Экономический рост: основные факторы и государственные меры по его обеспечению

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 5  Экономический рост: основные факторы    и государственные меры по его обеспечению

План лекции

1         Основы и факторы формирования экономической политики государства  и ее социальная направленность

  • Общественное производство: показатели, темпы роста и структура. Необходимость и обоснование структурной политики государства
  • Экономический рост: факторы, показатели и методы их измерения, типы
  • Теоретические основы  регулирования  экономического  роста
  • Сущность, типы и основные принципы промышленной политики. Аграрная политика государства в РК.

 

  • Основы и факторы формирования экономической политики государства и ее социальная направленность.

При формировании экономической политики ответственные лица должны отдавать себе полный отчет в том, каких целей они хотят достичь. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цели должны быть количественно измеримыми, что дает возможность контролировать их выполнение. Например, снизить темп роста цен на 2%  в месяц, повысить темп экономического роста на 4%, снизить уровень безработицы на 3% и т.д. Если же цели реальны, но их невозможно измерить, тогда они не могут войти в целевую функцию. Примерами могут быть “борьба с монополизмом” “снижение безработицы” или “справедливое распределение доходов” и т.д.

Далее необходимо располагать набором действенных политических инструментов достижения целей, который обычно состоит из бюджетной, налоговой, кредитной, денежной и валютной политики, а также иметь представление об эффективности воздействия инструментов на цель. Так, если правительство для борьбы с инфляцией намерено использовать инструменты денежной политики, оно должно заранее знать, как и когда они сработают.

Ни один из известных политических инструментов не имеет прямого контакта с целями, между ними находится экономическая система, функционирующая по рыночным законам. Государство в состоянии лишь воздействовать на цели тем или иным инструментом. Подобные механизмы встречаются при регулировании денежного рынка, антиинфляционного регулирования, политики в области занятости, налогового стимулирования экономического роста.

Существуют количественные соотношения, связывающие цели и инструменты, называемые мультипликаторами.

При формировании экономической политики необходимо учитывать и социальные приоритеты. Почему? Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.

 

2 Общественное производство: показатели, темпы роста и структура. Необходимость и обоснование структурной  политики государства

Национальная экономика представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных сфер, отраслей и секторов народного хозяйства. Важнейшими ее характеристиками являются объемы производства и потребления товаров и услуг, темпы развития и структура экономики в целом, отдельных секторов и отраслей хозяйства, регионов (территорий). Это в свою очередь зависит от имеющихся ресурсов, использования основных факторов производства, таких как, труд, капитал, земля и ее богатства, предпринимательские и интеллектуальные способности, информация.   Правилами национального счетоводства, разработанными ООН, предусматривается использование единой системы однородных макропоказателей. Исходный макроэкономический показатель СНС –  валовой внутренний продукт – ВВП. Он отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг в текущих ценах, созданных на экономической территории страны за определенный период. Применяется для определения уровня и темпов экономического развития, направлений и сфер использования ресурсов, доходов, уровня жизни населения, производительности труда и др. Второй макроэкономический показатель – валовой национальный продукт – ВНП. Он включает и внешнеэкономические результаты, т.е. итоговые показатели экспорта и импорта товаров и услуг. Чистый национальный продукт  – это ВНП за вычетом суммы потребленного в процессе его создания основного капитала.

Национальный доход – представляет собой разность между ЧНП и суммой косвенных налогов на товары и услуги.

Для того, чтобы привести сложившуюся структуру народного хозяйства в соответствие с прогрессивными тенденциями, сложившимися в мировой экономике,  в развитых странах проводят структурную политику, или политику экономического роста. Она основана на координации разнонаправленных действий в различных сферах экономики. Эта координация оформляется в виде средне- и долгосрочных планов и общехозяйственных программ развития, дополненных системой финансовых и кредитных стимулов. Планы и программы носят рекомендательный характер.

Политика долгосрочного регулирования реализуется государством по нескольким направлениям:

  • контроль за состоянием общего равновесия экономической системы. Для этого государственный бюджет подстраивается под решение структурных проблем, за счет государства ведется  подготовка  рабочей  силы;
  • развитие производственной инфраструктуры –энергетики, транспорта, связи, строительства, дорог;
  • поддержание отраслей с низкой рентабельностью, но имеющих большое значение для национальной экономики (угольная, металлургическая);
  • участие в финансировании предприятий, связанных с НТП

 

3 Экономический рост: факторы, показатели и методы их измерения

Экономический рост –это увеличение способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей.

Экономический рост измеряется двумя способами: а) как увеличение реального ВНП или чистого национального продукта за определенный период; б) как увеличение ВНП или ЧНП на душу населения за определенный период.

Обычно экономический рост измеряется годовыми темпами роста в процентах.

Темпы и качество ЭР зависят от потенциала национального хозяйства и эффективности его использования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Существенное влияние на темпы и качество ЭР оказывают  факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов, размеры основного капитала, НТП и совокупный спрос общества, экономическая политика государства.

Динамичные темпы ЭР возможны при наличии и эффективном использовании производственных ресурсов и достижений НТП. Дефицит ресурсов сдерживает ЭР. Вместе с тем, страна может располагать богатейшими природными ресурсами, но не иметь средств для их освоения. Решение этой проблемы – развитие международных экономических связей.

Важнейший источник экономического роста –  инвестиции. Исследования экономистов показывают, что вложения средств в увеличение производства товаров и услуг в рыночной системе дает результат, умножающий доход. Этот эффект называется мультипликационным.

К показателям, определяющим  качество экономического роста , относятся:

  • производительность труда Y/L ,
  • производительность капитала Y /K;
  • производительность земельных (природных ресурсов) Y/N.

