Искусство в истории Казахстана

Даутбек Мади Алімғазыұлы

Студент

КГКП «Колледж радиотехники и связи», г. Семей

Я наткнулся на замечательный альбом под названием “Искусство Казахской ССР”, изданный в большом формате на глянцевой бумаге в 1974 году издательством “Собецкий Художник”. Сама работа разделена на несколько разделов, но все они начинаются с большой вступительной статьи на русском, казахском и английском языках. Автор – Канапи Темир Братович Терьянов (на казахском языке: Канапи Темир Братурий), народный художник Казахстана, академик Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии Казахстана. Мы начнем со статьи, но не будем представлять ее полностью, так же как мы не делаем обзор целого альбома в одной статье.

В этом обзоре я расскажу о подлинных казахских археологических находках, которые можно увидеть в казахских музеях и которые классифицируются как произведения искусства (кстати, об этом также идет речь в статье “Достояние народа”). Далее я приведу прямую цитату из статьи о древностях.

Итак, начало вступительной статьи.

Современное искусство казахского народа разнообразно и многогранно и развивается в период выдающихся и удивительных научно-технических открытий. Казахское искусство великолепно. Это часть творческой деятельности народа, который под руководством Коммунистической партии создал Казахскую Советскую Социалистическую Республику – страну с мощной промышленностью, механизированным сельским хозяйством и высокой культурой.

Огромный объем знаний, накопленных человечеством, показывает истоки цивилизации и ее колыбель, древнюю культуру и искусство, раскрывает высокие стремления человека к красоте в возвышенных и поэтических образах.

История казахского народа и культуры на огромном евразийском континенте представлена как одно из звеньев в процессе создания наций, народов и культур, становления человека как творца и реформатора мира.

История народа может найти свой архетип в памятниках культуры, которые напоминают нам о славном прошлом наших предков…

Культура саков, распространенная в Казахстане, Средней Азии и Горном Алтае, впечатляет своими уникальными произведениями искусства. Об этом свидетельствует высокая художественная ценность предметов из бронзы, серебра и золота, найденных в курганах далеких предков казахов, которые демонстрируют тесное взаимодействие культур разных народов.

Большое значение для подтверждения древности и высоких художественных традиций предков казахов имел могильник V века до н.э., обнаруженный в 1970 году близ города Иссык Алматинской области.

Все памятники искусства и культуры отражают не только особенности социально-экономического образа жизни народа, но и его религиозные верования и ритуалы, такие как поклонение предкам, поклонение небесам, поклонение воде и земле. Они также практиковали обряды захоронения в глиняных костницах, напоминающих по форме юрту.

Наибольший интерес представляют каменные статуи, сделанные вдоль древнего Шелкового пути, связывавшего кочевников и города Центральной Азии и Среднего Востока с Ближним Востоком, Европой и Китаем, которые сохранились на протяжении веков.

Такие города, как Отрал, Тараз, Баласагун, Сигунак и Сауран, в средние века были центрами культуры, науки и искусства. Уникальные архитектурные памятники этого периода включают мавзолеи Бабази-Катун (10-11 век), Айша-Биби (11-12 век), Алаша-Хана (12-14 век), Джочи-Хана (13 век), Ходж-Корпеша и Баянсула (8-14 век) и башню Тамерлана (14 век). Среди памятников Южного Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан – один из крупнейших архитектурных памятников Средней Азии и Казахстана, с целым комплексом помещений, отличающихся своей монументальностью. Мавзолей был построен по приказу Тамерлана (14 век) в честь проповедника Ясави. Мавзолей построен из обожженного кирпича и снаружи и внутри покрыт цветной синей и белой плиткой, украшен резной и наборной мозаикой и расписной майоликой. Огромный казан из мавзолея, отлитый из сплава семи различных металлов и представляющий большую художественную ценность, сегодня можно увидеть в Государственном Эрмитаже.

Архитектурные памятники Западного Казахстана – Мангышлак и Устюрт – имеют огромную эстетическую ценность, которая еще не полностью раскрыта для общественности.