Особенности проектной деятельности как средства развития познавательной активности младших школьников

Назарова Наталья Александровна

магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель канд.пед.наук, доцент Котлярова Т.С.

Возникновение интереса к проектной деятельности приходится на конец XIX – начало XX века. Это время научно-технического прорыва, экономических преобразований. Основателями метода проекта как средства обучения и воспитания школьников считаются Дж. Дьюи и его последователь В. Килпатрик.

Дж. Дьюи отстаивал идею о том, что обучение должно быть основано прежде всего на практических действиях, так как именно практические действия позволяют ученику приобрести опыттой или иной деятельности. А опыт, по мнению Дж. Дьюи, является начальной стадией развития мышления [6].

Таким образом, эффективными Дж. Дьюи считал методы, которые «предлагают ученикам действия, а не заучивание, а действия по своей природе требуют мышления, целенаправленного поиска связи и отношений» [6].

В.Х. Килпатрик развил концепцию деятельностного обучения Дж. Дьюи и  высказал  своё  понимание   метода   проектов.   Согласно   утверждению В. Килпатрика, «метод проектов – это метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке» [2, с.109].

Проект В.Х.  Килпатрик определяет как «целевой акт, нечто брошенное, пущенное вперед» [2, с.12–13], как «от всего сердца произведенную целесообразную деятельность» [2, с. 42].

В.Х.Килпатрик создает собственную классификацию проектов, выделяя четыре типа проектов на основе составляющих их процедур. Это проекты «производственные»,  «потребительские»,  «проекты  разрешения  проблем», «проекты специализации» [2].

К современному пониманию проекта близки проекты производственные, где «активность направлена на изготовление (производство) чего-нибудь» [2, с. 110], и проекты разрешения проблем, имеющие целью «разрешать проблемы или какие-нибудь интеллектуальные затруднения» [2, с. 112].

Концепция проектной деятельности, представленная в трудах Дж. Дьюи и В. Килпатрика, заложила фундамент развития образовательных подходов и методов обучения, основанных на самостоятельной познавательной активности учащихся.

В научной литературе достаточно полно освещен вопрос развития идеи проектной деятельности в отечественной педагогике XX века [3;7]. Проектная деятельность реализуется в форме проектирования. Под проектированием И. Д.Чечель, понимает  процесс создания проекта [8].

Залог успешного проектирования, считает  Т.Н. Полякова, проектное мышление, особенности которого проявляются «в умении видеть прообраз будущего объекта, структурировать и переструктурировать информацию, полученную о нем, о его внешних и внутренних связях, развитии и будущем состоянии» [7, с. 12].

Важно отметить, что проектированию присуща неопределённость, так как при проектировании осмысливается несуществующее. Другими процессами, промысливающими несуществующее, являются планирование, прогнозирование, моделирование. Н. А. Краля устанавливает соотношение этих понятий. Так, планирование и моделированиерассматриваются как этапы проектирования. Прогнозирование «строит предположение о том, что может быть, исходя из имеющихся условий» [3, с. 14]. Проектированиедает ответ «на вопрос, что должно быть, какой должна быть система внешних и внутренних условий, чтобы получить нужные результаты» [3, с.27].

Следует различать профессиональное проектирование и учебное. Профессиональное проектирование – это, прежде всего, трудовая социально значимая деятельность, направленная на создание необходимого обществу продукта. Задачи учебного проектирования сопоставляются с задачами учебной деятельности и заключаются в приобретении новых знаний, овладении различными видами познавательной деятельности, развитии личностных качеств учащихся.

И. Д. Чечель говорит о развивающем потенциале учебной проектной деятельности, определяя проект как «дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств» [8, с.112].  Сравнитель-ная характеристика проектной деятельности школьников и профессиональной проектной деятельности приведена в работе Н. В. Матяш [4, с. 16].

Помимо собственно проектной деятельности как формы организации учебного процесса ученые выделяют предпроектную и постпроектную деятельность. Так, А. В. Бычковым под предпроектной деятельностьюпонимается решение задач, предшествующих выполнению учебного проекта. На этапе предпроектной деятельности осуществляется сбор информации, осмысление качеств будущего продукта с учетом потребителей и их потребностей, «производится подбор инструментов как информационных, так и материальных, планируется предстоящая деятельность» [1, с. 6].

Под постпроектной деятельностьюпонимается «деятельность учащихся, связанная с использованием приобретенного в ходе работы над проектом опыта для решения задач, возникающих в образовательном процессе и за его пределами» [1, с. 8].

В методике сложились понятия «метод проектов», «проектная деятельность» и «технология проектной деятельности». Эти понятия не являются синонимичными и требуют разграничения. Метод – одна из базовых методических категорий, под которой в общедидактическом аспекте понимается «способ взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленный на достижение целей обучения» [6, с.127].

Технология в широком смысле – это «система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности» [7, с. 54].

Так, под методом проектов понимается способдостижения дидактических целей, под проектной деятельностью – формаили вид учебной деятельности. Термин «технология проектной деятельности» подразумевает совокупность методов(метод постановки проблемного вопроса, метод групповой работы и пр.), организующих проектную деятельность.

Определение  проектной  деятельности  школьников  дано   в   работе Н. В. Матяш. «Проектная деятельность школьников– форма учебно- познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения» [4, с. 18].

Подчеркивается, что проектная деятельность как педагогическая технология характеризуется многообразием входящих в неё методов и интегрированным характером, так как «предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой» [4, с.87].

Проектная деятельность основана на гибкой, организации процесса обучения учащихся. Обязательным  условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектной деятельности и реализации.

Литература:

  1. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе.-М.: АБВ-ИЗДАТ, 2023.- 100 с.
  2. Килпатрик, В. Х. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе.- Санкт-Петербург: КАРО, 2021. -43 с.
  3. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности  учащихся. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2021. – 259 с.
  4. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. – М.: Академия, 2021.- 156 с.
  5. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность  школьников в обучении.  – М.: Просвещение, 2022. – 217 с.
  6. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. -352 с.
  7. Полякова, Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2021. – 112 с.
  8. Чечель, И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.–М.: Изд. «Сентябрь», 2020.– 143 с.