Профессиональная деформация: сущность, виды

Щербина Юлия Валерьевна

магистрант направления  подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

 «Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокиндля обозначения особого феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация». В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии – принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности.

Под профессиональной деформацией понимаются негативные изменения, в личности работника наступающие под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности и приводящие к кризисам и снижению продуктивности профессиональной деятельности[4].

Профессиональные деформации – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Профессиональная деформация представляет собой динамический процесс, который состоит из трех этапов [1]:

1. При адаптивной деформациипроисходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у специалиста формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения.

2. При более глубоком уровне деформацииу специалиста социальной работы появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

3. При крайней степени профессиональной деформации, которую называют уже профессиональной деградацией, специалист социальной работы меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельным. На этом этапе профессиональная деформация часто проявляется в феномене эмоционального выгорания.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации [3]:

1. факторы, обусловленные спецификой деятельности,

2. факторы личностного свойства,

3. факторы социально-психологического характера.

К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относятся и состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения [2].

Психологическое напряжениесостояние в ожидании возникновения негативных эмоций, например, страха.

Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности — необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий [4].

Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях; при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствия грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью [3].

Повышенное напряжениесопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия – условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим – это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, следующие [5]:

1. физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2. биологический страх;

3. дефицит времени на обслуживание;

4. повышенная трудность задачи;

5. повышенная значимость ошибочных действий;

6. неуспех вследствие объективных обстоятельств;

7. дефицит информации для принятия решений;

8. недогрузка информацией (сенсорная депривация);

9. перегрузка информацией;

10. конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Выученная беспомощность(learned helplessness) – это нарушение способности преодоления имеющихся трудностей, отказ от каких-либо действий для их разрешения на основе опыта предшествующих неудач в сходных ситуациях. Концепция выученной беспомощности как самостоятельного феномена была предложена в начале 70-х годов американским психофизиологом Мартином Селигманом для обозначения того факта, что данный вид беспомощности является приобретенным состоянием.

Различают беспомощность ситуативную и личностную. Ситуативная беспомощность-это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события. Личностная беспомощность- это устойчивая мотивационная характеристика человека, формирующаяся в процессе развития под влиянием взаимоотношений с окружающими. Личностная беспомощность проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, пессимистичности мировосприятия, склонности к чувству вины, более низкой самооценке и низком уровне притязаний, равнодушии, пассивности, отсутствии креативности. Безуспешные попытки противостоять стрессу могут привести к отрицательным психологическим и соматическим последствиям для здоровья. У человека выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога). на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств.

Выученная беспомощность связана с трудностью [4]:

– постановки цели («ничего не хочу», «не знаю что выбрать»);

– инициирования действия («трудно начать», «потом», «не сейчас», «хотелось бы, но»);

-поддержания первоначального намерения («я передумал», «стало не интересно»);

– преодоления препятствий («я не предполагал, что будет так трудно»).

Основными вариантами поведения при беспомощности являются [1]:

– Псевдоактивность (бессмысленная суетливая деятельность, не ведущая к результатам и не адекватная ситуации с последующим торможением);

– Отказ от деятельности (капитуляция, апатия, потеря интереса);

-Ступор (состояние заторможенности, непонимание происходящего);

– Перебор стереотипных действий в попытке найти одну, адекватную ситуации, при постоянном напряженном контроле результатов;

– Деструктивное поведение (агрессивное поведение, направленное на себя и/ или окружающих);

– Смещение на псевдоцель (актуализация другой деятельности, которая дает ощущение достижения результата, например, вместо преодоления трудностей в отношениях – потребность съесть сладкое; при необходимости написать отчет возникновение жгучей потребности убрать квартиру и даже сделать генеральную уборку и т.д.).

Методы коррекции [4]:

– признание наличия проблемы и обращение за необходимой помощью;

– преодоление эмоционально тяжелого состояния;

– активизация желаний и потребностей;

-повышение самооценки;

-осознание своих прав (право на ошибку, на собственный выбор, возможность быть собой и т. п.);

– осознание имеющегося ресурса /собственных возможностей;

– актуализация опыта побед и преодолений трудностей;

– постановка целей и принятие на себя ответственности за их достижение;

– создание новой стратегии преодоления препятствий и разработка пошагового поведения достижения поставленных целей;

– реализация конкретных шагов в жизни.

Разрушение личности- это самый опасный вид профессиональной деформации личности, обусловленный комплексом психических нарушений, существенно влияющих на жизнедеятельность специалиста. Разрушению подвергается прежде всего эмоционально-волевая сфера человека как результат его профессиональной деятельности. Типичным его проявлением часто является [3]:

– состояние общей тревожности, возбудимости человека,

– постоянное раздражительное отношение к клиентам, другим людям, в том числе и близким.

Преодоление подобной деформации требует целенаправленной индивидуальной помощи специалистов (медицинских работников, психологов и психиатров) – реабилитации.

Отчуждение к труду– это форма отношения к труду, характеризующаяся настроениями бессмысленности, беспомощности, отстраненности. Бессмысленность труда ощущается людьми, которые, выполняя работу, не представляют конечного продукта и его назначения или полагают, что их деятельность не приносит пользу, а может быть даже вредна обществу. Беспомощность может ощущаться сотрудником организации, который не имеет защиты перед произволом своего руководителя или собственника предприятия, а также не имеет возможности влиять на принимаемые решения. Состояние бессмысленности свойственно при любом виде деятельности, однако например, у рабочих оно встречается гораздо реже, нежели у чиновников, литераторов или политиков. Чувство беспомощности работник может ощущать перед другими сотрудниками, руководителем, представителями власти, криминальным миром. Отстраненность обусловлена [1]:

– трудностями деловых контактов,

– отсутствием перспектив роста,

– неприятием ценностей коллектива,

– предприятия и общества.

Последствия профессионального отчуждения:

Психофизиологические последствия отчужденияобусловлены влиянием отрицательных эмоций на здоровье человека. Это приводит к нарушениям психики, а затем и физиологических функций организма.

Экономические последствия отчуждениясвязаны с ослаблением мотивации к производственному труду (трудно рассчитывать на хорошую работу сотрудников, которые настроены отчужденно).

Политические последствия отчуждения проявляются в нестабильности социальных отношений, нарушениях контактов между различными группами населения, усилении экстремизма.

Основные условия преодоления состояний отчуждения в организации [5]:

Каждый сотрудник должен быть убежден в общественной полезности его профессиональной деятельности. Цели организации должны быть отчетливо сформулированы и хорошо известны как общественности, так и персоналу.

Каждый сотрудник должен быть уверен, что его творческие способности могут быть использованы в организации. Для этого необходима общая ориентация на непрерывный процесс нововведений в организации труда и управления.

Характер взаимоотношений между сотрудниками, особенно между руководителями и подчиненными, должен соответствовать нормам профессиональной этики и представлениям о справедливости, сложившимся в данном обществе.

Применение партисипативного стиля управления (управление, направленное на раскрепощение творческой активности сотрудника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей), организация кружков качества и т.п.

Устранение отчуждения труда в организации повлечет за собой повышение работоспособности сотрудников.

Литература:

1.Безносов С.П. Профессиональная деформация личности (подходы, концепции, методы).- СПб., 2019.- 203 с.

2.Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).- М.: Фолиум, 2021.- 303 с.

3.Водопьянова Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диаг-ностика и профилактика. – СПб., 2005.- 233 с.

4.Краткий психологический словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 2019.- 431 с.

5.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.-М.: Между-народная пед. академия, 2019.- 302 с.