ИЗВЕСТНОЕ О ЛИЧНОЙ РОЛИ УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ В «ХОЛОДНОМ» ПРОТИВОСТОЯНИИ ЗАПАДА И СССР
Жумагазина Аида Агыбаевна
учитель истории
КГУ СОШ-лицей № 7, город Семей
Бұл мақалада Уинстон Черчиллідің өмірбаяның ерекшіліктері, оның салқын соғыста орны көрсетілген.
In the article are considered peculiarities biography U.Chirchill, as onse of adherent cold war.
Уинстон Черчилль – одна из самых колоритных политических фигур 40-х-50-х годов ХХ века, воплотившая в своих действиях, глобальные противоречия, которые сформировались после завершения второй мировой войны, решении Германского вопроса. Именно Уинстон Черчилль оказался главным инициатором начала «холодного» противостояния между Западными державами и соцстранами, оставившего трагический отпечаток в жизни народов бывшего СССР, народа Казахстана и конкретно Семипалатинского региона, где был построен и долго функционировал ядерный испытательный полигон, отголоски которого еще долго будут проявляться в жизни наших людей.
Как известно, зимой 1945-1946 г.г. Черчилль провел несколько месяцев в Соединенных Штатах. Здесь он встречался с президентом Трумэном, руководителями государственного департамента и другими политическими деятелями. Во время этих встреч возникла идея выступления Черчилля по проблемам мировой политики и была определена его общая линия. 10 февраля основные положения были согласованы с президентом Трумэном. Несколько недель Черчилль провел на курорте во Флориде, где шлифовал и обрабатывал свою речь. Когда все было готово, он вместе с Трумэном отправился в Фултон, штат Миссури, где и произнес в Вестминстерском колледже 5 марта 1946 г. «знаменитую» речь, положившую начало «холодной войны».
Из речи У.Черчилля в городе Фултоне (США), 5 марта 1946 г:
«Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. Англия и эта страна, несомненно, тоже относится сочувственно и благожелательно ко всем народам России, и они полны решимости, несмотря на многочисленные разногласия и неудачи, установить прочную дружбу…В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, получаемым от Коммунистического центра. За исключением Британского содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации … Я не верю в то, что Советская Россия желает войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин … Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость » [1].
Данная речь произнесена с ведома и согласия Эттли и Бевина, а также президента Трумэна и государственного секретаря Бирнса. Трумэн даже совершил тысячемильное путешествие, чтобы представить оратора аудитории. По словам Г.Пеллинга, Черчилль сообщил Эттли, что Трумэн «казался очень довольным» его речью. Все эти факты свидетельствуют, что Черчилль в своем выступлении не только высказал личные взгляды, но и провозгласил антисоветскую программу правящих кругов обеих стран – Англии и США. Присутствие Трумэна в Фултоне подчеркнуло значение, которое в Америке придавали этому выступлению. К тому же США должны были в силу своего положения в капиталистическом мире сыграть ведущую роль в реализации предложенного Черчиллем плана.
Заявив, что миру угрожает прямая и непосредственная опасность новой мировой войны и тирании и что причиной этой угрозы является Советский Союз и международное коммунистическое движение, оратор предложил создать «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке. Это означает особые отношения между Британским содружеством наций и империей, с одной стороны, и Соединенными Штатами – с другой … Братская ассоциация требует не только растущей дружбы и взаимопонимания между нашими двумя обширными и родственными системами общества, но и сохранения близких отношений между нашими военными советниками, проведения совместного изучения возможных опасностей, стандартизации оружия и учебных пособий, а также обмена офицерами и слушателями в технических колледжах. Это должно сопровождаться сохранением нынешних условий, созданных в интересах взаимной безопасности, путем совместного использования всех военно-морских и авиационных баз, принадлежащих обеим странам во всем мире. Это, возможно, удвоило бы мобильность американского флота и авиации. Это значительно увеличило бы мощь британских имперских вооруженных сил и вполне могло бы привести … к значительной финансовой экономии. Впоследствии может возникнуть принцип общего гражданства, и я уверен, что он возникнет» [2].
Против кого должен был быть направлен англо-американский союз? Черчилль совершенно четко и определенно объяснил – против Советского Союза и развивающейся социалистической революции. Он употребил в своей речи ставшей впоследствии очень популярным у антисоветских пропагандистов термин «железный занавес», который по его словам, опустился на континент Европы и разделил ее по линии от Штеттина на Балтике и до Триеста на Адриатике.
Черчилль предложил применить силу против СССР, и притом срочно, пока США имеют атомную бомбу, а Советский Союз еще не изготовил это оружие. Его уже не удовлетворил традиционный английский принцип баланса сил, когда Англия, используя одну страну против другой, проводили свою политику на Европейском континенте.
«Судя по моим встречам с русскими,- сказал Черчилль,- я уверен, что они больше всего восхищаются силой». Он предложил немедленно, в 1946 г., «достигнуть полного взаимопонимания с Россией по всем вопросам». Это означало, что если Советский Союз не капитулирует перед угрозой применения силы, то против него необходимо будет развязать превентивную войну.
