О формах взаимодействия школы и библиотеки по развитию читательского интереса у младших школьников

Дружкова Александра Алексеевна

Магистрант

ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия», направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагогика и методика начального образования»

Интерес ребенка к чтению – это многогранное явление, тесно связанное с его любознательностью и активным стремлением к познанию. Он проявляется в эмоциональной отзывчивости на книгу, формировании собственной позиции читателя и устойчивой внутренней мотивации к чтению. В.Я. Аскарова подчеркивает, что для стимулирования читательской активности подрастающего поколения важно «популяризировать идею о высочайшем авторитете человека читающего, <…> создавать путеводители по интернет-ресурсам, содержащим высокохудожественный чтецкий контент; всемерно развивать практики устного выразительного чтения в форме конкурсов, чтецкой деятельности» [1; с. 106].

Большое значение для развития читательского интереса учащихся имеет тесное взаимодействие в решении данной задачи школы и библиотеки. Такое сотрудничество позволяет не только воспитывать любовь к чтению и бережное отношение к книгам, но и способствует развитию творческих способностей ребенка, формируя у него устойчивый читательский интерес. Взаимодействие школы и библиотеки охватывает широкий спектр совместных мероприятий, обладающих значительным потенциалом для обучения, развития и формирования личности учащихся.

Для достижения целей по развитию читательского интереса необходимо изучение юного читателя. Учитель и библиотекарь изучают ребенка как читателя, тесно связывая это с пониманием его личности в целом. Наблюдение, беседы и анализ читательских формуляров позволяют косвенно, но глубоко раскрыть индивидуальность ребенка. Знание его увлечений, интересов и отношений с ровесниками помогает составить точную читательскую характеристику.

Совместные усилия учителя и библиотекаря по изучению читателя позволяют не только понять ребенка в процессе руководства чтением, но и целенаправленно формировать его как активного и осознанного читателя.

Учитель начальных классов обладает достоверной информацией об индивидуальных особенностях каждого ученика, его интересах и увлечениях. Библиотекарь же может проводить исследование личности читателя посредством анализа его формуляра, что позволяет получить представление об общей направленности личности младшего школьника, более полно раскрыть его увлечения.

Работая совместно, учитель и библиотекарь используют такие приемы, которые формируют и развивают у ребенка интерес к чтению. Это и живые чтения литературных произведений, и оживленные беседы, и глубокие обсуждения, и читательские конференции, где посетителей поощряют соотносить прочитанное с личным опытом и оставлять свои отзывы. Библиотечная деятельность включает в себя литературные и выставочные обзоры, экскурсии, игровые форматы, музыкально-литературные композиции, тематические и литературные вечера, а также презентации новых книг. Часто эти события сопровождаются просмотром презентаций и видео. Книжные выставки, краткие обзоры и персональные рекомендации помогают читателям ориентироваться в фонде.

Л.Р. Керимова справедливо подчеркивала, что главной целью взаимодействия учителя и библиотекаря должно стать «формирование у обучающихся целостной научной картины мира: историко-социального, этнокультурного, гражданско-патриотического, экологического, духовно-нравственного компонентов жизни и деятельности человека» [2, с. 32].

При работе с младшими школьниками по формированию читательского интереса используются как индивидуальные, так и коллективные методы формирования читательских компетенций.

Метод индивидуального подхода к руководству чтением подразумевает сосредоточенность на индивидуальных чертах каждого ребенка: его предпочтения, интересы, таланты и то, как он развивается как читатель.

Отметим, что формирование читательских предпочтений, глубины восприятия и осознанных мотивов чтения – это постепенный процесс. Значительные изменения в читательском развитии происходят незаметно. Индивидуальное сопровождение детского чтения требует от педагогов и библиотекарей творческого подхода, глубокого знания как своих читателей, так и самой литературы.

Следующий метод руководства чтением – массовый. Массовый метод руководства чтением предполагает, что необходимо учитывать социально-психологические особенности, присущие конкретным группам читателей. Без этого знания эффективное руководство невозможно. Для детей младшего школьного возраста используют такие формы массового руководства чтением, как циклы чтений, книжные выставки, обзоры литературы, обсуждение книг, различные литературные игры, читательские конференции, литературные вечера, устные журналы.

Одна из популярных форм массовой работы с детьми является книжная выставка. Такие выставки могут быть организованы по жанрам, темам или творчеству конкретных авторов. Для младших школьников важны небольшие, яркие и увлекательные выставки, которые регулярно обновляются. Благодаря взаимодействию с учителем, на выставке могут размещаться детские творческие работы (поделки, рисунки), что повышает их привлекательность. Библиотекари могут консультироваться с учителями начальных классов для определения ключевых аспектов темы выставки.

