Учет доходов и расходов, формирование финансовых результатов на предприятиях торговли

Суворина В.М.

КарГТУ

Тема 9.Учет доходов и расходов, формирование финансовых результатов на предприятиях торговли

План лекции:

1.Состав и характеристика затрат, включаемых в себестоимость товаров в торговле.

  • Синтетический и аналитический учет доходов и расходов.
  • Учет финансовых результатов в торговле.

 

  1. Расходы в торговых предприятиях – это затраты живого и овеществленного груда, выраженные в денежной форме и связанные с доведением товаров народного потребления от места их производства до потребителей и их реализацией населению.

В торговых предприятиях затраты принято называть издержками обращения, которые можно классифицировать по следующим признакам:

  • по характеру участия в процессе обращения: дополнительные и чистые.

Дополнительные – обусловлены продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят расходы на транспортировку, хранение, доработку, подсортировку, фасовку, упаковку товаров.

Чистые связаны с необходимостью смены форм собственности, актами купли продажи. К ним относятся расходы на рекламу, ведение учета.

2) по отраслям деятельности:

оптовой и розничной торговли, общественному питанию, заготовкам.

3)по отношению к товарообороту: переменные и условно постоянные. Переменные – это такие, которые находятся в прямой зависимости от объема и структуры товарооборота и изменяются вместе с ним. Это расходы по транспортировке, упаковке товаров, расходы по таре и т.д. Условно постоянные это издержки обращения, которые не связаны или мало связаны с изменением объема товарооборота. Это: зарплата повременщиков, расходы по аренде зданий, содержанию и эксплуатации торгового оборудования, торговых зданий и др.

4) в зависимости от выполняемых торговыми предприятиями функций – операционные и административно-управленческие.

Операционные – это расходы, которые обусловлены продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения.

Административно-управленческие – это расходы, вызванные организацией хозяйственной деятельности.

Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятия связана с потреблением и приобретением запасов, с выплатой заработной платы, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя в денежном выражении.

Для бухгалтерского учета важно определить состав затрат, формирующих себестоимость товара. Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги. Таким образом возникновение затрат сопряжено с выплатой денежных средств или уменьшением дебиторской задолженности и увеличением кредиторской задолженности.

В состав затрат, характеризующих результаты финансово-сбытовой деятельности торгового предприятия, входят:

  • затраты, связанные со сбытом продукции;
  • комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям;
  • затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации; затраты по маркетинговым исследованиям;
  • оплата за маркетинговые услуги сторонних фирм;
  • рекламные расходы;
  • представительские расходы;
  • другие расходы, связанные с финансово-сбытовой деятельностью.

Затраты, связанные со сбытом продукции, состоят из:

  • услуг вспомогательных   цехов,   связанных  с  изготовлением  тары   и упаковки, стоимости тары, приобретенной на стороне;
  • расходов по ремонту и содержанию тары, оплаты стоимости упаковки товара сторонними организациями в случаях, когда стоимость тары и упаковки не оплачивается дополнительно покупателем;
  • содержания складов , амортизации складских помещений, погрузочно-разгрузочных машин и оборудования, заработной платы работников складов;
  • транспортных расходов по доставке товаров (продукции) на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны, контейнеры, суда; оплаты услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор, если цена устанавливается франко-станция отправления; оплаты железнодорожного тарифа или водного фрахта или других транспортных издержек, если цена установлена франко-станция назначения.

Комиссионные сборы (отчисления) уплачиваются оптовым сбытовым или другим посредническим предприятиям в соответствии с договорами для расширения рынков сбыта и объема продаж.

Затраты па сбор и распространение текущей маркетинговой информации это услуги сторонних организаций по сбору внешней информации; расходы на содержание дистрибьюторов, розничных торговцев и других лиц, занимающихся сбором информации о конкурентах, время (заработная плата), затраченное на чтение книг, журналов и других специализированных изданий, на беседы с клиентами, поставщиками и др.; материальное стимулирование за предоставление важных сведений, содержание специальных отделов.

Затраты по маркетинговым исследованиям состоят из затрат исследованию потребительских мотиваций, рекламных тестов эффективности рекламы, проблем информирования потребителей, реакции на новый товар, потенциальных возможностей рынка, определения каналов сбыта, изучения тенденций деловой активности, операций долгосрочного и краткосрочного прогнозирования. Эти услуги могут быть выполнены специализированными фирмами или отделом предприятия.

Расходы по рекламе – это затраты на рекламную деятельность; стоимость рекламных обращений, включающая расходы по охвату лиц.частоте появления рекламы; стоимость конкретных носителей рекламы: стоимость средств стимулирования сбыта – образцы, купоны, упаковки по льготной цене, зачетные талоны и премии; участие в выставках, участие в профессиональных встречах, экспозициях, демонстрациях товаров и др.

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью состоят из расходов на проведение официальных приемов представителей других предприятий и организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров по осуществлению мероприятий, связанных с установлением и поддержанием взаимовыгодного сотрудничества; посещение культурно-зрелищных мероприятий; буфетное и фуршетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы; оплата услуг лиц для переговоров, не состоящих в штате; транспортное обеспечение во время мероприятий.

