Гражданственность как интегративное качество личности и его структурные компоненты
Кусаинова Эльвира Куанышбаевна
Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
“Омская гуманитарная академия”, г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами [2].
Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них – патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие [9].
«Гражданственность как ведущая черта личности, – отмечает Г.О. Кершенштейнер, проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного» [4, c. 51 – 53].
На основании вышеизложенного мы можем определить сущность гражданственности как социально-педагогического феномена. В качестве последнего гражданственность представляет сложное явление, в котором целостно сочетаются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности и отношений человека как члена общества и государства [5].
Как сложное личностное образование, гражданственность включает социально-политическую, морально-психологическую, профессиональную готовность свободной, обладающей культурой достоинства и культурой полезности личности к практической реализации индивидуально-личностных и социально значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами, нормами [1].
Гражданственность как социально-педагогический феномен, качество личности формируется под воздействием комплекса объективных и субъективных факторов.
Объективными основаниями гражданственности выступают социально-политические условия: уровень демократизации общественных отношений, уровень развития и состояние институтов гражданского общества, экономическое положение государства, морально-психологическая атмосфера в обществе.
Субъективными основами гражданственности являются уровень развития самосознания личности, её интересы, потребности, возможности, содержание духовного мира, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения, определяющие состояние готовности к социально значимой деятельности.
В обобщённом виде гражданственность представляет интегрированное единство цивилизованных (преимущественно неполитических) отношений, направленных на утверждение демократических ценностей, идеалов, прав и свобод, на обеспечение процветания и благосостояния гражданина, общества, государства, регламентируемых принятыми в обществе, государстве принципами, нормами [3].
Гражданственность как принцип организации и функционирования системы образования предполагает свободу, автономность образовательных учреждений, их независимость от политики и партий, свободу от произвольного вмешательства и мелкой регламентации государством трудовой, экономической, социальной, нравственной, творческой, национальной и других сфер деятельности учебных заведений, что позволит преодолеть отчужденность учебных заведений от родителей, детей. Гражданственность предполагает также существование параллельно с государственными общественно-государственных и иных альтернативных образовательно-воспитательных учреждений.
В.Н. Маркин предлагает рассматривать гражданственность как «психолого-акмеологическое, человековедческое содержание профессиональных, управленческих отношений» [6].
В. Крысяк утверждает, что «гражданственность проявляется в разнообразии отношений к окружающей действительности, проявляющихся в деятельностном утверждении своих взглядов» [5].
В трудах А.В. Беляева, Б.Т. Лихачева, В.Н. Маркина, О.П. Песоцкой, В.А. Сластенина, явление гражданственности соотносится с мировоззренческой, правовой или гражданской позицией личности.
В.А. Сластенин в связи с этим отмечает, что «Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества» [8, с.186 – 187].
В ряде случаев гражданственность соотносится с готовностью личности. Так, О.Д. Халтагарова соотносит с явлением гражданственности нравственную и психологическую готовность [9, с. 96].
Наряду с этим И.А. Галанцева соотносит гражданственность с готовностью личности участвовать в общественно-политической жизни [2, с.95].
И.А. Зимняя отмечает «готовность к проявлению гражданственности в сфере гражданско-общественной деятельности» [3, с.30].
Т.Н. Османкина полагает, что само чувство гражданской ответственности базируется на умениях [7]:
– участвовать в критической дискуссии и внимательно относиться к другим точкам зрения;
– строить кооперацию с другими гражданами;
– понимать суть социальных и культурных институтов и законов;
– пользоваться своими гражданскими правами.
Умения, приводимые исследователями, базируются на знаниях прав и обязанностей граждан, истории Родины, особенностях гражданского поведения.
На основании проведенного нами анализа гражданственности становится очевидной сложность данного социального явления и качества личности. Интеграция гражданственности охватывает при этом разные пласты социально-психологической структуры личности:
– социокультурный;
– морально-нравственный;
– когнитивный;
– отношенческий;
– волевой;
– поведенчески-ролевой;
– рефлексивно-регулятивный.
Так, В.А. Беляев в выводимой им обобщенной модели структуры гражданственности определяет: гражданское сознание, социальную направленность, гражданскую позицию, готовность к деятельности и культуру полезности [1].
Само явление гражданственности в педагогическом плане рассматривается исследователем как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.
Литература:
- Беляев А.В. Социально−педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. − Ставрополь, 2019. – 190 с.
- Галанцева И.А. Развитие системы гражданского образования школьников в социально−педагогических условиях мегаполиса. − М.: Наука 2020. – 185 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции − новая парадигма результата образования.-М.: Педагогика, 2019.- 128 с.
- Кершенштейнер Г.О воспитании гражданственности// Пер. 3. Н. Журавской. –М.: Школа и жизнь, 2021. − 132 с.
- Крысяк В. Воспитание гражданственности как интегрального качества качества личности учащихся средних учебных заведений Польши. − М., 2019. − 197 с.
- Маркин В.Н. Жизненная позиция личности (идеологический и социально−психологический аспекты). − М.: Мысль, 2021. − 201 с.
- Османкина Т.Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы. − Оренбург, 2021. − 196 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. − М.: Школьная пресса, 2021. − 425 с.
- Халтагарова О.Д. Гражданственность как компонент «Я−концепции» государственного служащего. − М., 2019. − 163 с.