Детский исследовательский проект «Экологическое воспитание»

Климашева Юлия Витальевна

Воспитатель

КГКП «Ясли-сад №8»

Актуальность проекта:

Проект «Экологическое воспитание» посвящён одной из наиболее актуальных

проблем современной педагогики – воспитанию у детей любви к природе, к окружающему миру через понимание того, что всё в природе взаимосвязано.

Этот проект – тот самый случай, когда игра и развлечение, наука и полезное смогут помочь в правильном формировании у ребёнка отношения к живой природе, к себе, как её составной части.

Детский исследовательский проект «Экологическое воспитание» ориентирован на приобретение детьми опыта собственной элементарной опытно-исследовательской деятельности, воспитание у детей  познавательного интереса, формирование умения приобретать новые знания  и применять их  в жизни.

В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольники учатся внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.

Дошкольные образовательные учреждения в данных мероприятиях принимают самое непосредственное участие. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Долг и задача воспитателя – научить детей беречь и сохранять природу для комфортной жизни современных людей  и для последующих поколений.

Цель проекта:

Формирование у детей способности к позитивному поведению и отношению к окружающему миру и природе.

Задачи:

Воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе. Воспитание интереса к окружающему миру, явлениям природы.

Развитие практических навыков детей дошкольного возраста в экологическом направлении.

Формирование знаний о явлениях живой и неживой природы. Обучение умению определять состояние погоды, наблюдать  за явлениями природы. Формирование элементарных представлений о некоторых растениях родного края, об овощах и фруктах; знаний о видах комнатных растений, их различии (фиалка, герань, бегония).

Паспорт проекта:

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Форма представления проекта: – презентация
Краткое содержание проекта:  проект направлен на формирование экологической культуры детей.

Ожидаемые результаты:

• Приобщение детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям по охране окружающей природы;

• Привлечение родителей воспитанников к природоохранной деятельности на территории ДО;

Этапы проекта.

Теоретический. Ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по экологическому развитию дошкольников.

– ознакомление с научно-методической литературой;

– изучение инноваций в системе экологического образования младших дошкольников;

– изучение передового педагогического опыта

Практический. Организация коллективного творческого поиска реализации экологического образования дошкольников.

 – апробация воспитателем группы разнообразных форм и методов работы с детьми и их родителями;

– создание экологически развивающей среды: (уголок природы в группе, цветник, стена творчества, уголок наглядной агитации для родителей)

Оценочно –результативный. Обобщение и распространение полученного опыта

 – соотнесение результатов проектной деятельности с поставленными задачами и целью;

 В работе с детьми:

  • 1. Беседа «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети», «Мой край родной», «О чём мечтала поляна». «Что мы знаем о природе и как природу нужно охранять».
  • 2. Использование в образовательной деятельности и режимных моментах экологических ситуаций и задач: «Не ломай ветки деревьев, не рви цветы», «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что мы можем сделать для природы?» и т. д.
  • 3.Творческое задание: «Кто живет у нас в лесу» (поделки из природного и бросового материала).
  • 4. Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
  • 5. Целевая прогулка «Экологическая тропа».
  • 6. Трудовые экологические операции
  • 7. Выставка рисунков «Как прекрасна наша природа!»
  • 8. Викторина «Что нужно делать, чтобы природа не плакала?»
  • 9. «Лужайка-поиграйка» – час экологических подвижных игр
  • 10. Дыхательная гимнастика «Вдыхаем, чистый воздух».
  • 11. Дидактическая игра «Что растет у нас на огороде?»
  • 12. Конкурс загадок о дарах природы.
  • 13. Экологический праздник «Птицы наши друзья»

В работе с родителями:

• 1. Наглядная информация «С природой на Вы»

• 2. Выставка поделок из природного материала .

•3. Анкетирование «Экологическое образование в семье» 

 •4. Родительское собрание «Воспитываем экологическую культуру у ребенка»

•5. Консультации «Воспитание любви к природе», «Научите ребенка любить живую природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»

•6. Буклеты «Правила поведения во время отдыха на природе», «Правильное отношение к природе начинается в семье» (памятка для родителей)

• 7. Субботник с привлечением родителей «Экологический десант»

Результативность

Анализ работы позволяет сделать выводы о том, что воспитанники имеют первоначальные представления по экологии, знания о том, что природу нужно беречь. У них развито мышление, воображение, умение делать простейшие выводы  о взаимосвязях живых объектов с неживой природой.

Положительная динамика:

• сформированы начала экологической культуры у детей;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении участвовать в элементарном экспериментировании, анализировать, делать выводы.

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А.Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного возраста этот стимул играет исключительно важную роль.»

Используемая литература:

– О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

– Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду».

– А. Табиев «Экологическая азбука для детей».

– Т. А. Шорыгина «Экологические сказки для детей», «Стихи и сказки о родной природе». – Энциклопедии серии «Обо всём на свете».

– В. А. «Тропинка в природу».

– Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».

– Е. А. Алябьева «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».

– Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет».

– Т. Б. Ладыгина «Стихи к летним детским праздникам», «Стихи к осенним детским праздникам».

– В. Н. Черняева «Экологическая работа в ДОУ».

– С. Н. Николаева «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

– Т. В. Потапова «Экологическая культура в семье и детском саду».

Скачать материал полностью