Правовая культура младших подростков
Исенова Альбина Нуртасовна
магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель к.пед. наук, доцент Корпачева Л.Н.
В широком смысле культура – это форма и способ существования человека, искусственная среда, созданная им. Это совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Каждая историческая эпоха характеризуется определенным типом культуры, который меняется вместе с общественным прогрессом [3].
В более узком смысле – это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности, нравственного, эстетического и правового развития, способы и формы общения. В основе культуры лежат разум, речь, целеполагание, творческие способности, моральные и религиозные представления и их следствия: познание, практическая жизнь и общение. Она не создается в одиночку – она плод творческих усилий множества людей и связи поколений [1].
Право является сложным феноменом социальной жизни, оно есть относительно самостоятельно развивающаяся система. Результаты изучения позволяют сделать вывод, что правовая деятельность не обладает собственной предметной областью, а является определенной стороной общественной практики. Любой тип или конкретный вид человеческой деятельности может включать в себя правовой компонент. Право выполняет в системе культуры три функции: социально-регулятивную, воспитательную и образовательную.
Правовая культура младшего подростка не имеет четко выраженных и эмпирически фиксируемых границ, отделяющих ее от других сфер его деятельности. Она совпадает с границами его собственного правового существования в социальном мире, с его специфическим детским бытием как субъектом, имеющим определенный юридический статус. С точки зрения педагогической науки, правовая культура на данном возрастном уровне развития человека – это не просто сумма правовых идей, которую надо только эмпирически выделить и описать, но и вся создаваемая существующей воспитательной системой духовная действительность, детерминирующая правовое поведение ребенка [4].
Правовая культура ребенка полностью не совпадает ни с одной другой его формой культуры (политической, экономической, эстетической и др.), занимая обособленное место в социокультурном пространстве. Она создает уникальное, своеобразное сочетание материальных, идеальных и духовных компонентов [2]. Правовая культура школьника состоит в сложном органическом единстве с остальными областями культуры, и в ее специфическом содержании проявляются черты и особенности, свойственные данной культуре в целом.
Правовая культура личности младшего подростка – широкое понятие. Она прямо или косвенно влияет на формирование правового сознания и направляет его деятельность в различных сферах жизни, являясь неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Правовая культура ребенка – это также определенный характер и уровень ее деятельности как личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Правовая культура оказывает организационно-регулирующее воздействие в плане обеспечения социально-позитивного поведения субъекта, блокируя негативные интенции его сознания и устраняя внутренние установки, мешающие решению социальных задач, стоящих перед ним, в любой общественной сфере и на любом уровне [7].
Уровень правовой культуры школьника измеряется не только богатством ее диапазона, но и конкретными формами общественного поведения субъекта. Выбор ребенком определенных форм своего правового поведения не является спонтанным процессом, он всегда обусловливается множеством объективных и субъективных моментов. В сложном процессе формирования правовой культуры все структурные элементы должны находиться в активной взаимосвязи. Только при таких условиях младшим подростком усваивается накопленный в обществе правовой-опыт, вырабатывается ценностная ориентация;, интуиция, воспитываются такие качества, которые переходят в стойкие черты характера и по которым обычно судят об общей культуре человека.
Правовая культура младших подростков зависит от уровня их правового образования, т.е. от накопленных юридических знаний, сведений, представлений и имеющихся навыков: Хотя она и не сводится только к этому. Необходимо еще сформировать умение применять полученные знания на практике, и чтобы индивид обязательно проявлял при этом высокую сознательность [3].
Правовая культура предполагает ориентацию деятельности ученика на введение правовых норм в систему своих нравственно-правовых ценностей. Для этого необходимо практическое применение в деятельности имеющихся правовых знаний и опыта. Ребенок должен быть ориентирован на идеалы и достижения общечеловеческой и правовой культуры. Высокий уровень правовой культуры школьника обязательно предполагает соответствие ее деятельности высшим идеалам и ценностям общества.
Важным компонентом правовой культуры личности выступает совокупная правовая деятельность, которая состоит из духовной и практической ее составляющих. Если практическая деятельность в сфере права представляет собой правотворчество, правовое регулирование, применение и реализацию права, то теоретическая деятельность складывается из продуктивной (научной, творческой) и репродуктивной (деятельность обучающихся правовой теории) ее разновидностей.
Системообразующим элементом в правовой культуре личности младшего подростка является правосознание, выступая в своем особом качественном состоянии не только одним из элементов, но и основным показателем его правовой культуры.
К числу основных компонентов правосознания учащегося, составляющих «ядро» его правовой культуры, следует отнести когнитивный, аксиологический (оценочный) и установочно-поведенческий [1].
Когнитивный компонент формируется вследствие длительного процесса познания учащимся правовой действительности, которое находит свое отражение в сознании человека в виде относительно целостной системы представлений о правовых феноменах. Юридические знания создают у школьников общие представления о природе права, ориентируют их на определенное поведение в той или иной юридически значимой ситуации, закладывают основу формирования реального отношения ребенка к правовой действительности.
Аксиологический компонент представляет собой отношение школьника к юридическим фактам и правовым знаниям, правовой деятельности как других индивидов, так и своих собственных [4].
В процессе формирования правовой культуры учащихся важно учитывать не только интеллектуальное, но и оценочное восприятие ими правовых идей и понятий, отражение их в чувственной сфере жизни. На уровне оценочного отношения личности школьника к правовой действительности в полной мере формируется его правосознание, на основе его собственных оценок необходимо достичь соответствия правовых норм его убеждениям.
Приобретенные учеником юридические знания и выработанное на их основе оценочное отношение к правовым явлениям формируют установочно-поведенческий компонент правосознания. Правовая установка в данном случае выступает своеобразным связующим звеном между достигнутым уровнем правосознания и прогнозируемым личностью поведением. Справедливый вывод делает Л.M. Голубева о том, что «преломляясь в сознании, права и обязанности опосредуются через объективную действительность и индивидуальный опыт личности, способствуя переводу социального в индивидуальное» [5, с. 147].
Правовая культура учащегося младшего подросткового возраста в реальном существовании выполняет пять специфических функций: познавательно- преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную [3]. Основное их понимание сводится, прежде всего, к сохранению духовных ценностей в правовой области жизнедеятельности, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений. Для продуктивного функционирования правовой культуры школьника необходима соответствующая среда.
Исходя из указанных функций, правовая культура младшего подростка структурируется через аксиологический(ценностное отношение субъекта к правовым явлениям, объективность правовой оценки собственных поступков и деятельности других), когнитивный (представление о правовых феноменах, наличие элементарных юридических знаний, креативность правового мышления) и установочно-поведенческий (соответствие правовых установок ребенка принятым в обществе нравственным и легитимным нормам, установка на правовое поведение в социуме) компоненты [7].
Литература:
- Абрамов В.И. Изучение прав детей: Учебно-методическое пособие для учителей средней общеобразовательной школы. – Пенза, 2021. -168 с.
- Аграновская Е В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Наука, 2022.- 192 с.
- Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся. – Новосибирск: Наука, 2023. – 151с.
- Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: Из опыта работы / Под ред. И.С.Марьенко. – М.: Просвещение, 2023. – 148 с.
- Голубева Л.M.Формирование правосознания несовершеннолетних. -Фрунзе: Мектеп, 2023. – 304 .
- Долгова А.И. Правовое воспитание школьников.-М.: Юрид. лит.,2022.- 536 с.
- Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы ее исследования // Методология и методы социальной психологии. – М.: Юр. лит.,2021.-180с.