Сущность, виды и формы внеурочной деятельности

Гапонова Марина Анатольевна

Магистрант  направления  подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

В настоящее время под внеурочной работой подразумевается деятельность, организованная с целью удовлетворения потребности учащихся в досуге и свободном от учебной деятельности времяпрепровождении [2].

В соответствии с методическими рекомендациями по организации содержания внеурочной деятельности, понятие «внеурочная деятельность» раскрывается как образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах отличных от урочной [4].

Цель внеурочной деятельности – обеспечить достижение учащимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышение гибкости ее организации [1].

Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно с учетом индивидуальных потребностей и особенностей учащихся, запросов их семей, возможностей организации, культурных традиций, национальных и региональных особенностей. При реализации рабочих программ внеурочной деятельности  рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер [3].

Такие формы реализации внеурочной деятельности как кружки, секции, творческие объединения, клубы по интересам являются регулярными, так как проводятся в изначально установленное время и с определенной периодичностью. Существуют также нерегулярные формы реализации внеурочной деятельности: тематические классные часы, экскурсии, походы, викторины и др. Данные формы реализуются в соответствии с планом воспитательной работы образовательной организации и не носят систематичный характер[5].

Условно классифицировать формы реализации внеурочной деятельности можно опираясь на направления развития личности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и социальное [5].

1. Формы духовно-нравственного направления способствуют воспитанию устойчивой гражданской ответственности, патриотизма, уважения к правам и свободам окружающих; становлению морально-ценностных убеждений, принятых обществом (этические классные часы, беседы, круглые столы, походы, экскурсии, работа школьного музея, дискуссии, проектная деятельность).

2. Общеинтеллектуальное направление развивает познавательную активность, расширяет кругозор учащихся, способствует стойкой мотивации к учению и может включать следующие формы: предметные и общеразвивающие кружки, викторины, олимпиады, тематические классные часы, конкурсы, экскурсии, конференции, исследовательские объединения, школьное научное общество, проектная деятельность.

3. Общекультурное направление призвано формировать культуру поведения в обществе, сознательное отношение к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об этических и эстетических идеалах и ценностях (школьные праздники, творческие объединения, кружки крае- и страноведческой направленности, выставки, походы (в кино, театр, музей, галерею, на выставку), проектная деятельность).

4. Спортивно-оздоровительное направление способствует развитию и формированию понятия о здоровом и безопасном образе жизни и включает следующие формы: спортивные секции, беседы о ЗОЖ (здоровый образ жизни), соревнования, акции, тематические классные часы, туристические походы, военно-спортивные игры.

5. Социальное направление развивает у учащихся такие качества как коллективизм, честность и справедливость, требовательность к себе другим, потребность приносить пользу и включает формы: беседы, диспуты, дебаты, дискуссии, социально значимые акции, проектная деятельность, чествование ветеранов.

Анализируя вышеприведенную классификацию, можно сделать вывод об универсальности многих форм реализации внеурочной деятельности.

Известно, что реализации программы внеурочной деятельности происходит преимущественно педагогами ОУ (образовательное учреждение), что, как мы выяснили, является трудовой функцией каждого педагога. Для качественного исполнения данной, немаловажной для всего образовательного процесса функции, необходима организация внеурочной деятельности с учетом возможностей ОУ (кадровых, материально-технических и др.)

Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть осуществлена по нижеследующему алгоритму [4]:

1. В первую очередь необходимо определить цель и задачи внеурочной деятельности, а также основные принципы ее реализации. Цель внеурочной деятельности – формирование единого образовательного пространства для решения задач социализации, воспитания, развития ценности здорового образа жизни, самоопределения обучающихся посредством интеграции ресурсов ОУ и выстраивания индивидуальной образовательной программы обучающихся.

2. Заключение договоров между ОУ и сотрудничающими организациями по ресурсному взаимодействию. Для эффективной организации внеурочной деятельности необходимо расширение спектра социальных партнеров школы, привлечение специалистов также и без педагогического образования для организации различных социальных практик и стажировок учащихся.

3. Распределение должностных обязанностей педагогов образовательного учреждения (классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования) и педагогов учреждения дополнительного образования в условиях организации внеурочной деятельности.

Предлагаются следующие виды ведения внеурочной деятельности:

– по направлениям педагогами школы (учитель музыки, учитель технологии – художественно-эстетическое направление, проектная деятельность; учителя-предметники, учителя начальных классов – научно-познавательное направление, общественно-полезная деятельность; учитель физической культуры – спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое направление);

– ведение внеурочной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования;

– ведение внеурочной деятельности специалистами дополнительного образования с использованием базы школы и учреждений дополнительного образования.

Литература:

  1. Зверева, В. И. Образовательная программа школы: структура; содер-жание, технология разработки/ В. И. Зверева. -М., 2019. -170 с.
  2. Криворотова, Т. А. Администрирование образования: управленческая компетентность в современных условиях / Т. А. Криворотова. – Н. Новгород, 2019. -260 с.
  3. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы / В. С. Куку-шин. -Ростов-н/Д.: Март, 2020. – 320 с.
  4. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе / Л. И. Маленкова.- М.: Ноосфера.-2021. -345 с.
  5. Мухин, В. И. Основы теории управления / В. И. Мухин. -М.: Экзамен,2020.-256 с.
  6. Плинер, Я. Ф. Воспитание личности в коллективе / Я. Ф. Плинер, В. А. Бухалов.-М.: Педагогический поиск,2019.-160 с.
  7. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.-https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo /documenti /fgos-osnovnogo-obshego-obr.html