Еще один эффективный способ коллективного влияния на развитие ребенка – это обсуждение книг. Этот метод представляет собой свободную беседу о литературных произведениях, где учащиеся могут делиться своими мыслями.

Литературные игры – это еще один популярный способ вовлечения детей в мир книг. Они включают в себя разнообразные форматы, такие как литературные путешествия, аукционы, викторины, конкурсы на знание текста, загадки и парады литературных персонажей. Важно отметить, что эти игры не просто развлечение, а скорее способ подвести итог после прочтения определенного количества книг. Литературные игры бывают интеллектуальные, где нужно разгадывать книги, авторов и персонажей, и ролевые, где дети перевоплощаются в героев.

В формировании читательского интереса большое значение играет такая форма работы как – литературный вечер. Для одних читателей такой вечер становится подведением итогов творческой деятельности и праздником, для других – увлекательным способом познакомиться с новыми книгами. Выразительное чтение отрывков, усиленное музыкой, и смена чтецов при цитировании способны значительно повысить эмоциональное восприятие и понимание смысла произведения.

Совместная работа учителя литературы и библиотекаря включает в себя создание списков рекомендованной литературы для школьников, направленных на популяризацию чтения. Эти списки служат путеводителем для юных читателей, помогая им ориентироваться в книжном многообразии и формировать разносторонний читательский опыт. Помимо названий книг, списки могут включать краткие аннотации, раскрывающие суть произведения, а также визуальные материалы: иллюстрации из книг, кадры из спектаклей или фильмов, созданных по мотивам этих произведений. Для привлечения внимания списки должны быть оформлены привлекательно и быть лаконичными.

Все это традиционные формы руководства массовым чтением, которые не потеряли свою актуальность и в наше время. Но современное общество диктует новые формы работы взаимодействия школы и библиотеки с юными читателями. Популярны в наше время стали: бенефис читателя, библио-глобус, визитки литературные, выборы литературные, мозаика, литературный сундучок, квест-игры.

И.И. Тихомирова особо отмечает, что библиотеки служат мощным инструментом для расширения знаний школьников, «для того чтобы книга влияла на читателя, надо развивать его читательские способности с раннего детства, активизировать образное мышление, помогать воспринимать метафорическую природу художественного произведения, увязывать книгу с жизнью» [3].

Современные библиотеки предлагают школьникам литературу не только в традиционной печатной форме, но и в электронном формате. Электронные книги обогащаются мультимедийными элементами, такими как звуковое сопровождение и интерактивные изображения, делая процесс обучения более увлекательным. Внедрение информационных технологий позволяет максимально удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей, а также способствовать их развитию.  Г.А. Иванова отмечает: «Используя все имеющиеся ресурсы, библиотеки предоставляют юному поколению оптимальные условия для личностного развития, формирования и удовлетворения образовательных, коммуникативных и иных потребностей учащихся; создают условия для развития личности растущего человека через чтение, книгу в реальной и электронной среде, отвечающие его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям» [4].

Накопленный опыт поколений неоспоримо доказывает: интерес к чтению формируется с раннего детства. Чем раньше он проявляется, тем более уникальным, глубоким и интеллектуально развитым становится будущий читатель и творческая личность. Однако, чтобы поддержать этот процесс, взрослым необходимо тщательно исследовать индивидуальные интересы и потребности ребенка. Эффективное взаимодействие библиотекарей и педагогов открывает широкие возможности для решения образовательных и воспитательных целей. 

Список используемой литературы

  1. Аскарова В.Я. Чтец как посредник между текстом и читателем: от херихебов – к искусственному интеллекту // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы XX Междунар. науч.-творч. Форума (науч. конф.). Челябинск, 18–19 нояб. 2021 г. / сост.: Ю. В. Гушул (науч. ред.), С. Б. Синецкий (отв. за вып.); Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2021 – С. 100–107. 
  2. Керимова Л.Р. Совместная работа учителя и педагога-библиотекаря по формированию общекультурной компетенции обучающихся // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 30-41.
  3. Тихомирова И.И. Художественная литература и дети: книга для тех, кто делает Россию читающей. М.: РШБА, 2021 – 183 с.
  4. Иванова Г.А. Читательское развитие подрастающего поколения. 2021. https://knigogid.ru/books/1995519-chitatelskoe-razvitie-podrastayuschego-pokoleniya/toread.