный план. Педагогу нужна, конечно, большая чуткость, чтобы уловить, что в уме ученика действительно промелькнуло желание сделать большое замедленнее или более яркий акцент.

Умение повышать качество игры при многократном повторении – воспитание этого умения является довольно сложной задачей. Очень важно при повторении части пьесы или нередко ученики просто «долбят» отрывок, стремясь лишь к тому, чтобы он выходил «сам собой». Встречаются нередко и такие, которые удовлетворительно реализуют задачу при первом, втором проигрывании, а дальше снижают качество игры. Кроме умелого воздействия на волю ученика, с другой стороны, необходимо:

а) очень умело назначать число повторений

б) установить как принцип, что ученик должен прекращать повторение, если после нескольких удачных проигрываний наступает труднопреодолимое ухудшение игры.

Следующий, не менее важный навык, требующий воспитания – умение возвращаться к упрощённому виду задачи, к предварительным ступеням её разрешения.

Если нет уверенности в быстрой реализации технической задачи, должно иметь место её предварительного упрощения. Под технической задачей мы подразумеваем и работу по преодолению трудностей сочетания и сцепления игровых образов (сюда входит и заучивание на память) и работу по подчинению движений игровому образу.

Качество неудачных «проб» должно быть минимальным: их накопление засоряет память. А также укрепляет представление о наличии трудности. Требование предварительного упрощения не содержит в себе никакой сложности, на первый взгляд. В действительности совсем не так: если в игре уже образовался неуправляемый автоматизм, то самый простой способ упрощения трудности – снижение темпа, но это требует большого усилия памяти и воображения. Крайне важно также чаще возвращаться к самому раннему этапу над пьесой – к тщательному повторному разбору текста.

Умение играть всегда «красивым звуком». Стремление играть красивым звуком включает в себя и точное планирование градаций силы звука, и вслушивание в звучания, и координированность игровых движений, и известную приподнятость эмоциональной настройки. Дополнением к этому является требование всегда играть осмысленно – так, чтобы звуки всегда что-то выражали, а не просто следовали одни за другими. Оба эти навыка воспитываются тем, что педагог вообще не допускает в своём присутствии грубого или бледного звучания, не допускает так же ни бессмысленного, вялого переползания со звука на звук, ни грубого выколачивания.

Опасность последнего особенно велика в тех случаях, когда ученику предлагается тренироваться в замедленном темпе с повышенной силой звука; нужно стараться поставить это дело так, чтобы замедленная громкая тренировка была похожа на содержательную декламационную игру, а не представляла собой механического толкания клавиш. Если же медленная тренировка производится относительно слабым звуком, то она должна представлять собою как бы «выпевание» всех голосов. Требование тренироваться в медленном темпе всегда « с настроением», выпевая звуки, занимает видное место в педагогической системе такого крупного мастера из числа основоположников советского пианизма, каким является профессор Л.В.Николаев.

Педагогу необходимо воспитывать все эти навыки в своём ученике, тогда самостоятельная работа ученика, выполнение домашнего задания будет более осмысленной, продуктивной. Он не просто будет проигрывать произведение, а выполнять поэтапную работу, ставить точные задачи и идти к их выполнению. При такой работе развивается память ученика, воспитывается самооценка, что приводит к достижению качественного, лучшего конечного результата. А это главное, к чему мы, педагоги, стремимся в своей педагогической деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Кременштейн Б.Л.  «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» М., 1966г.
  2. Левин.И. «Основные принципы игры на фортепиано» М.1978г.
  3. Мильштейн Я. «Методические записки по вопросам музыкального образования».М., 1966г.
  4. Мильштейн Я. «Вопросы фортепианного исполнительства» Выпуск I. М., 1965г.
  5. Смирнов. М. «Очерки  по методике обучения игре на фортепиано».  Выпуск II. М., 1965г.