Детский исследовательский проект «Экологическое воспитание»
Климашева Юлия Витальевна
Воспитатель
КГКП «Ясли-сад №8»
Актуальность проекта:
Проект «Экологическое воспитание» посвящён одной из наиболее актуальных
проблем современной педагогики – воспитанию у детей любви к природе, к окружающему миру через понимание того, что всё в природе взаимосвязано.
Этот проект – тот самый случай, когда игра и развлечение, наука и полезное смогут помочь в правильном формировании у ребёнка отношения к живой природе, к себе, как её составной части.
Детский исследовательский проект «Экологическое воспитание» ориентирован на приобретение детьми опыта собственной элементарной опытно-исследовательской деятельности, воспитание у детей познавательного интереса, формирование умения приобретать новые знания и применять их в жизни.
В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольники учатся внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.
Дошкольные образовательные учреждения в данных мероприятиях принимают самое непосредственное участие. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Долг и задача воспитателя – научить детей беречь и сохранять природу для комфортной жизни современных людей и для последующих поколений.
Цель проекта:
Формирование у детей способности к позитивному поведению и отношению к окружающему миру и природе.
Задачи:
Воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе. Воспитание интереса к окружающему миру, явлениям природы.
Развитие практических навыков детей дошкольного возраста в экологическом направлении.
Формирование знаний о явлениях живой и неживой природы. Обучение умению определять состояние погоды, наблюдать за явлениями природы. Формирование элементарных представлений о некоторых растениях родного края, об овощах и фруктах; знаний о видах комнатных растений, их различии (фиалка, герань, бегония).
Паспорт проекта:
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Форма представления проекта: – презентация
Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование экологической культуры детей.
Ожидаемые результаты:
• Приобщение детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям по охране окружающей природы;
• Привлечение родителей воспитанников к природоохранной деятельности на территории ДО;
Этапы проекта.
Теоретический. Ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по экологическому развитию дошкольников.
– ознакомление с научно-методической литературой;
– изучение инноваций в системе экологического образования младших дошкольников;
– изучение передового педагогического опыта
Практический. Организация коллективного творческого поиска реализации экологического образования дошкольников.
– апробация воспитателем группы разнообразных форм и методов работы с детьми и их родителями;
– создание экологически развивающей среды: (уголок природы в группе, цветник, стена творчества, уголок наглядной агитации для родителей)
Оценочно –результативный. Обобщение и распространение полученного опыта
– соотнесение результатов проектной деятельности с поставленными задачами и целью;
В работе с детьми:
- 1. Беседа «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети», «Мой край родной», «О чём мечтала поляна». «Что мы знаем о природе и как природу нужно охранять».
- 2. Использование в образовательной деятельности и режимных моментах экологических ситуаций и задач: «Не ломай ветки деревьев, не рви цветы», «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что мы можем сделать для природы?» и т. д.
- 3.Творческое задание: «Кто живет у нас в лесу» (поделки из природного и бросового материала).
- 4. Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
- 5. Целевая прогулка «Экологическая тропа».
- 6. Трудовые экологические операции
- 7. Выставка рисунков «Как прекрасна наша природа!»
- 8. Викторина «Что нужно делать, чтобы природа не плакала?»
- 9. «Лужайка-поиграйка» – час экологических подвижных игр
- 10. Дыхательная гимнастика «Вдыхаем, чистый воздух».
- 11. Дидактическая игра «Что растет у нас на огороде?»
- 12. Конкурс загадок о дарах природы.
- 13. Экологический праздник «Птицы наши друзья»
В работе с родителями:
• 1. Наглядная информация «С природой на Вы»
• 2. Выставка поделок из природного материала .
•3. Анкетирование «Экологическое образование в семье»
•4. Родительское собрание «Воспитываем экологическую культуру у ребенка»
•5. Консультации «Воспитание любви к природе», «Научите ребенка любить живую природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
•6. Буклеты «Правила поведения во время отдыха на природе», «Правильное отношение к природе начинается в семье» (памятка для родителей)
• 7. Субботник с привлечением родителей «Экологический десант»
Результативность
Анализ работы позволяет сделать выводы о том, что воспитанники имеют первоначальные представления по экологии, знания о том, что природу нужно беречь. У них развито мышление, воображение, умение делать простейшие выводы о взаимосвязях живых объектов с неживой природой.
Положительная динамика:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении участвовать в элементарном экспериментировании, анализировать, делать выводы.
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А.Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного возраста этот стимул играет исключительно важную роль.»
Используемая литература:
– О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
– Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду».
– А. Табиев «Экологическая азбука для детей».
– Т. А. Шорыгина «Экологические сказки для детей», «Стихи и сказки о родной природе». – Энциклопедии серии «Обо всём на свете».
– В. А. «Тропинка в природу».
– Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
– Е. А. Алябьева «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».
– Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет».
– Т. Б. Ладыгина «Стихи к летним детским праздникам», «Стихи к осенним детским праздникам».
– В. Н. Черняева «Экологическая работа в ДОУ».
– С. Н. Николаева «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
– Т. В. Потапова «Экологическая культура в семье и детском саду».