Критическое мышление и креативность в процессе изучения английского языка

Кисметова Галия Нагимовна

Преподаватель

ЗКУ имени М. Утемисова

Аннотация

В статье исследуется проблема формирования критического и креативного мышления студентов филологического факультета в процессе изучения английского языка. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведённого в группах ИЯ-11 и ИЯ-13 Западноказахстанского университета имени М. Утемисова, в котором приняли участие 43 студента по образовательной программе «Иностранный язык: два иностранных языка». На основе анализа трудов казахстанских (Кабышева, Досбенбетова, Ахметова), российских (Тимофеева, Овчинникова, Романова) и зарубежных учёных (Mezirow, Vuqar, Starkey, Bedmar, Monteiro) выявлены методологические основания интеграции когнитивных и творческих подходов в EFL-обучении.

Ключевые слова: критическое мышление, креативность, эксперимент, EFL, когнитивное развитие, методика преподавания иностранных языков.

Введение

Формирование критического и креативного мышления является одним из ключевых требований современной системы образования, ориентированной на личностно-деятельностный и компетентностный подход. Эти качества определяют способность студентов осмысленно воспринимать информацию, анализировать её и находить оригинальные пути решения коммуникативных и учебных задач.

Согласно Кабышева М.О. (2020), критическое мышление представляет собой осознанную интеллектуальную деятельность, направленную на анализ, аргументацию и интерпретацию информации. Досбенбетова А.Ш. (2020) определяет креативность как способность учащегося создавать новые языковые продукты и проявлять оригинальность мышления в процессе общения [1]; [2].

В международной педагогике концепция критического мышления рассматривается в рамках трансформационной теории Дж. Мезироу (Mezirow, 1990) и модели «высшего когнитивного уровня» Дж. Блума. Креативное мышление интерпретируется как способность к дивергентным мысленным процессам (Guilford, 1967), обеспечивающим открытость к новому знанию и языковому эксперименту [3]; [4]; [5]

Анализ теоретических источников

Казахстанские исследования

В отечественной педагогике проблема формирования критического мышления раскрыта в работах М.О. Кабышева (2020), Ж.А. Мусиной (2018), А.Ш. Досбенбетовой (2020) и М.К. Ахметовой (2021). Исследователи подчёркивают, что развитие данного вида мышления происходит наиболее эффективно в процессе изучения иностранного языка через осмысление культурных контекстов и анализ аутентичных текстов.

Ахметова М.К. (2021) отмечает необходимость системного подхода (Галиев, Решетова, Хуторской), который обеспечивает целостный познавательный процесс, объединяющий анализ, синтез, оценку и творчество в обучении иностранным языкам [6].

Мукасшева Ж.У. (2021) связывает развитие креативности с формированием когнитивной инициативы и самостоятельности студентов: «лингвистическая креативность отражает интеллектуально-личностную способность учащегося продуцировать новые языковые смыслы» [7].

Российские исследования

В работах Тимофеевой О.М. (2022), Овчинниковой С.М. (2024), Романовой Н.А. (2024) и Коноваловой Д.В. (2022) рассматриваются технологии развития критического мышления как основы модернизации высшего образования. Исследователи раскрывают эффективность таких методов, как case analysis, brainstorming, role play и debate, способствующих активизации когнитивно-коммуникативных функций.[8], [9],[10],[11]

Романова (2024) подчеркивает, что критическое мышление является основанием для устойчивой профессиональной позиции выпускника вуза и связано с формированием рефлексии, самооценки и аналитической грамотности. По данным Коноваловой (2022), высокий уровень развития критического мышления напрямую коррелирует с умением студентов обосновывать позицию при обработке иноязычной информации [10]; [11].

Зарубежные исследования

В зарубежных источниках идея развития критического мышления в EFL была разработана в трудах Mezirow (1990), Vuqar (2025), Starkey (2019), Kurniawan (2025) и Monteiro & Leite (2021).

Так, Vuqar (2025) показал, что системное использование технологии Project-Based Learning и Reflective Writing способствует развитию как критического, так и творческого аспектов когнитивной деятельности [12].

Исследование Starkey (2019) подтверждает, что критическое мышление становится «центральной универсальной компетенцией цифрового поколения» [13].

Работа Monteiro & Leite (2021) указывает, что развитие данных навыков у преподавателей иностранного языка повышает качество образовательного процесса и адаптацию к «динамичным условиям учебной среды» [14]. ​

Методология и организация эксперимента

Исследование проведено в ЗКУ имени М. Утемисова на филологическом факультете, в течение 2024–2025 учебного года. Эксперимент проходил в учебных группах ИЯ-11 и ИЯ-13 по направлению «Иностранный язык: два иностранных языка», с общим количеством 43 студента.

Цель эксперимента: определить эффективность интеграции технологий развития критического и креативного мышления при обучении английскому языку.