«Взаимопонимание с Россией,- утверждает У.Черчилль, – должно поддерживаться всей силой стран, говорящих на английском языке, и всеми их связями» [3].
Таким образом, высказывалась идея установления англо-американского мирового господства. Эта идея не была новой. Как известно, Черчилль лелеял ее на протяжении всей второй мировой войны.
Смысл речи Черчилля в Фултоне сводился к следующему: Советский Союз является главной угрозой безопасности и свободе всех остальных народов, поэтому человечество должно объединиться под англо-американским руководством и силой ликвидировать эту угрозу.
Таким образом, Черчилль пытался поднять весь мир против Советского народа. Все это говорилось, когда и года не прошло после того, как Советский народ ценой гигантских жертв и страданий обеспечил разгром фашизма и принес свободу порабощенным народам. Это говорилось после того, как благодаря огромным жертвам, принесенным народам СССР на алтарь победы, Англия спаслась от угрожающего ей неминуемого разгрома. Это говорилось в дни, когда, как предполагали англо-американские военные специалисты Англии и США вели бы еще войну на Дальнем Востоке против Японии, если бы Советский Союз не вступил в эту войну на стороне союзников и тем самым не обеспечил ее быстрое, так сказать, досрочное окончание.
Не удивительно, что речь Черчилля в Фултоне была воспринята в СССР с глубоким возмущением: его немедленно сочли вдохновителем нового военного похода против СССР, поджигателем мировой войны, глашатаем установления господства над миром одной расы и подчинения ей всех других народов.
В интервью корреспонденту «Правды» И.В.Сталин заявил, что «по сути дела г.Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И г.Черчилль здесь не одинок – у него имеются друзья не только в Англии, но и в США». Далее в интервью было отмечено, что своим выступлением в Фултоне Черчилль поразительно напоминает Гитлера: «Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира … По сути дела г.Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, – в противном случае неизбежны война … Несомненно, что установка г.Черчилля есть «установка на войну, призыв к войне с СССР» [4].
Выражение Черчилля «железный занавес» в дальнейшем активно муссировалось в различных вариантах, в зависимости от стороны «холодной» войны. «Во всем мире считают, – пишет Палм Датт, что этот термин был изобретен гением сэра Уинстона Черчилля, впервые употребившего его в своей печально известной фултонской речи. А в действительности он был впервые приведен в том смысле, какой придается ему теперь западными политиками … еще Геббельсом в передовой статье, напечатанной в газете «Дас рейх» 25 февраля 1945 г [5].
Однако речь Черчилля вызвала тревогу в буржуазном мире. Очень многие поняли, что это призыв к развязыванию новой мировой войны. В английском парламенте более 100 лейбористов предложили резолюцию, осуждающую выступление Черчилля. Однако правительство Эттли уклонилось от того, чтобы официально отмежеваться от идей, которые бывший премьер проповедовал в Фултоне. Оно заявило, что это частное мнение, частного лица. На самом же деле вся последующая внешняя политика лейбористов осуществлялась в соответствии с линией, намеченной в Фултоне.
Английская компартия выступала с осуждением империалистической программы, сформулированной Черчиллем в Фултоне.
В марте 1947 г. американское правительство провозгласило «доктрину Трумэна», и тем самым внешнеполитический план, изложенный Черчиллем, был принят в качестве государственной политики. Усилиями правительств Англии и США сколачивались агрессивные военно-политические блоки, направленные против СССР и социалистического и национально-освободительного движений. Это была фултонская программа в действии.
Западные политики и идеологи приложили немало усилий, чтобы убедить народы, в том, будто Англия и США развязали «холодную войну» против СССР в ответ на ряд действий с его стороны. В их числе назывались отказ социалистических стран от участия в «плане Маршалла», создание Информбюро коммунистических и рабочих партий и победа демократических сил в Чехословакии в 1948 г. и.т.д.
Сегодня на Западе не спорят против того, что Западный Союз и НАТО явились реализацией фултонской речи Черчилля и «доктрины Трумэна». Поскольку речь была произнесена в марте 1946 г., и доктрина провозглашена в марте 1947 г., то, следовательно, правящие круги Англии и США подняли знамя «холодной войны» до того, как Советский Союз и страны народной демократии летом 1947 г. отвергли «план Маршалла», до того, как в сентябре 1947 г. было создано Информбюро коммунистических и рабочих партий, и до того, как в феврале 1948 г. в Чехословакии произошли события, окончательно направившие эту страну по пути демократического развития.
Было бы неправильным утверждать, что Черчилль был одинок в планах насильственной ликвидации социализма на земном шаре, и, прежде всего в СССР.
Его взгляды разделяли влиятельные круги Англии и США. Черчилль был лишь мощным рупором этих кругов. В докладе, подготовленном в английском Институте международных отношений в 1950 г., например, утверждалось, что «основные цели политики западных стран не будут достигнуты до тех пор, пока территории Европы от Ла-Манша до советской границы 1938 г. не будут свободными партнерами в единой Европе». Это утверждение следовало понимать так, что империалистическим державам надлежало добиваться реставрации капитализма в странах народной демократии и отторжения от СССР ряда его территорий.