В состав других расходов, входят затраты на содержание финансово сбытового отдела – это заработная плата работников с начислениями, командировочные, почтовые, телефонные расходы и др.; содержание торговых представительств – это заработная плата с отчислениями сотрудников; аренда помещений; телефаксные и другие расходы; расходы по сертификации продукции; износ нематериальных активов – торговых знаков, марок и т.п.

  1. Для учета расходов связанных с реализацией товаров, работ и услуг предназначен активный, собирательно-распределительный счет 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг», который применяют торговые и другие предприятия, осуществляющие реализацию посреднических услуг и товаров. Аналитический учет по статьям расходов по реализации товаров ведут по утвержденной предприятием номенклатуре статей в ведомости учета расходов по реализации товаров. Для отражения операций, связанных с реализацией товаров составляется следующая корреспонденция счетов:

1.Начислена заработная плата работникам, связанным с реализацией товаров, а также работникам, обслуживающим процесс реализации:

Д-т 7110

К-т 3350.

2.Произведены отчисления на социальное страхование от сумм начисленной заработной платы

Д-т 7110

К -т 3210.

3 .Израсходованы тара и тарные, материалы для упаковки товаров :

Д-т 7110

К-т 1310

4.Приняты счета-фактуры на рекламу, охрану складов, оплату комиссионных и других расходов:

Д-т 7110

К-т 3310

5.На суммы НДС включенные в счета:

Д-т 1420

К-т 3310

6.Начислена сумма арендной платы за аренду складских помещений:

Д-т 7110

К-т З360

7.Начислена амортизация по нематериальным активам и основным средствам, использованным процессе  реализации:

Д-т 7110

К-т 2420, 2740

8.Оплачены расходы за счет подотчетных сумм, связанные с реализацией товаров:

Д-т 7110

К-т 1250

9.В конце отчетного периода (года), учтенные расходы списываются на уменьшение прибыли (убытка) отчетного года:

Д-т 5610

К-т 7110.

  1. Финансовый результат от реализации товаров покупателю и заказчику определяется на счете 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток) отчетного года». В дебет этого счета относятся расходы, то есть фактическая себестоимость реализованных товаров и издержки обращения. По кредиту счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток) отчетного года» отражается реализационная (продажная) стоимость реализованных товаров, определенная по документам, служащим основанием для расчетов с покупателями и заказчиками.

По принципу соответствия расходы, непосредственно относящиеся к продаже товаров, следует признавать как расходы в течение отчетного периода, в котором признаются доходы, относящиеся к продаже. Для целей бухгалтерского учета некоторые расходы трудно привести в соответствие с доходами от реализации товаров. Например,  расходы на рекламу, исследования и развитие делаются с целью расширения возможности быстрой реализации товаров. Однако, трудно установить прямую связь между этими затратами и конкретными доходами, поэтому такие издержки считаются расходами при их возникновении.

Для отражения доходов предназначены счета раздела 6 «Доходы».В течение года  По кредиту счетов отражаются доходы от реализации готовой продукции, .товаров, работ, услуг; доходы, полученные в прошлом периоде, но относящиеся к отчетному периоду; доходы от неосновной деятельности, суммы положительных курсовых разниц, полученные субсидии и прочие доходы. В конце года счета раздела 6 «Доходы» закрываются счетом 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток) отчетного года».

Доход оценивается по стоимости реализации, полученной или причитающейся к получению. Доход признается при соблюдении следующих условий:

  • сумма дохода оценивается с большой степенью достоверности;
  • существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, будут получены субъектом;
  • передача субъектом покупателю права собственности;
  • оценка фактических или ожидаемых расходов по сделке производится с большой степенью достоверности.

Счета раздела 7 «Расходы» предназначены для отражения себестоимости реализованных товаров, а также издержек обращения, связанных с реализацией товаров и прочих активов предприятия. В течение года все расходы отражаются по дебету счетов раздела 7 «Расходы», а в конце года списываются на счет 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток) отчетного года».

Списание доходов от реализации товаров и прочих доходов производится на увеличение итоговой прибыли (в кредит 5610), а списание расходов – на уменьшение итоговой прибыли (в дебет счета 5610). Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 5610 “Итоговая прибыль (итоговый убыток) отчетного года” определяется результат финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, который должен быть отнесен на счет 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года».

В том случае, если дебетовый оборот больше чем кредитовый – получен убыток, который  списывается проводкой:

Д-т 5510

К-т 5610

В том случае, если кредитовый оборот больше чем дебетовый – получена прибыль, которая  списывается проводкой:

Д-т 5610

К-т 5510

Доходы и расходы должны быть отнесены к тем отчетным периодам, когда они имели место.

 

Основная литература [1-13]

Дополнительная литература [1-9]

Контрольные задания для СРС

  1. Состав и характеристика затрат, включаемых в себестоимость товаров в торговле.
  2. Синтетический и аналитический учет доходов и расходов.
  3. Учет финансовых результатов в торговле.