Внедрение подхода Lesson Study в процесс обучения учащихся и его влияние на качество знаний и уровень мотивации учащихся
Рыбинок Екатерина Валерьевна
Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла
КГУ «Алчановская основная средняя школа отдела образования Денисовкого района» УОАКО
Методическая работа в школе способствует повышению уровня профессионального мастерства учителей, помогает внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в практику работы школы, стимулирует развитие педагогического творчества.
Почему для организации методической работы в школе мы выбрали подход Lesson Study? В чем его преимущество?
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики.
В прошлом 2022 – 2023 учебном году был проведен цикл исследования уроков Lesson Study «Коллективные и групповые формы и методы работы в условиях малокомплектной школы в рамках обновления образования Республики Казахстан».
В данной работе решается проблема по использованию групповых методов и форм работы в классах с малочисленным количеством учащихся. Проблема была выявлена с помощью предварительно проведенного SWOT-анализа. С помощью технологии SMART, поставлены следующие цели: исследование оптимальных форм и методов группового взаимообучения учащихся в течении декады ноябрь – январь 2022 – 2023 учебного года; выбор наиболее эффективных коллективных и групповых форм и методов работы с учащимися для создания успешной коллаборативной среды обучения. Данная работа может быть полезна учителям и применима в практической педагогической деятельности.
Проведение и наблюдение LS-1 урок физики
Дата: 16.11.2022 Учитель: Рыбинок Е.В.
Тема урока: «Плотность. Расчет плотности тела»
На уроке применялись следующие групповые формы и активные методы работы: «Домино», «Динамичные пары», «Бинго»
Проведение и наблюдение LS-2 урок алгебры
Дата: 28.11.2022 Учитель: Рыбинок Е.В.
Тема урока: «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными графическим способом»
На уроке применялись следующие групповые формы и активные методы работы: «Поменяемся местами», «Правда или ложь», «Логическая цепочка».
Проведение и наблюдение LS-3 урок биологии
Дата: 19.12.2022 Учитель: Козачук Л.В.
Тема урока: «Органы дыхания беспозвоночных и позвоночных животных»
На уроке применялись следующие групповые формы и активные методы работы: «Карусель», «Воронка идей», «Правда или ложь».
Проведение и наблюдение LS-4 урок физической культуры
Дата: 24.01.2023 Учитель: Нурушев М.Х.
Тема урока: «Спортивные игры»
Наблюдатели оценивали такие показатели: как двигательную активность, морально-волевые качества, достижение индивидуальных и коллективных целей в игре, знание правил игр, умение выполнять упражнения.
Планируемые результаты исследования уроков и итоговые результаты по окончанию Lesson Study совпали. Мы определили наиболее эффективные методы и приемы создания коллаборативной среды. Среди данных приемов и методов следует выделить такие методы и приемы групповой и парной работы, как «Бинго», «Поменяемся местами», «Правда или ложь», «Логическая цепочка», «Домино», «Древо мудрости», «Карусель», «Воронка идей», «Динамичные пары». Данные активные методы, формы и приемы групповой работы применимы на всех уроках естественно-математического направления, учитывают специфику работы преподаваемых предметов. Результаты проведения исследования Lesson Study, отразились на качестве обученности учащихся, выявлен рост динамики качества знаний на 7 – 12%. На педагогическом совете школы было принято решение о активном внедрении вышеназванных форм и методов групповой работы в своей повседневной педагогической практике.
В этом 2023 – 2024 учебном году был проведен цикл исследования уроков Lesson Study «Активные методы обучения и их применение на уроках естественно-математического цикла».
В данной работе решается проблема по использованию активных методов обучения и их применения на уроках естественно-математического цикла.
С помощью технологии SMART, поставлены следующие цели: повышение уровня мотивации через внедрение активных методов обучения, через групповую работу, на основе методик оценивания и стратегий критического мышления, направленных на самостоятельный поиск знаний по теме.
Данная работа может быть полезна учителям и применима в практической педагогической деятельности.
Перед каждым проведением урока, реализуемого на подходе Lesson study было проведено заседание творческой группы учителей по применению активных методов обучения. Результаты заседаний занесены в протоколы.
LS1 Урок физики 7 класс. Дата: 23.10.2023. Тема: Практическая работа №4 «Исследование графика зависимости координаты от времени». В гостях у Золушки
Учитель: Рыбинок Е.В.
LS2 Урок химии 7 класс. Дата: 16.11.2023. Тема: Химические элементы. Простые и сложные вещества.
Учитель: Ольденбург В.И.
LS3 Урок информатики 7 класс. Дата: 19.01.2024.
Тема: Работа с файлами
Учитель: Фоменко И.М.
LS4 Урок алгебры 7 класс. Дата: 30.01.2024.
Тема: Формулы куба суммы и куба разности двух выражений
Учитель: Рыбинок Е.В.
Технологии активных форм обучения, используемые творческой группы развития учителей ЕМЦ, реализуемые в рамках Lesson Study:
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения;
- технология критического мышления;
- интерактивные технологии;
- игровые технологии
После каждого урока заполнялись листы наблюдений урока Lesson Study, листы наблюдений за учащимися, велась запись обсуждения по итогам урока «I can…» и рефлексивный отчет по проведенному уроку, который заполняет сам учитель. Заполняется анкетирование или вопросник учащихся после урока.
Планируемые результаты исследования уроков и итоговые результаты по окончанию Lesson Study совпали. Мы определили наиболее эффективные активные методы и приемы для создания высокой мотивации к учебе. Результаты проведения исследования Lesson Study, показали рост качества знаний учащихся, выявлен рост динамики мотивации на 6 – 9%. На педагогическом совете школы было принято решение о внедрении вышеназванных активных технологий, форм и методов в своей педагогической практике. На данной диаграмме вы можете рассмотреть результат нашей деятельности.