Профессиональное самоопределение старшеклассников как одно из направлений   в структуре управленческой деятельности образовательного учреждения

Сафонов Юрий Сергеевич

Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.

Педагогическое управление конструируется, а затем и реализуется через этапы, которые, в свою очередь, сами являются процессами, выполняющимися субъектами управления. По сути дела этапы управления представляют собой качественные уровни взаимодействия субъектов образовательного учреждения, которые характеризуются развитием управляющих, управляемых подсистем и самого их взаимодействия

Управление как сложный и многоаспектный педагогический феномен оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, его организацию, развертывание, результат и нуждается в детальном исследовании с целью дальнейшего совершенствования в содержательном и технологическом планах.

Результативность управленческой деятельности во многом определяется готовностью профессиональных кадров, работающих в сфере образования, к гибкому, оперативному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности. Одним из таких направлений является деятельность, направленная на профессиональное самоопределение старшеклассников.

В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессию [1].

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «…как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «деталей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [2, с. 54].

Весьма ценной для предмета рассмотрения – профессионального самоопределения – является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременном, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». У личности в предшествующие годы развития складывается определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению [2].

Сложности в профессиональном самоопределении связаны и с тем, что в настоящий момент в сфере профессий происходят постоянные изменения. Появляются новые профессии, устаревают те, которые совсем недавно были актуальными, содержательная сторона многих профессий также претерпевает изменения под влиянием информационных, технических и социальных процессов в обществе. Человек сталкивается с необходимостью подстраиваться под эти изменения и порой кардинально менять свою профессиональную деятельность. Если уровень профессионального самоопределения недостаточно высок, нет навыков адаптации, понимания себя и запроса на профессиональную деятельность от общества, то эти процессы могут вызывать большой стресс.

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

1) осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);

2) ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;

3) общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты;

4) определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

5) информирование о профессиях и специальностях; соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства;

6) представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих намеченных планов и перспектив;

7) наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;

8) начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [3].

Данная модель показывает, насколько профессиональное самоопределение является сложным и неодноплановым процессом.

Факторы, влияющие на профессиональный выбор разделяют на внутренние и внешние. К внешним социальным факторам можно отнести советы пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. Также сюда относится престижность, популярность той или иной профессии [6].

К внутренним факторам выбора можно отнести тоже ряд причин. В сознании человека, выбирающего профессию, как правило, имеется «образ профессии или профессионала»: «образ профессионала» – это совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и с будущим образом жизни. К внутренним, личностным факторам выбора профессии можно отнести также уровень притязаний, самооценку.

На основании анализа психолого–педагогической литературы можно выделить факторы, влияющие на профессиональное  самоопределение школьнков:

1) Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения;

2) Осознание ценности общественного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

3) Осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

4) Согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными);

5) Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

6) Престижность, популярность той или иной профессии;

7) Уровень притязаний на общественное призвание, самооценка;

8) Информированность;

9) Советы пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе [4].

Также влияние оказывают информационные потоки в обществе, учреждения, люди, ответственные за непосредственную работу по руководству профессиональным самоопределением молодежи, люди, ответственные за создание производственной среды высокой культуры, привлекательной для молодежи, органы научного, методического, кадрового обеспечения практической работы по руководству профессиональным самоопределением молодежи, целеполагающие, властные органы на всех уровнях управления обществом, производством, системами образования и воспитания .

Список литературы:

1.Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2019. – 299 с.

2.Климов, Е .А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/ Е .А.  Климов –М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 304 с.

3.Пряжников, Н. С. Профессиональное  и личностное  самоопределение  [Текст]/ Н.С .Пряжников.  Воронеж, 2021.-109 с.

4.Пряжников, Н.С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст]/ Н.С .Пряжников.  – М.: Вако, 2020. – 288 с.

5.Чистякова, С. Н. Новые  подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования/ С. Н. Чистякова// Школа и производство.- 2019. – № 1. – С. 9 – 10.

6.Чистякова, С. Н.  Профессиональная ориентация школьников. Организация и управление  [Текст]/ С. Н. Чистякова.    – М.: Педагогика, 2019. – 160 с.