Проблемы профессиональной деформации личности педагога

Щербина Юлия Валерьевна

магистрант направления  подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

 «Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.

Педагогическая деятельность имеет черты, общие с любой деятельностью, и вместе с тем отличается рядом особенностей. В рамках педагогической деятельности специалист сталкивается с рядом объективных и субъективных затруднений. К объективным трудностям можно отнести реальную сложность педагогической ситуаций, изначально не зависящих от учителя (новый класс, «трудный класс», неразработанность методических, дидактических средств и т.д.) [4].

К субъективным же трудностям относятся [1]:

-Отсутствие адекватных средств педагогической деятельности и общения (начинающий учитель).

-Отсутствие адекватных средств деятельности в случае, когда ситуация настолько изменилась, что учитель не готов к ней (к примеру, педагог не готов к дифференцированной работе с учениками на занятиях различных уровней сложности).

-Наличие у учителя психологических состояний, делающих невозможным использование определенных способов общения и педагогической деятельности (страх, тревожность, неуверенность, неудовлетворенность, напряженность, фрустрация и пр.)

Кроме этого к специфическим трудностям педагогической деятельности можно отнести такие, как ненормированный рабочий день, высокий уровень личностной ответственности, работа в женском коллективе, низкий уровень зарплаты, множество «бумажной» работы, не связанной с педагогической деятельностью (рабочие программы, конспекты, заполнение бумажного и электронного журналов, многочисленные отчеты о собственной деятельности) [3].

Проблемой профессиональной деформации личности педагогов занимались такие исследователи, как А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, М.Я. Басов, С.А. Дружилов, Е.Н. Иванова, А.К. Осницкий, Е.Ю. Пряжникова, A.A. Реан и др.

Независимо от вида выполняемой работы, профессиональная деятельность каждого учителя в образовательном заведении относится к профессиям, имеющим повышенную моральную ответственность за жизнь и здоровье детей, подростков, класса и учебной группы. По роду деятельности, педагоги образовательных учебных заведений вовлечены в долговременное напряженное общение с коллегами и учениками [4]. Профессиональный труд учителя отличается высокой эмоциональной напряженностью. В связи с этим, педагогической деятельности присущи профессиональные деформации [3].

Изучая параметры профессиональной деформации личности, одни ученые предпринимают попытки классифицировать признаки изучаемого феномена по психологическим основаниям, таким как: психические процессы, восприятие, оценки состояния и свойства характера личности и т.п., другие в качестве критерия обозначают глубину деформированности личности, степень широты, степень устойчивости и скорость наступления деформации личности [2].

По мнению исследователей, деформирующими педагогическую деятельность свойствами обладают педагогические фобии и педагогические мании. Педагогическая фобия рассматривается ими как боязнь педагогических объектов, явлений или действий, которые приводят к избеганию ситуаций, связанных с отрицательным переживанием. Педагогическая мания представляется исследователями как чрезмерное увлечение педагога, какой-либо идеей, при игнорировании других, что существенно ограничивает педагогическую деятельность [4].

При увеличении стажа работы, а также под влиянием особенностей профессиональной деятельности, у преподавателей наблюдается изменение выраженности и представленности используемых психологических защит со смещением от незрелых защитных стратегий к защитам более зрелого типа; преобладание приспособительного поведения в конфликтных ситуациях; обострение акцентуаций личностных черт [1].

Анализ психолого-педагогических исследований феномена профессиональной деформации, позволил выделить ряд тех, которые, по мнению ученых, свойственны педагогам и сопровождают процесс профессионализации в педагогической деятельности (Т.А. Жалагина, Э.Ф. Зеер, А.В. Козлова, Е.И. Рогов, Э.Э. Сыманюк и др.).

Остановимся подробнее на классификации деформаций в педагогической деятельности и их проявления.

Авторитарность – централизация всего учебно-воспитательного процесса, единоличное осуществление управленческих функций, использование преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний, властная манера поведения; снижение рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога [3].

Демонстративность – завышенная самооценка, эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя определяют стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Дидактичность – стереотипы мышления, речевые шаблоны, нравоучение и назидательность, проявляются также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства [5].

Педагогический догматизм – склонность к упрощению проблем, самоуверенность, игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, снижение общего интеллекта.

Доминантность – подавление других и самоутверждение за счет своих учеников.

Педагогическая индифферентность – эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся; педагогическое равнодушие.

Консерватизм – стереотипные приемы педагогического воздействия, постепенно превращающиеся в штампы [2].

Педагогическая агрессия – враждебное отношение к нерадивым и неуспевающим учащимся, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, требование безоговорочного подчинения педагогу.

Ролевой экспансионизм – тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных педагогических проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладают обвинительные и назидательные высказывания, безапелляционные суждения.

Социальное лицемерие – стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта.

Поведенческий трансфер – формирование черт ролевого ненормативного поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся (агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость).

Информационная пассивность личности – нежелание совершенствовать навыки работы с информацией и повышать свою информационную компетентность, прекращение своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы [4].

Выученная беспомощность – мотив личного развития, роста и овладения компетентностью подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

Монологизм – угасанием способности к диалогу, псевдодиалог изобилует речевыми штампами, характерно эталонное оценивание высказываний учеников.

Формализм – формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали».

Кроме этого выделяют и неадекватную самооценку, некомпетентность личности педагогов [2]/

Таким образом, в педагогической деятельности деформация может осуществляться во всех направлениях профессионального развития. В сфере личности деформация проявляется в нарушении адаптации, целостности, что в итоге приводит к несоответствию личности профессиональным нормам специалиста. В сфере деятельности утрачивается возможность реализовывать свои навыки, знания и умения; нарушаются функции самоконтроля. В сфере профессионального общения происходит утрата навыков взаимодействия с окружающими, сужается круг общения, повышается конфликтность, снижается коммуникативная толерантность.

В педагогической деятельности профессиональные деформации распространяются во всех направлениях профессионализации [5].

В сфере деятельности может происходить становление негибких, жестких стереотипов [1].

В сфере личности деформации приобретают характер акцентуаций, а в отношении объекта деятельности происходит типизация по видам, которые впоследствии и определяют систему действий соответственно данному типу. Появление и дальнейшее развитие выше перечисленных деформаций вызывает конфликты, кризисы, психическую напряженность, снижение эффективности профессиональной деятельности, неудовлетворенность собственной жизнью, своим социальным окружением.

Литература:

1.Безносов С.П. Профессиональная деформация личности (подходы, концепции, методы).- СПб., 2019.- 203 с.

2.Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).- М.: Фолиум, 2021.- 303 с.

3.Водопьянова Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.- 233 с.

4.Краткий психологический словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 2019.- 431 с.

5.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.-М.: Международная пед. академия, 2019.- 302 с.