Структура экологической культуры
Фисун Ирина Григорьевна
магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
В целом понятие экологической культуры включает в себя уровень восприятия людьми природы и окружающего мира, отношения к этим двум понятиям и осмысления собственного места в мире. Также авторами выделяются следующие значения:
-экологическая культура- это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды [5];
-экологическая культура – это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания [3];
-экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе [1].
Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме позволил выделить стороны экологической культуры:
-материальная – как форма взаимодействия общества и природы
-духовная – непосредственно экологическое знание, убеждения и навыки [3].
Таким образом элементами экокультуры становятся: экологические отношения, экологическое сознание и экологическая деятельность. Рассмотрим данные понятие подробнее.
Экологические отношения– это:
а) социально-экологические отношения, которые складываются в искусственной среде и оказывают косвенное влияние на естественную среду обитания;
б) реальные практические отношения. Отношение человека к среде обитания и отношения материально-производственной сферы человеческой жизнедеятельности, которые связаны с процессами присвоения природных сил, энергии и ресурсов, и отношения непосредственно человека к условиям своего существования [1].
Экологическое сознание – это способность к осознанию понимания взаимосвязи между человеком и природой, зависимости благополучия человека от благополучия природы [4];
Экологическая деятельность–деятельность преобразования и сохранения природных ресурсов. Экологическая деятельность является наиболее важным аспектом в данной структуре, поскольку она направлена на защиту природных ресурсов.
Человек занимается экологической деятельностью с момента рождения, поскольку с момента рождения он начинает пользоваться ресурсами природы. Это является другой стороной экологической деятельности – жизнеобеспечение человека [4].
Процесс становления экологической культуры включает в себя:
1 Экологические знания, которые служат фундаментом формирования отношения человека к экологическим проблемам;
2 Эмоционально-эстетическая культура – отвечает за формирование нравственно-эстетического отношения к действительности;
3 Деятельностно- практическое отношение к действительности. В ходе данного процесса человек обретает экологическое мышление, один из компонентов экологической культуры. Экологическое мышление – рассмотрение явлений с учетом воздействия человека и человечества на природную среду [2].
Возможно выделение и следующей структуры экологической культуры:
– система экологических ценностей;
– экологическое законодательство;
– экологическое образование, просвещения;
– экологическая информированность;
– экологическая политика;
– экологический менеджмент [3].
Проанализировав изученные структуры экологической культуры, входящие в нее понятие, мы обобщили данные и получили следующую структуру экологической культуры и ее компоненты:
1.Аксиологический компонент. Система, в которую входят ценности-цели, где абсолютной ценностью является жизнь человека и окружающего его мира (биосферы, ноосферы, природы); ценности-средства: экологических знаний, умений, убеждений, способов жизнедеятельности и поведения, отношение человека к природе; ценности-качества: доброта, ответственность, самоограничение.
2.Мотивационный компонент – отношение человека к природе в системе мотивов деятельности и поведения. Убеждения о необходимости сохранения природы как общечеловеческой ценности, интерес к проблеме среды, ответственность за возникновение проблем в система отношений человек- природы. Мотивированное и заинтересованное отношение к проблема окружающей среды, стремление к достижению гармонии с природой.
3.Когнитивный компонент:
Экологическое сознание – система экологических знаний, о явлениях окружающего мира и их ценности, система норм и правил отношения к природе;
Экологическое мышление – способность к анализу причинно-следственных связей экологических проблем, способность к прогнозированию экологических последствий человеческой деятельности.
4.Деятельностный компонент: способы жизнедеятельности наряду с решением задач взаимодействия с природой. То есть стремление к преобразующему характеру взаимодействия с окружающей средой: сохранение природных ресурсов, охрана природы, рациональное природопользование.
5.Личностный компонент: экологически оправданное и целесообразное поведение личности в быту, в процессе жизнедеятельности, в работе.
Таким образом, изучив экологическую культуру мы отметили, насколько это широкое понятие, которое включает в себя экологические знания, мышление, экологическое сознание человека, принципиально охватывает все сферы его жизнедеятельности, личностную структуру: ценности, мораль, этику, и в конце становится общечеловеческим явлением, благодаря экологическому образованию и экологической политике.
Мы определяем экологическую культуру, с присущей ей структурой, как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, которая характеризует особенности взаимодействия человека с природой и включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.
В виду того что, экологическая культура распространяется на всю жизнедеятельность человека, его сознание, его духовную сферу, ценностную, сферу взглядов, эмоциональную сферу – методы экологической культуры, должны быть также разнообразны.
Влияние на ценностно-духовную и эмоционально-волевую сферы оказывают экологическая педагогика и экологическая психология. Данным отраслям науки, удается оказывать воздействие как на формирование ценностей, так и на деятельностный и мотивационный компоненты экологической культуры. В виду этого методы экологической педагогики и психологии являются универсальными в формировании структурных компонентов экологической культуры, будь то экологическое знание или экологическое отношение.
Сформированность экологической культуры характеризует следующие показатели [51]:
– осознание общих закономерностей развития природы и общества;
– знание возможностей своего организма, условий окружающей среды – умение соотнести себя с окружающим миром и войти в него с наименьшими потерями, активно сберегая свое здоровье;
– осознание своей природности, стремление созидать вокруг себя экологически здоровую среду;
– система ценностных представлений о природе, восприятие ее как полноправного партнера человечества;
– ответственное отношение к природным богатствам, забота о сохранении и приумножении природных условий для существования будущих поколений;
– способность прогнозировать отдаленные последствия вмешательства человека в природные взаимосвязи;
– участие в природоохранной деятельности и ее активная пропаганда.
Основы экологической культуры следует закладывать с самого раннего детства, когда идет наиболее активное развитие и формирование организма ребенка, его функций, интеллекта, духовной сферы и образа жизни.
Школьный возраст является фундаментом формирования нравственно-экологической позиции личности.
У воспитанника вырабатывается осознанное отношение к окружающему миру, определение своего места среди других живых организмов, стремление обращаться и сопереживать им.
Литература:
1.Баранова А.Н., Барышникова Г.Б., Вагнер И.В. [и др.]. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и
подростков в условиях модернизации образования: моногр. М.: ИСВ РАО,2021- 102 с.
2.Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. М., 2019.- 215 с.
3.Глазачев С.Н., Игнатова В.И., Игнатов С.Б., Марченко А.А. Экологическая
культурология.-М.:Московский гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, 2020.- 207 с.
4.Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. М.: Педагогическое общество России, 2019.-106 с.
5.Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. -М.: Горизонт, 2021.- 208 с.