Обобщение педагогического опыта: «Развитие логического мышления на уроках математики как основа повышения качества образовательного процесса»

Покоева Елена Викторовна

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №2 п.Аксу», г.Степногорск

        Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся условиях, но и активно влиять на существующую деятельность. На первый план выходят определённые требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной.

         Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

        Тема актуальна в свете обновления содержания образования, ведь математическая грамотность – это способность человека мыслить математически (а значит логически!), формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

      Я столкнулась  с проблемой несформированности у учащихся способности анализировать, конкретизировать, обобщать, планировать делать выводы. Исходя из этой проблемы, я считаю, что развитие логического мышления на уроках математики актуально и определяется социальным заказом общества на творческую личность,  способную  осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей  деятельности.

Теоретическая  обоснование опыта

         Изучением онтогенеза интеллектуальных процессов и, в частности, процессов логического мышления занимались такие известные психологи, как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, А.Р. Лурия, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и другие. Исследования данных ученых легли в основу психолого-педагогических концепций развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.Н. Поспелов, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.), центральной идеей которого является развитие умственных способностей учащегося как субъекта учебной деятельности.

    Теоретико-методологической основой опыта послужили фундаментальные положения о соотношении обучения и развития.

Педагогическая идея опыта заключается в формировании положительной динамики развития логического мышления в процессе обучения учащихся 1-4 классов. Для этого обучение  строила с учетом интересов школьников, связанное с их жизненным опытом, это дало гораздо лучшие результаты, чем обучение, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний. Логически мыслить и рассуждать ученик начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него значение.

 Цели и задачи педагогической деятельности

      У меня возник вопрос, а как же улучшить мыслительную деятельность моих учеников  на уроках математики, сделать их ум более гибким, научить мыслить, какие средства использовать.

Я поставила цель: выявить, теоретически обосновать и практически проверить систему упражнений для эффективного развития логического мышления.

Цель опыта: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у школьников.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

2. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач; точной, аргументированной и доказательной речи.

3. Формировать положительную мотивацию к обучению в школе.

4. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий  (изготовление карточек, таблиц).

5. Создать ситуацию успеха на уроках для ученика, способствующую желанию самостоятельно анализировать способы работы  и выбирать наиболее эффективные

6. Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в разработке комплекса педагогических приемов, позволяющий внедрить их в учебную практику без изменения базисных учебных планов, увеличения нагрузки на учащихся (введение в структуру урока этапов, позволяющих активизировать деятельность учителя по развитию логического мышления, с широким использованием специально подобранных заданий, учитывая возрастные особенности с опорой на наглядно-действенные и игровые методы обучения).

Практическая значимость

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Практическая значимость состоит в том, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

 Организация образовательного процесса

Над данной темой я начала работать с учащимися в 2018 году.

     Процесс обучения был ориентирован на особенность каждого ребенка. Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Формы: уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества.

Для создания на уроках атмосферы поиска, для развития системного мышления большую роль отвожу нестандартным урокам: урокам-путешествиям, урокам-играм, урокам-практикумам.

     Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому я стараюсь находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

     Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения логических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением проблем.

Активные методы: практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.

Пары и группы – этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.

Проблемные методы – способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Практический метод – заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.).

Методы выяснения целей – результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

Методы подведения итогов – позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

При выборе метода учитываю ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Приёмы:

1.Создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

2.Выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

3.Подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

4.Подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;

5.Создание ситуации успеха через выполнение заданий;

6.Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией

Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

     Работа по данной проблеме даёт определённые позитивные результаты.

     В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы- это качество знаний учащихся, итоги участия в республиканских и международных конкурсах, что позволяет говорить о высоком уровне интеллектуального развития моих учеников.

    Вовлечение учащихся в активную учебно- познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику.

    Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой подход создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижает тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех этапах.

     Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности. Эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках технологии.

     Исследования показывают, что активность в сотрудничестве всегда очень высоко оценивается личностью. Совместная деятельность для школьников необходима не только в целях приобретения опыта, обмена информацией; главное в том, что «человек смотрится в другого человека, как в зеркало» и тем самым многое соотносит к себе.