Структурные компоненты и содержательные характеристики социальной компетентности подростков

Нуртаева Гулнар Сериковна

магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.пед. наук, профессор Лопанова Е.В.

В современном мире, полном противоречий, подростки, взрослея, обретают социальный опыт, не всегда осознавая в полной мере социальную действительность. Подросткам, в отличие от взрослых, не понятны причины и следствия социальных потрясений, поэтому происходящее вокруг они понимают с позиций родителей, значимых для себя взрослых людей, представителей средств массовой информации.

Н. А. Рототаева считает, что у ребёнка в подростковом возрасте возникают определённые трудности, связанные с особенностями его роста. Поэтому у детей должны быть свои формы социальной компетентности, позволяющие успешно реализовывать себя, находя своё место в социуме [3].

Пути развития социальной компетентности обучающихся на ступени основного общего образования обусловлены прежде всего особенностями возраста детей. Так, например, активно формируется «я»-концепция, в качестве ведущего вида деятельности выступает общение, мотивом поступка становиться признание в кругу одноклассников. Но есть и проблемы возраста, которые затрудняют процесс развития социальной компетентности [1].

И. А. Зимняя, говоря о социальной компетентности как личностном результате образования, подчёркивает обусловленность изменения социальной компетентности новыми задачами образования – помочь молодому поколению найти и занять своё место в социуме [2]. Она не выделяет отдельно «компетенцию» и «компетентность», определяя их как единый «социально-личностно-поведенческий феномен», итог целостности знаниевого и мотивационно-ценностного компонентов [2, с. 12]. Данное утверждение даёт основание для понимания, непрерывности, то есть на каждом возрастном этапе, на каждой ступени образования, освоения обучающимися социальных знаний и различных форм социально направленной деятельности.

В структуре социальной компетентности И.А. Зимняя выделяет компоненты:

  • знание об обществе, или когнитивный;
  • мотивы, понимание социальных смыслов в урочной и неурочной деятельности, или мотивационный;
  • принятие социальных ценностей общества, или ценносто-смысловой;
  • принятие решений в разных социальных ситуациях, или поведенческий [2].

А.В.Хуторской, говоря о результате обучения и воспитания, рассматривают компетентность как способность ученика в процессе активной деятельности получать и совершенствовать свои знания, умения, навыки, полученный опыт, развивая личные качества, эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи [4].

А.В. Хуторской, обозначает следующие составляющие социальной компетентности:

  • целеполагающий, то есть умение ученика осознать необходимость социально направленных поступков, оценить сложности ситуаций и организовать свою деятельность;
  • ориентирование на Другого, то есть способность к продуктивным межличностным отношениям с учётом интересов всех сторон диалога и опорой на нормы и ценности социума;
  • социальная инициативность, подвижность, то есть готовность обратиться к собственным ресурсам [4].

Внимание акцентируется на том, что процесс развития каждого компонента социальной компетентности – это не разорванные параллельные ступени развития, которые носят относительный в их взаимосвязи и сочетании характер. Как, например, умения в оперировании теоретическими положениями у некоторых обучающихся могут находиться на более низком (или, наоборот, на более высоком) уровне, нежели, например, умения в деятельностно-практической сфере. Компоненты свободны и связаны одновременно [4].

Т.Б. Беляева  в своих работах, говоря о компетентности, считает, что это способность ученика создавать свой продукт с целью быть принятым и понятым другими. Автор выделяет следующие компетентности:

  • предметная – способность к анализу и действию с ориентацией на достижения культуры человека;
  • коммуникативная – способность к общению и стремление к пониманию со стороны других людей;
  • социальная – способность действовать в обществе, ставя во внимание действия и позиции других [1].

Автором в структуре  социальной компетентности подростков условно выделены следующие структурные компоненты:

  • когнитивный – отражает освоение подростками социальных смыслов, ценностей, норм;
  • эмоционально-волевой – предполагает принятие социальных ценностей, норм и волевую готовность подростков следовать социальным смыслам, ценностям, нормам;
  • деятельностный – способствует осознанию подростком продуктивной деятельности как социально значимого события, эффективного межличностного взаимодействия.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит следующее определение компетенции: это единство определяемых программой получаемых учеником знаний, умений и навыков и опытно-практическое их применение. Компетентность рассматривается как овладение методами активно применять полученные личные практические знания в исследовательской и прикладной сфере деятельности [5].

