Формирование мыслительной деятельности младших школьников посредством приемов критического мышления
Советова Куляш Абдигалиевна
Учитель начальных классов
Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность ,участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовать ключевые компетенции? Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося.
Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нём. И нам, учителям, необходимо осознать, что и от нас требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. Как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Д. Халперн определяет шесть основных признаков критически мыслящего человека. Мы придерживаемся этой трактовки и для своей дальнейшей работы определяем следующие качества критически мыслящего человека:
- Готовность к планированию. Планирование – первый и очень важный шаг к критическому мышлению.
- Гибкость. Критически мыслящий человек готов мыслить по-новому, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена.
- Настойчивость. С настойчивостью тесно связана готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума. Мышление – это напряженный труд, который требует от человека терпения и настойчивости.
- Готовность исправлять свои ошибки. Думающие люди, вместо того чтобы попытаться оправдать свои ошибки, умеют их признать и тем самым учатся на них.
- Осознание. Подразумевает наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели. Критически мыслящие люди развивают привычку к самосознанию собственного мыслительного процесса.
- Поиск компромиссных решений. Групповые формы деятельности являются преобладающими в современном мире. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как хорошо развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство. Американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом в середине 90-х годов XX века была разработана педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП). Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий: «вызов-осмыслениеи рефлексия». 1- вызов
Задачи (функции) этапа:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
2- осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. 2- рефлексия Функции этапа:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала; · выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Рассмотрим несколько приёмов ТРКМ. Приём – таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» 84 Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Приём «Синквейн» Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) способа оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства развития творческой выразительности.
Приём «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Приём «Инсерт» В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Приём «Чтение с остановкой» Чтение с остановками и Вопросы Блума Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов. Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии. Приём «Толстые и тонкие вопросы» Таблица “Толстых” и “Тонких” вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного развернутого ответа. На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. Таким образом, реализация критического мышления, и, следовательно, его формирование в определенной степени возможна на всех этапах, везде, где существует альтернатива – при анализе проблемной ситуации (анализ требует критического отношения), 85 различными могут быть и речевые формулировки проблемы, т. е. может быть выбор. И важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.
Литература:
- Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]. Учеб.-метод. пособие. – М.: Мирос, 2002.
- Гамзина, О.В. Развитие критического мышления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru
- Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически [Текст]. – СПб.: Речь, 2003. – 192 с.
- Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. – 2005. – № 4. – C. 66-72.