Наиболее последовательным и упорным проводником идей Черчилля в английской внешней политике был министр иностранных дел Эрнст Бевин. Черчилль неоднократно публично заявлял, что Бевин проводит фултонскую политику. 12 мая 1949 г. лидер консерваторов просил палату общин «не удивляться тому, что в целом он вполне согласен с речью министра иностранных дел … Он высказал свое мнение в свое время в Фултоне … То, что он предлагал тогда, в действительности было намного перевыполнено» [6]. С подобными заявлениями Черчилль выступал часто.
Важную роль в процессе развертывания «холодной войны» сыграли военно-политические блоки, созданные США и СССР в конце 40 – нач.50-х г.г. Они закрепили существование двух полюсов в международных отношениях и определили логику поведения стран в сфере внешней политики с учетом принадлежности к тому или иному альянсу [7].
Один из главных теоретиков и практиков «холодной войны» Джон Фостер Даллес проповедовал в качестве вершины стратегического искусства для США «балансирование на грани войны». А в одном правительственном документе Вашингтона той поры для ясности записано: «холодная война» суть «настоящая война, ставка в которой – выживание свободного мира» [8].
В справке о ракетно-ядерном полигоне, а конкретно о Семипалатинском ядерном полигоне имеются такие сведения: площадь – 16.000 кв.км. Первый ядерный взрыв произведен 29 августа 1949 г. В августе 1953 г. здесь взорвана первая советская водородная бомба. Испытания ядерного оружия в атмосфере в период 1949-62 г.г. вызвали серьезные экологические последствия, сказывающиеся на здоровье людей и в настоящее время. Особенно высок уровень «загрязнения» в Бескарагайском и Абайском районах. После заключения договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах /август/ 1965 г. на полигоне производились только подземные ядерные взрывы. Всего с 1966 г. по 1985 год здесь проведено более 300 атомных испытаний (см. таблицу) [9].
Ядерные испытания в СССР в военных целях | ||||
Годы | Всего | Сем.полигон | Среда | Помимо указаний в таблице в период 1966-85 г.г. в СССР проведено 120 ядерных взрывов в мирных |
1949-58 | 90 | 89 | атмосф.(89)/подвод (1) | |
1961-62 | 74 | 72 | – 72/подзем.(2) | |
1964-65 | 15 | 13 | подзем. | |
1966-70 | 69 | 65 | подзем. | |
1971-75 | 79 | 69 | подзем. | |
1976-80 | 105 | 98 | подзем. | целях, в основном, вне районов расположения военных полигонов |
1981-85 | 76 | 71 | подзем. | |
1980 | – | – | – | |
1949-86 | 508 | 477 | атмосф.(161),подвод (1), подземн (346) |
Таковы данные о численности взрывов на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.
Сам Черчилль, следуя практике, которая была введена им в военное время, взял себе портфель – министра обороны, которому подчинялись военно-морской, военный и авиационный министры. Однако в мирное время такая практика оказалась ненужной, да и силы у Черчилля были уже не те, и он вскоре отказался от этого поста.
Последние годы своего пребывания у власти Черчилль посвятил усилиям, направленным на включение в созданные ранее агрессивные военно-политические блоки наиболее реакционной и агрессивной в то время силы в Западной Европе – Западной Германии; стараниями правительств Англии, США и Франции у власти в Западной Германии вновь были поставлены те политические группировки, которые в свое время подготовили две мировые войны и теперь ни в коем случае не хотели примириться с итогами последней из них. Включение в империалистические блоки Западной Германии означало окончательный разрыв с политикой союза с СССР, которой придерживалось английское правительство в годы второй мировой войны, и, следовательно, ликвидацию англо-советского союзного договора 1942 г.
Став в 1951 г. снова премьер-министром, Черчилль попытался остановить «холодную войну» или, по крайней мере, сделать в ней паузу. Поскольку, поворот в его политике был связан со стремлением дать Англии передышку, чтобы восстановить экономику страны и вернуть ей былой статус великой державы, став вровень с США. Несмотря на репутацию крестного отца «холодной войны», ее вдохновителя, Черчилль стал на путь поиска выхода из нее.
Несомненно, Уинстон Черчилль, был одним из самых популярных государственных деятелей западного мира в ХХ в. Стремление Черчилля в последние годы его пребывания у власти приостановить «холодную войну», было таким же реальным политическим усилием как-то, которое он предпринял, провозглашая «холодную войну».
ЛИТЕРАТУРА:
- Сергеев Е.Ю. Новейшая история. Подробности. – М: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма Издательство АСТ», 2000.-с.25
- Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. Политическая биография. Изд,2-е, испр. и доп. М, «Мысль», 1977. с.405
- Там же, с.405
- Там же, с.407
- Там же, с.407
- Там же, с.413
- Сергеев Е.Ю. Новейшая история. Подробности .- М: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма Издательство АСТ», 2000.-с.30
- Безымянский Л.А., Фанин В.М. Кто развязал «холодную войну» свидетельствуют документы … // Национальная безопасность.-2001.-№9.-с.12.
- ЦГА: Ф.2225, Оп.1, Д.337, л.1.