ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ДИРИЖИРОВАНИЯ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ
Бесембаева Мадина Серыковна
Заместитель директора по учебной работе, преподаватель хоровых дисциплин, педагог-эксперт
КГКП «Музыкальное училище имени Мукана Тулебаева» УО области Абай
Современное образование стремится обеспечивать равные возможности для всех студентов, включая тех, кто имеет особенности в зрении. Для слабовидящих студентов, занимающихся дирижерским искусством, особенно важным является доступ к партитуре и методикам, которые позволяют им участвовать в процессе дирижирования.
Дирижирование хоровой партитуры является важной частью музыкального образования, и для студентов с нарушениями зрения, это может представлять собой значительную трудность. Однако, благодаря инновационным подходам и современным образовательным технологиям, возможно не только преодолеть эти барьеры, но и обеспечить эффективное обучение. В данной статье рассматриваются инновационные методы и технологии, которые могут быть применены в процессе обучения дирижированию хоровой партитуры для слабовидящих студентов.
Проблемы, с которыми сталкиваются слабовидящие студенты это ….
1.Ограниченные возможности восприятия партитуры. Традиционные хоровые партитуры являются визуальными инструментами, которые требуют точного восприятия графического материала (нот, динамики, дыхательных пауз и других элементов). Для студентов с нарушениями зрения или слепых это становится серьезной преградой.
2.Сложности в пространственной ориентации. Дирижирование включает в себя не только работу с партитурой, но и точное управление движениями рук и тела, что требует пространственного восприятия. Без зрительного контроля студентов может быть сложно контролировать жесты, соответствующие хоровым партиям.
3.Коллективная работа в ансамбле. В хоровом дирижировании важно координировать действия большого количества исполнителей.Слабовидящие студенты сталкиваются с трудностью точного синхронизирования хоровых голосов без визуальной поддержки.
Инновационные методы и подходы.
1.Тактильные партитуры и материалы.Одним из ключевых инновационных решений является создание тактильных партитур, которые позволяют слабовидящим студентам воспринимать музыкальную информацию на ощупь. Для этого используются рельефные изображения нот и других музыкальных символов. Партитуры могут быть выполнены с использованием системы Брайля или других тактильных шрифтов, которые студенты могут прочитать пальцами. Также могут быть разработаны тактильные клавиатуры, на которых студент может “играть” различные хоровые партии.
2.Аудиопрограммы и музыкальные приложения. Современные аудиопрограммы позволяют преобразовывать партитуры в аудиоформат. Это позволяет студентам слушать хоровые партии и тренировать слуховое восприятие музыкальной композиции. Специализированные программы могут синтезировать голоса каждого участника хора, предоставляя студенту возможность слышать все партии одновременно. Это особенно полезно для слабовидящих студентов, так как помогает развить слуховое восприятие, необходимое для точной работы с партитурой.
3.Использование технологий с обратной связью. В последние годы активно развиваются системы, основанные на обратной связи в реальном времени. Например, устройства, отслеживающие движения рук дирижера и отправляющие соответствующие аудиосигналы, могут информировать студентов о корректности их действий. Это позволяет студентам лучше контролировать свои жесты и взаимодействовать с хоровым коллективом. Также могут быть использованы вибрационные устройства, которые передают студенты информацию о темпе или динамике исполнения.
4.Мультимодальные технологии для хорового дирижирования. Применение мультимодальных технологий, таких как программы, совмещающие текст, звук и движение, позволяет студенческим группам, включая слабовидящих, работать с хоровыми партитурами через аудиовизуальные каналы. Использование динамических электронных партитур, которые изменяются в зависимости от темпа исполнения и включают аудиосигналы для изменения динамики, помогает студентам более точно ориентироваться в музыкальном материале.
5.Массированное использование слуховых ориентиров. В отличие от традиционного визуального контроля над партитурой, слабовидящим студентам необходимо усиленно развивать слуховое восприятие. Например, на занятиях могут использоваться записи хоровых партий, которые студент слушает и затем исполняет с хоровым коллективом. Также может быть полезным использование аудиогидов, которые подсказывают, какие голосовые партии исполняются в данный момент, или какие изменения в темпе и динамике должны произойти.
