Игровые технологии, как средство профилактики и преодоления речевых нарушений у дошкольников
Возная Екатерина Викторовна
Учитель-логопед
ГККП «Ясли-сад № 8» г.Костанай
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.
К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.
Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Ведь игровые технологии занимают важнейшее место в жизни ребенка. Поэтому своей творческой темой я выбрала «Игровые технологии, как средство профилактики и преодоления речевых нарушений у дошкольников».
Передо мной встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Для меня, как для учителя- логопеда, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать детям, познавать мир, развиваться, взрослеть. В своей работе я использую различные игровые технологии: пальчиковые, словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм.
Вот, например, на занятии «Дикие животные» в группе предшкольной подготовки была проведена игра «Мама потерялась». Целью, которой было формирование умения правильно согласовывать слова в предложении, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий. В этой игре нужно было по картинкам найти потерявшегося малыша и правильно произнести названия мамы и малыша. Пример: Лисица ищет…(лисёнка). Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка).
Детям очень понравилась игра, они с удовольствием находили пары и называли животных. За правильные ответы награждались фишками.
В старшей группе на занятии «На прогулке» была проведена веселая игра с мячом «Подбери словечко». Целью, которой было расширение словарного запаса и развитие умения согласовывать слова.
Дети встали в круг и по очереди кидали друг другу мяч и задавали вопросы, например, «Что бывает зеленым?», «Про что можно сказать свежий?», «Что можно сшить?» и т.д.
На индивидуальных занятиях по автоматизации звука «Ш», была проведена веселая физминутка «Шипелочка», на которой ребенку нужно было выполнять определенные движения, когда он слышал в слове звук «Ш».
Анализируя проведенную работу, видно, что при использовании данных игровых технологий на логопедических занятиях, виден результат в речевой деятельности дошкольников, они заинтересованы, присутствует коллективная деятельность и более успешное закрепление изученного материала.
В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества на занятии, дающей каждому веру в возможность движения вперед. Именно с этой целью я продолжу работать по своей творческой теме.