Направления научно-технического прогресса и роль государства в его ускорении
Тен Н.В.
КарГТУ
Тема 7 Направления научно-технического прогресса и роль государства в его ускорении
План лекции
1 Государственные меры по ускорению и повышению эффективности НТП
2 Организационно-методологический аспект прогнозирования НТП и его программно-целевого планирования
3 Сущность и принципы государственной инновационной политики 4 Цели и задачи государственной научно-технической политики
1 Государственные меры по ускорению и повышению эффективности НТП
Центральное место по значимости в управлении государственным сектором принадлежит организации НИОКР. Начиная с промышленной революции результаты научных исследований составляют исходный пункт современных технологических процессов как в производстве, так и в потреблении. Господствующая часть современного производства и потребления основана на технологиях, которые возникли не из повседневного бытового опыта, но из результатов специальных научных исследований. Государственный сектор функционирования НИОКР включает: исследовательские институты и лаборатории, подчиненные государственным органам власти; научные подразделения компаний, находящиеся в долевой собственности государства; исследовательские институты и лаборатории государственных высших учебных заведений. Источниками финансирования НИОКР в пределах указанной структуры являются: государственный бюджет, ресурсы компаний и вузов, фондов, иностранный капитал различных экономических субъектов. Роль каждого источника финансирования НИОКР зависит от модели государственного регулирования экономики, от наукоемкости действующего производства, производства общественных товаров, размеров минимальной стоимости результатов научных исследований. Регулирование НИОКР государство осуществляет административно-правовыми и экономическими методами. Административно-правовое регулирование научной сферы проявляется в защите прав интеллектуальной собственности.
Экономические методы и инструменты государственного регулирования НИОКР включают: подготовку научных кадров и распространение научной информации; финансирование государственных научных центров лабораторий; целевое финансирование научно-технических программ на конкурсной основе; финансирование научных проектов на конкурсной основе в форме предоставления грантов; государственный заказ на НИОКР и последующая закупка продукции; передача технологии двойного назначения предпринимательскому сектору; налоговые скидки на исследовательские расходы венчурным компаниям; создание на бюджетной основе инновационных центров для малого научного бизнеса (технопарки, бизнес-инкубаторы).
В Казахстане финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется из государственного бюджета, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности из государственного бюджета осуществляется в следующих формах: базовое финансирование; грантовое финансирование; программно-целевое финансирование.
Базовое финансирование выделяется государственным научным организациям и научным организациям, приравненным к государственным, государственным высшим учебным заведениям, высшим учебным заведениям, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству. Базовое финансирование включает расходы по нормам базового финансирования на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда административного и обслуживающего персонала, а также информационное сопровождение научно-технической деятельности государственных научных организаций. Грантовое финансирование выделяется на проведение научных исследований в целях повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, а также ученых.
Основные направления и объемы грантового финансирования утверждаются Высшей научно-технической комиссией на основании рекомендаций национальных научных советов в соответствии с приоритетными направлениями развития науки Республики Казахстан и подлежат рассмотрению в установленном порядке Республиканской бюджетной комиссией. В конкурсе на грантовое финансирование вправе принимать участие аккредитованные субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, а также автономные организации образования и их организации на равных условиях.
Программно-целевое финансирование направлено для решения стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной основе или по решению Правительства Республики Казахстан вне конкурсных. процедур.
2 Организационно-методологический аспект прогнозирования НТП и его программно-целевого планирования
Прогнозирование НТП— форма предвидения основных направлений и темпов развития науки, технологии и техники в их взаимосвязи с социальным развитием общества и экологической динамикой природы. П. НТП — необходимая основа сбалансированного гармоничного планирования и проектирования во всех сферах современной науки и производства; оно играет важную роль и в социальном планировании, в проектировании развития географических регионов, в реформах образования. Основная. особенность современного прогнозирования НТП — его системный характер. Многообразны и методы П. НТП (экстраполяция, моделирование, опрос экспертов и др.). По целевой установке различают поисковое и нормативное П. НТП, Задача первого — своевременное выявление проблем, к-рые должны возникнуть в ходе НТП в будущем. Задача второго — наметить пути решения этих перспективных проблем. Многообразные средства и цели П. НТП не противостоят друг другу, а образуют единый согласованный комплекс. |
В рамках реализации научно-технической политики Республики Казахстан был осуществлен переход на программно-целевой метод организации научной и научно-технической деятельности. Этот метод, обобщенный на весь научно-технический процесс, включающий стадии планирования, финансирования, экспертизы, управления и контроля, обоснованно может быть положен в основу реализации научно-технической политики на дальнейшую перспективу.
В рамках программно-целевого метода на современном этапе осуществляется формирование и реализация следующих научных и научно-технических программ:
– фундаментальные исследования по тому ограниченному числу приоритетных направлений науки и научно-технического прогресса, которое имеет своей целью получение принципиально новых знаний о природных и социальных системах и разработку научных основ системных преобразований экономики, устойчивого развития общества, культуры и самой науки;
– республиканские целевые научно-технические программы как важнейшее средство реализации государственной научно-технологической политики, способные сконцентрировать научно-технический потенциал на генеральных приоритетах промышленно-технологического и социально-экономического развития;
– прикладные (отраслевые, межотраслевые и региональные научно-технические) программы, которые представляют собой конкретные и комплексно-межотраслевые направления научно-технической деятельности, прикладные и внедренческие исследования и разработки, приоритетные для региона программы научных исследований;
– проекты Фонда науки, имеющие цель стимулировать “рисковые” и перспективные фундаментальные и прикладные исследования в рамках определенных приоритетных направлений и способствовать развитию научных исследований в регионах.
3 Сущность и принципы государственной инновационной политики Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РК в области науки, техники и реализации достижений науки и техники представляется в разрабатываемых правительством РК концепции социально-экономического развития РК на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития РК на среднесрочную перспективу.
Государственная инновационная политика РК формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
- активизация международного сотрудничества РК в инновационной сфере;
- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.
Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:
- четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
- органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
- информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
- инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
4 Цели и задачи государственной научно-технической политики
«Переход РК к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных» говорится в “Основах политики РК в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.
Политика, формируемая Министерством образования и науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:
- наноиндустрия и перспективные материалы;
- энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
- технологии живых систем;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- экология и рациональное природопользование;
- безопасность и противодействие терроризму.
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок – генерация знаний
В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.
Второй блок – разработка технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы – коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий РК и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки РК.
Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; казахстанский фонд технологического развития (КФТР).
КФТР – внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.
Стратегические цели и задачи современной научно-технической политики:
–конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынке, в том числе техники и технологии;
-формирование нового технологического ядра экономики, обновление ее производственного аппарата, обеспечение технологической безопасности, конкурентоспособности национального производства в мировом хозяйстве.
-достаточное обеспечение страны продовольствием, энергией, сырьем и матиралами4
-создание здоровой экологической ситуации для жизнедеятельности человека;
-развитие инфраструктуры;
-содействие сохранению и эффективному использованию природных и человеческих ресурсов;
-создание институциональной основы для эффективного использования НТпотенциала;
-формирование научно-технической основы национальной безопасности, военно-технической базы обороноспособности страны.
Рекомендуемая литература
1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999
- Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
- Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
- Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:
Экономика, 1998