Данные показатели характеризуют эффективность овеществленных или живых затрат труда.

Различают два типа ЭР: экстенсивный и интенсивный.

Сущность первого –  увеличение объемов производства материальных благ и услуг достигается за счет увеличения использования производственных ресурсов – трудовых, топливно-энергетических, сырьевых, основного капитала.

Интенсивный тип характеризуется тем, что прирост производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, прогрессивных технологий – НТП, который способствует уменьшению удельного расхода ресурсов, росту ПТ, повышению конкурентоспособности продукции.

 

  • 4 Теоретические основы  регулирования экономического роста

Большинство известных теории и практик способов воздействия государств на ЭР носит косвенный характер. Их назначение состоит в том, чтобы  создать у потенциальных инвесторов сильные стимулы вложения капитала.  Второе соображение – рост рыночного хозяйства поддерживают регулирующие механизмы, не имеющие к нему непосредственное отношение.

1    Государство берет на себя решение  тех проблем, которые в принципе недоступны рыночной системе. Например, финансирование фундаментальной науки (технологических нововведений), меры по сохранению окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

2    Антициклическое регулирование или политика краткосрочной стабилизации (денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика)

3    Структурное регулирование : государство старается снизить риск при осуществлении капиталовложений; стимулирует предпринимателей осваивать новые секторы экономики, где перспективы прибыли неясны; поддерживает экспортные отрасли; стимулирует сферы экономики, способные дать наибольшее количество рабочих мест и т.д. Основные формы – бюджетная и кредитная политика.

4 Регулирование макроэкономическогшо равновесия инвестиций и сбережений.

Экономика попадает в сложное положение из-за нехватки сбережений. Нехватка сбережений приводит к уменьшению инвестиционного спроса, и замедлению ЭР.

Нарушение равновесия может быть связано с несовершенством налогообложения. Высокие ставки сокращают ту часть дохода, которая сберегается и предназначена для инвестиций. Отрицательный эффект могут дать и недальновидные действия государства в социальной области, когда необоснованное расширение социальных программ ведет к снижению предложения труда, институциональной безработицы, уменьшению доходов и сбережений.

Другая причина – бюджетный дефицит, эффект вытеснения, рост процентных ставок, вытеснение частных инвестиций.

5 Проведение налоговой политики, которая в 80-е годы стала главным инструментом стимулирования ЭР, заключается в дифференцированном снижении налоговых ставок, прежде всего прибыли. (либерализация, инвестиционные налоговые льготы, налоговые кредиты). Если в краткосрочно периоде произойдет временное снижение государственных доходов, однако в длительной перспективе произойдет рост сбережений, образующихся из прибылей корпораций, а далее рост инвестиций и производства, занятости – доходной части бюджета. Эффект Лаффера

6 Политика ускоренной амортизации ведет к быстрому обновлению основного капитала, росту емкости рынка основных средств, и спросу на них.

 

5 Особенности формирования индустриальной (промышленной) и аграрной  политики

Промышленная политика – система государственных мер прямого и косвенного воздействия на промышленный комплекс страны, включая его структурный и научно-технический потенциал, в целях повышения индустриального уровня экономики и приспособления к изменяющимся внутренним и внешним условиям путем использования законодательно-правовых, финансово-кредитных и административных методов регулирования.

Объект промышленной политики – весь промышленный комплекс страны, включающий в себя совокупность всех отраслей, их отраслевую структуру и все структурные образования, воздействующие на научно-технический уровень отраслей промышленности.

Субъектами промышленной политики являются государство в лице всех управленческих органов всех уровней и другие субъекты (корпорации, ФПГ, АО и другие активные структуры хозяйствования, которые имеют собственные интересы, мотивы, возможности.

В качестве генеральной цели –преодоление аграрно-сырьевой специализации экономики и формирование эффективной олигополистической структуры рынка на базе высокого технико-технологического уровня предприятий и действенного механизма конкуренции среди производителей.

Среднесрочная цель –  структурная и технологическая перестройка индустриального базиса народного хозяйства, восстановление расширенного производства.

Тактические цели решают текущие задачи, такие как преодоление спада производства и придание движению экономики устойчивый рост и стабильный характер.

Основные методы промышленной политики: законодательно-правовые, финансово-кредитные, административные.

Классификация промышленной политики:

А) по характеру экономического роста – сбалансированный и несбалансированный тип;

Б) по способу воздействия на промышленный комплекс – активный и пассивный тип;

В) по направленности –общесистемный и селективный тип;

Г) по содержанию –экспортоориентированный, импортозамещающий и инновационный тип;

Д) по масштабности – общенациональную и региональную.

Аграрная политика

Цель – обеспечение стабильности агропромышленного производства, сохранение и упрочение продовольственной безопасности страны, недопущение ухудшения продовольственного обеспечения населения, выход АПК из кризиса, восстановление и сближение уровней доходов работников   сельского хозяйства и других отраслей экономики.

Направления государственного регулирования АПК:

1.формирование и рынка  сельхоз продукции, сырья, продовольствия;

  1. финансирование, кредитование и налогообложение;
  2. защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении ВЭД;
  3. развитие сельскохозяйственной науки и социальной сферы на селе.

Рекомендуемая литература

1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999

  1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
  2. Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
  3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:

Экономика, 1998

  1. М Портер. Теория конкурентных преимуществ. М. 2001 г.
  2. Нургалиев К.Р. Экономика Казахстана. Алматы.,2006 г.
  3. Келимбетов К. Стратегия экономического роста. Алматы, 2006 г.

Контрольные задания для СРС

Написать реферат на тему “Стратегия индустриально-инновационного развития РК“