6.Методы обучения через тактильные жесты. Важным аспектом работы с хоровым дирижированием является освоение жестов и движений рук, которые соответствуют темпу, динамике и выражению произведения. Для слабовидящих студентов важно использовать тактильные устройства, которые помогают ощутить, какие жесты соответствуют нужному темпу или музыкальному моменту. Например, с помощью тактильных инструментов студенты могут почувствовать движение жеста и его значение для исполнения.
Преимущества инновационных подходов.
1.Укрепление слухового восприятия. Развитие слуха позволяет студентам не только успешно работать с хоровыми партиями, но и развивать другие важные музыкальные навыки, такие как интонация, ритм, темп, и гармонию.
2.Инклюзивность. Использование инновационных подходов позволяет интегрировать слабовидящих студентов в процесс дирижирования и хоровой деятельности, что способствует социальной адаптации и улучшению их самооценки.
3.Повышение самостоятельности и уверенности. Благодаря адаптированным материалам и технологиям, слабовидящие студенты становятся более уверенными в своих силах и могут участвовать в музыкальной деятельности без зависимости от внешней визуальной помощи.
4.Эффективность обучения. Использование технологий, таких как аудиозаписи и тактильные партитуры, значительно ускоряет процесс освоения хоровых партитур и дирижирования, поскольку студенты могут легко воспроизвести произведения без ограничений, связанных с нарушением зрения.
В заключение хотелось бы отметить что инновационные подходы в обучении дирижированию хоровой партитуры для слабовидящих студентов открывают новые возможности для их участия в музыкальном процессе. Применение тактильных технологий, мультимодальных методов и аудиовизуальных инструментов позволяет эффективно обучать студентов, развивая их слуховое восприятие и позволяя уверенно и точно работать с хоровыми произведениями. Внедрение таких методов в образовательную практику способствует инклюзивности и социальной адаптации студентов, а также развитию их творческого потенциала. Инклюзивные методики, поддержка и внимание к психологическим аспектам помогают студентам раскрыть свой потенциал и стать полноценными участниками хорового исполнительства.
Список литературы:
1.Безбородова, Л.А. Дирижирование: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка». Москва: Просвещение, 1985.
2.Верхолаз, Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Москва: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960.
3.Вишнякова, Т.П., Соколова, Т.В. Практика работы с хором. Санкт-Петербург: Астерион, 2008.
4.Вишнякова, Т.П., Лебедева, Н.М., Юргенштейн, О.О. Основы хорового дирижирования: учеб.- метод. пособие. Санкт-Петербург: Астерион, 2008. 5.Дашанова, Н.А. Основы хороведения: учебное пособие. Казань: ТГГПУ, 2008.
6.Методическое обеспечение дисциплины «Дирижирование».
7.Инновационные методы обучения в практике преподавания музыкальных дисциплин.
Аннотация. Статья посвящена инновационным подходам в обучении дирижированию хоровой партитуры для слабовидящих студентов. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются студенты с нарушениями зрения в процессе дирижирования, такие как ограниченные возможности восприятия партитуры, сложности в пространственной ориентации и трудности в коллективной работе. Предложены современные инновационные методы, направленные на преодоление этих барьеров, включая использование тактильных партитур, аудиопрограмм, технологий с обратной связью, мультимодальных технологий, слуховых ориентиров и методов обучения через тактильные жесты. Оценены преимущества этих подходов, такие как укрепление слухового восприятия, инклюзивность, повышение самостоятельности и эффективности обучения. В заключении отмечено, что внедрение таких методов способствует социальной адаптации студентов, развитию их творческого потенциала и успешному участию в музыкальном процессе.
Ключевые слова: слабовидящие студенты, дирижирование, хоровая партитура, инновационные подходы, тактильные партитуры, аудиопрограммы, музыкальные приложения, технологии с обратной связью, мультимодальные технологии, слуховое восприятие, инклюзивность, хоровое исполнительство, социальная адаптация, творческий потенциал, обучающие технологии.