Социальная компетентность подростка – это интегративное качество личности в единстве когнитивного, эмоционально- волевого и деятельностного компонентов, определяющее готовность подростка к социально активной деятельности, социальному творчеству, социальному проектированию, социальному партнёрству.

Говоря о содержании социальной компетентности, учёные рассматривают:

  • вербальную, коммуникативную, социо-профессиональную, социально- психологическую компетентность и самоидентификацию [1].
  • социальный статус, умение выбирать социальные ориентиры для организации своей деятельности, доступ личности к ресурсам среды; систему социальных знаний и умений [4];
  • социальную компетентность, выражаемую в результатах деятельности, – Дж.Равен и др. [3].
  • общекультурные ценности, правовые нормы, прогнозирование результатов поступков, способность сделать самостоятельный выбор, социальную рефлексию [2].

Важными характеристиками содержания социальной компетентности личности считают:

  • социальный рост, информированность;
  • умение взаимодействовать со средой и с другими людьми;
  • мотивацию;
  • способность решать социальные задачи, выбирая правильные ориентиры для выстраивания своей деятельности, находить продуктивные способы решения проблем;
  • готовность и умение быть ответственным за принятое решение, предвидеть его последствия для себя и окружающих;
  • способность использовать социальные и личностные ресурсы.

Выделяя личностный элемент содержания социальной компетентности,исследователи отмечают, что социальная компетентность связана со способностью личности изменять социальное поведение в соответствии с реальной действительностью, умением человека взаимодействовать с различными социальными структурами и людьми, адекватно адаптироваться и самореализовываться в обществе [3].

Выделяя коммуникативный элемент содержания социальной компетентности, важный в установлении и развитии социальных связей, рассматривают социальную компетентность с точки зрения межличностных отношений, готовности и способности личности выстраивать взаимодействие с другими людьми, понимая происходящие изменения жизни [2].

Отмечая организационно-деятельностные элементы содержания социальной компетентности, учёные видят их связь с сферой совершения социальных проб, накопления и реализации социального опыта, активизации личностных ресурсов) [4].

В основе социальной компетентности подростка лежат когнитивный компонент, то есть знания подростка о социальных понятиях и нормах, о социальных правах и способах поведения, о социальных технологиях и коммуникациях, о социальных общностях и человеке, о социальном творчестве. Социальные чувства и социальные мотивы составляют эмоционально-волевой компонент социальной компетентности подростка, а социально значимый опыт подростка в социальном взаимодействии и в социальном проектировании образует деятельностный компонент единой структуры.

Хотя освоение подростками содержания когнитивного компонента социальной компетентности помогает им понимать социальную действительность, быть самостоятельными и ответственными, но процесс освоения содержания этого компонента развивается слабо.

Несмотря на это, в структуре социальной компетентности подростка когнитивный компонент является регулятором развития других компонентов.

Эмоционально-волевой компонент социальной компетентности подростка «отвечает» за проявление социальных чувств и умении управлять ими, способность осознавать социальные мотивы выбора и свою ответственность в социально ориентированной деятельности. Социальные чувства и социальные мотивы определяют выбор деятельности подростка.

Социально направленная деятельность, в которой подросток может проявить свои социальные знания, свою социальную активность, требуют от него конкретного решения, определяемого выбором цели, социальных мотивов и развитостью социальных чувств.

Для развития социальной компетентности подростка идеально комплексное освоение им содержания всех компонентов социальной компетентности на каждой ступени образования.

Литература:

  1. Беляева Т. Б. Модель социальной компетентности  / Т. Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. – 2023. – №31.- С. 12-19.
  2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2022.- 102 с.
  3. Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте.-М.: Знание, 2022.-314 с.
  4. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2023. – 173 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Электронный ресурс].URL:http://standart.edu.ru (дата обраще-ния 05.06.2023).