Этапы эксперимента:

  1. Констатирующий этап (сентябрь–декабрь 2024) — диагностика уровня критического и креативного мышления по методикам П. Торренса и Дж. Рэдклиффа.
  2. Формирующий этап (январь–апрель 2025) — внедрение методов Critical Thinking through Reading and Writing, Project-Based Learning, Brainstorming, Jigsaw, Reflective Writing.
  3. Контрольный этап (май–июнь 2025) — повторная диагностика и анкетирование студентов.

Результаты эксперимента

Результаты показали, что после внедрения технологий критического и креативного мышления:

  • количество студентов, способных аргументировать позицию на английском языке, выросло с 27,9% до 76,7%;
  • 81% продемонстрировали улучшенные показатели гибкости и оригинальности мышления;
  • 69% отметили повышение интереса к самостоятельным проектным работам;
  • средний уровень когнитивной активности (по шкале Т. Торренса) повысился на 24,8%.

Особую эффективность показали:

  • групповая работа по анализу медиатекстов (Media Literacy Activities);
  • проект «Культурный диалог», где студенты создавали мультимедийные мини-презентации;
  • задания на креативное письмо и интерпретацию проблемных высказываний.

Обсуждение результатов

Результаты исследования подтверждают подход М.О. Кабышева (2020) и М.К. Ахметовой (2021), утверждающих, что формирование когнитивно-креативного мышления требует создания педагогических условий: ситуаций выбора, проблемных заданий, анализа текста и межкультурной коммуникации [1]; [6].

В российских исследованиях (Тимофеева, 2022; Романова, 2024) прослеживается сходство методологических принципов с зарубежными традициями: активное обучение, творческое письмо, медиаграмотность [8]; [10].

          Различие состоит в доминировании гуманистической парадигмы в западных моделях (Mezirow, Starkey), предполагающей личностное преобразование через рефлексию, в то время как отечественные практики делают акцент на педагогическом контроле и системности [3]; [13].

В казахстанской практике, что подтвердил эксперимент в ЗКУ, более эффективной оказалась модель интегративного подхода — синтез критического анализа и креативного проектирования.

Заключение

Проведённое исследование на базе филологического факультета ЗКУ имени М. Утемисова позволило доказать, что развитие критического и креативного мышления студентов в процессе обучения английскому языку является ключевым фактором формирования когнитивной, коммуникативной и исследовательской компетентности будущего педагога.

Опыт работы со студентами показал, что активное включение методов анализа, проектирования и рефлексии значительно повышает их учебную мотивацию, самостоятельность и уверенность в аргументированном высказывании на английском языке.

Как исследователь и преподаватель, считаю, что дальнейшее развитие данного направления должно быть связано с цифровыми инструментами обучения — технологиями искусственного интеллекта, интерактивными платформами и опытом международного сотрудничества. Эти ресурсы откроют новые возможности для гибридного образования, способного формировать личностей с метапредметным и критико-креативным мышлением.

Литература

  1. Кабышева М.О. Критическое мышление: современные определения и проблемы требований к выпускникам разных уровней образования в Казахстане // Педагогические науки. – 2020. – №4. – С. 15–20.
  2. Досбенбетова А.Ш. Развитие креативного мышления учащихся на уроках английского языка // Педагогическая среда. – 2020. – №2. – С. 45–49.
  3. Mezirow J. Transformative Learning and Reflective Practice // Adult Education Quarterly. – 1990. – Vol. 41(3). – P. 161–180.
  4. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: Cognitive Domain. – New York: McKay, 1956. – 207 p.
  5. Guilford J.P. Creativity: Yesterday, Today and Tomorrow // Journal of General Psychology. – 1967. – Vol. 76. – P. 73–93.
  6. Ахметова М.К. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза. – Алматы: КазУМОиМЯ им. Абылай хана, 2021. – 187 с.
  7. Мукасшева Ж.У. Лингвистическая креативность в процессе обучения иностранному языку // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. – 2021. – №2. – С. 95–100.
  8. Тимофеева О.М. The use of the critical thinking skills development model in EFL teaching // Culture and Education Studies. – 2022. – №12. – P. 33–40.
  9. Овчинникова С.М. Развитие критического мышления как способ активного познания при изучении иностранного языка // Мир науки. – 2024. – № 1. – С. 74–82.
  10. Романова Н.А. Развитие навыков критического мышления студентов в вузе // Education and Modernity Review. – 2024. – №4. – С. 58–66.
  11. Коновалова Д.В., Дорохов А.С. Методические аспекты развития критического мышления в иностранноязычном образовании // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2022. – Т. 27, № 1. – С. 68–78. – DOI 10.20310/1810‑0201‑2022‑27‑1‑68‑78.
  12. Vuqar S.B. Developing Critical Thinking in Language Teaching // Applied Linguistics Review. – 2025. – №2. – P. 145–158.
  13. Starkey L. Teaching for critical digital literacy in technology-enhanced environments // Journal of Educational Technology. – 2019. – Vol. 36(2). – P. 43–58.
  14. Monteiro A., Leite C. Critical thinking development in foreign language teacher training // Journal of Educational Technology and Development. – 2024. – Vol. 17(1). – P. 221–231.