Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений
ШУЙКЕБАЕВА АЙГЕРИМ БЕЙБЭТОВНА
КГУ «ПОБЕДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА», КАРАБАЛЫКСКИЙ РАЙОН, С. ПОБЕДА
Тема урока: «Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »
Цели: Образовательные:
- Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
- Расширить представление об использовании воздуха;
- Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
- Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.
Развивающие:
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные:
- Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
- I. Организационный момент.
Прозвенел долгожданный звонок.
Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.
Вопросы приготовил он для Вас.
Чтоб дружно поработал весь класс.
Он желает Вам удачи!
За работу, в добрый час!
II. Введение в тему урока.
– Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (с друзьями)
– Он полностью с Вами согласен.
– Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
– Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.
«Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка – Улетит за облака» (ответы)
– Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
– А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — узнаете тему сегодняшнего урока. Тема нашего урока «Воздух. Значение воздуха для человека, растений и животных
III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”. Воздух – это то, чем мы дышим.
– Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы: (НА ДОСКЕ)
Что такое воздух.
2. Какими свойствами обладает воздух?
3. Как человек использует воздух?
4. Нужно ли охранять воздух?
IV. Изучение нового материала.
– Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать? Давайте проведем опыты!
Опыт Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
возьмите воздушные шарики, надуйте, а затем спустите. Что вы можете сказать? Внутри шарика находится воздух. Сделайте вывод…
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)
– Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
– Как Вы думаете, из чего состоит воздух? (ответы)
– Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы.
– Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?
«Воздух»
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим!
- V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
– Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)
– Можно ли воздух увидеть? (ответы)
Опыт 1. Иногда воздух можно обнаружить при помощи зрения.
Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
– Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть? (Появляются пузырьки)
– Это пузырьки воздуха.
Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 2. Цель: показать, что воздух прозрачен.
Ход. Сравните воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух? (всё видно)
Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 4. Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
Ход. Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)
Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)
Закроем глаза. (ПШЫКНУТЬ) что почувствовали? Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?
Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 5. Цель: показать, что чистый воздух не имеет вкуса. Не ощущаем.
Ход. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какой вывод сделаем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Опыт 6. Цель: показать, что воздух не имеет формы.
Ход. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет воздух форму?
Вывод: Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Вывод: Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
VI. Физкультминутка. Шарики воздушные
VII. Использование свойств воздуха человеком.
– Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.
Ход. Помашите тетрадками перед собой. Что почувствовали? (лёгкий ветерок)
– Как ветер связан с воздухом?
– Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.
« Земля в разных местах по – разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
Вывод: Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
– Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль
Опыт 8. Цель: показать, что воздух сжимаем и упруг.
Ход. Ударь мячом об пол. Что происходит? Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Вывод: Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)
– Посмотрите, где использует человек это свойство воздуха.
Вывод: Теплый воздух поднимается вверх. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Вывод: При нагревании воздух расширяется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Вывод: При охлаждении воздух сжимается. (карточка с выводом вывешивается на доску)
А сейчас ребята вашему вниманию предоставляется видео, где подтверждены ваши выводы об опытах.
Рассказ учителя.
«Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Это происходит потому, что… Вывод: Воздух плохо проводит тепло. Сохраняет тепло. (карточка с выводом вывешивается на доску)
VIII. Закрепление знаний.
– Перечислите свойства воздуха
IX. Охрана воздуха.
– Ребята, людям, животным, растениям – всем нужен воздух.
– Ребята, а от чего воздух может загрязняться? (ответы)
– Почему же на земле его не становится меньше? ( ответы)
– Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
– Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? (ответы)
– На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах. (Слайд 30)
X. Итог урока. – Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. ТЕСТ Ответьте на вопросы теста, теперь поменяйтесь тестами с соседом. И проверьте, поставьте оценку. (ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ И КРИТЕРИИ) ОЦЕНИВАНИЕ!!!!
– Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
XI. Рефлексия. Ребята, незнайка благодарит вас за работу на уроке, теперь он много знает о воздухе, потому что вы ему в этом помогли!
Итак ребята, у вас на партах лежат карточки на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала, работы на уроке
XI I. Домашнее задание.
В учебнике читать, пересказывать с. 56
КГУ «Побединская основная школа»
Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему:
«Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »
Учитель: Шуйкебаева А.Б.
2016-2017 уч.год