Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений

ШУЙКЕБАЕВА АЙГЕРИМ БЕЙБЭТОВНА

КГУ «ПОБЕДИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА», КАРАБАЛЫКСКИЙ РАЙОН, С. ПОБЕДА

Тема урока: «Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »

Цели: Образовательные:

  • Дать представление о воздухе, познакомить с составом и некоторыми свойствами воздуха;
  • Расширить представление об использовании воздуха;
  • Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;
  • Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите.

Развивающие:

  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски. Воспитательные:
  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
    Ход урока:
  1. I. Организационный момент.
    Прозвенел долгожданный звонок.
    Незнайка вновь встречи с Вами ждёт.
    Вопросы приготовил он для Вас.
    Чтоб дружно поработал весь класс.
    Он желает Вам удачи!
    За работу, в добрый час!
    II. Введение в тему урока.
    – Ребята, Незнайка хочет спросить у Вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (с друзьями)
    – Он полностью с Вами согласен.
    – Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок?
    – Отгадайте загадку и Вы узнаете, кто будет главным героем нашего урока.
    «Круглый, гладкий, как арбуз.
    Цвет любой на разный вкус.
    Коль упустишь с поводка – Улетит за облака»  (ответы)
    – Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
    – А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри — узнаете тему сегодняшнего урока.    Тема нашего урока «Воздух. Значение воздуха для человека, растений и животных
    III. Сообщение темы и целей урока.
    – Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
    Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”. Воздух – это то, чем мы дышим.
    – Вместе с Незнайкой и Воздушным Шариком мы ответим на вопросы:  (НА ДОСКЕ)
    Что такое воздух.
    2. Какими свойствами обладает воздух?
    3. Как человек использует воздух?
    4. Нужно ли охранять воздух?
    IV.   Изучение нового материала.

–  Воздух находится вокруг нас повсюду. Как это можно доказать?  Давайте проведем опыты!
Опыт  Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
возьмите воздушные шарики, надуйте, а затем спустите. Что вы можете сказать? Внутри шарика находится воздух. Сделайте вывод…
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. (карточка с выводом вывешивается на доску)
– Правильно. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в, воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на земле. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
– Как Вы думаете, из чего состоит воздух?  (ответы)
– Воздух – это смесь газов. В его состав входят азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%), водяные пары и другие газы.
– Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворении?
«Воздух»
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И  лежит на них каймой,
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь  он нам необходим!

  1. V. Опыты. Исследование свойств воздуха.
    – Как назван воздух в стихотворении? (невидимка)
    –  Можно ли воздух увидеть?  (ответы)
    Опыт 1.  Иногда  воздух можно обнаружить при помощи зрения.
    Ход. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
    – Что произошло, если опустить соломинку в воду и подуть?  (Появляются пузырьки)
    Это пузырьки воздуха.
    Вывод: В некоторых случаях можно обнаружить воздух при помощи зрения. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 2.   Цель: показать, что  воздух прозрачен.
    Ход.  Сравните  воздух с непрозрачными предметами. Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух?  (всё видно)
    Вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 4.   Цель: показать, что   чистый воздух ничем не пахнет.
    Ход.  Вдохнуть глубоко, что Вы почувствовали? (ничего)
    Пахнет чем–нибудь воздух? (нет)
    Закроем глаза. (ПШЫКНУТЬ) что почувствовали?  Предложим последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.  Какой запах имел воздух до того, как он был насыщен разными запахами?
    Вывод: Воздух не имеет запаха. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 5.   Цель: показать, что   чистый воздух не имеет вкуса. Не ощущаем.
    Ход.  Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.  Какой вывод сделаем?
    Вывод:  Воздух не имеет вкуса. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Опыт 6.   Цель: показать, что   воздух не имеет формы.
    Ход.  Возьмите в руки учебник. Какой он формы? Попробуйте взять в руки воздух. Получилось?  Имеет воздух форму?
    Вывод:  Воздух не имеет формы. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    Вывод:  Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…
    VI.   Физкультминутка. Шарики воздушные
    VII.   Использование свойств воздуха человеком.
    Сегодня Вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах). И о том, как человек использует это в своей жизни.
    Ход.  Помашите тетрадками перед собой. Что почувствовали?  (лёгкий ветерок)
    – Как ветер связан с воздухом?
    – Давайте вспомним, что мы знаем о ветре.
    « Земля в разных местах по – разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный  воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».
    Вывод:  Воздух движется. (карточка с выводом вывешивается на доску)
    – Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль
    Опыт 8.   Цель: показать, что   воздух сжимаем и упруг.
    Ход.  Ударь мячом об пол.  Что происходит?  Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Вывод:  Воздух сжимаем и упруг. (карточка с выводом вывешивается на доску)
Посмотрите, где использует человек это свойство воздуха.
Вывод: Теплый воздух поднимается вверх.
(карточка с выводом вывешивается на доску)
 Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Вывод: При нагревании воздух расширяется.
(карточка с выводом вывешивается на доску)
Вывод: При охлаждении воздух сжимается.
(карточка с выводом вывешивается на доску) 

А сейчас ребята вашему вниманию предоставляется видео, где подтверждены ваши выводы об опытах.

Рассказ учителя.
«
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными части­цами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зим­ний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
Это происходит потому, что… Вывод:  Воздух плохо проводит тепло.  Сохраняет тепло.  (карточка с выводом вывешивается на доску)
VIII.   Закрепление знаний.

– Перечислите свойства воздуха
IX.  Охрана воздуха.
– Ребята, людям, животным, растениям – всем нужен воздух.
– Ребята, а от чего воздух может загрязняться?  (ответы)
– Почему же на земле его не становится меньше?    ( ответы)
– Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
– Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?   (ответы)
– На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах.   (Слайд 30)
X.  Итог урока.  Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. ТЕСТ Ответьте на вопросы теста, теперь поменяйтесь тестами с соседом. И проверьте, поставьте оценку. (ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ И КРИТЕРИИ) ОЦЕНИВАНИЕ!!!!

– Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.
XI. Рефлексия. Ребята, незнайка благодарит вас за работу на уроке, теперь он много знает о воздухе, потому что вы ему в этом помогли!

Итак ребята, у вас на партах лежат карточки на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала,   работы на уроке
XI I.  Домашнее задание.

В учебнике читать, пересказывать с. 56

КГУ «Побединская основная школа»

Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему:

«Воздух. Значение воздуха для человека, животных и растений »

Учитель: Шуйкебаева А.Б.

2016-2017 уч.год