Досуг в средней группе по правам ребёнка «Чудо-цветок»
Воскобой Татьяна Владимировна
Воспитатель
Мини-центр «Балдәурен» при КГУ «Приишимскпя средняя школа» КГУ «Отдел образования акимата района Шал акына Северо-Казахстанской области»
Цели:
Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал: «Чудо-веток»: круглая серединка, на которой написано «Права детей» и овальные разноцветные лепестки с написанными на них правами детей, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, школьные принадлежности, мяч, картинки птицы, мышки, медведя, белки, муравья, волка и их жилищ.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права детей» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В больнице», беседы «Я помогаю маме», «Зачем человеку имя».
Ход досуга:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу малыша сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Сегодня, мои милые друзья, мы найдём ответ на один очень важный вопрос: «Какие права есть у детей?» А узнаем мы о наших правах вырастив чудесный необычный разноцветный чудо-цветок «Права детей». На лепестках этого цветка мы запишем права детей, которые гарантированы детям всего мира и благодаря соблюдению которых, у детей будет счастливое, весёлое детство.
Лишь появится ребёнок
И дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок
Появляются права!
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, ладный дом,
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать.
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым.
В общем – право быть счастливым!
Взрослые люди создали специальный документ, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции и не нарушать их.
Как только ребёнок родился он имеет право на имя. У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей). Никто никогда не может забрать у вас имя.
Давайте с вами поиграем в игру «Назови своё имя». Дети становятся в круг, педагог кидает мяч, ребёнок ловит и называет своё имя.
У вас у всех красивые имена и мы прикрепим на наш Чудо-цветок лепесток с записанным на нём правом на имя.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Прикрепляем на чудо-цветочек лепесток с записанным на нём правом на семью.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши.
Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).
Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)
– О каком праве пойдёт речь? Прикрепляем на чудесный цветок лепесток с записанным на нём правом на дом. Ребята, а у вас есть дом? А как вам в нем живется?
Не только у людей есть дом, но и у всех животных, птиц, и насекомых. Скажите, как называется (показ иллюстраций): дом птицы, мышки, медведя, белки, муравья, волка?
Игра «Собери разрезные картинки».
Соберите разрезные картинки к сказкам. Назовите, какие сказки у вас получились («Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Рукавичка»). Какое право нарушено во всех этих сказках?
Посмотрите на эту волшебную коробку. Вы должны опустив в неё руку, взять один предмет и на ощупь определить, что это за предмет и назвать его. (В коробке лежат школьные принадлежности). Как называются все эти предметы? Где они вам пригодятся?
– Кто обучает вас здесь в детском саду?
– А кто будет вас обучать в школе?
Каждый человек имеет право на образование. И мы прикрепляем к цветку следующий лепесток, на котором записано право детей на образование.
Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года, заниматься спортом.
Д/игра «Что нужно врачу для работы?» из различных предметов, дети выбирают те, которые нужны врачу для работы.
Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья:
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Запишем на лепестке право на медицинское обслуживание и прикрепим к нашему цветку.
К нам в детский сад пришла посылка с подарками. А какие там лежат подарки, мы узнаем, разгадав загадки:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья? (Кукла)
Я строю все, что захочу!
Кладу кирпичик к кирпичу –
Построю я высокий дом
И поселю зверюшек в нем.
(Кубики)
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в …. Мяч.
Как можно назвать, одним словом. все предметы, которые вы перечислили? (игрушки). Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право на игру. Это ещё один лепесток на нашем чудесном цветке. А мы поиграем в игру «Мой весёлый, звонкий мяч»
Наш Чудо-цветок «Права детей» расцвёл, стал ещё больше. Какие красивые, разноцветные лепестки! Ребята, надо знать свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.