Исследовательские умения младших школьников: сущность, структура

Захаров Максим Юрьевич

Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

 «Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.пед. наук, профессор Лопанова Е.В.

Управление процессом развития исследовательских умений у учащихся во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данного понятия.

В одних случаях умения определятся как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний [2].

В других, как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта [7]. 

Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности [3]. 

В ряде исследований речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности [1]. 

На сегодняшний день умения, обозначенные в педагогической науке, крайне не однозначны [5]:

-общеучебного вида (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, А.В. Усова),

-общетрудового характера (Е.А. Милерян, А.М. Новиков, В.В. Чебышева),

-общетехнического назначения (П.Р. Атутов, М.А. Жиделев),

-общекультурной сферы (В.Л. Бенин, Л.А. Волович, С.П. Иваненков, Л.Б. Соколова),

-проектировочные (Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская),

-организационные (В.С. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лутошкин, В.Г. Рындак),

-интеллектуальной сферы (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленский, А.Ф. Говоркова, В.И. Зыкова, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов и др.) и т.д.

В ходе анализа умений отслеживается тенденция к расширению масштаба при характеристике этого понятия. Мнение психологов и дидактов приводятся к тому, что умение это [8]: 

– возможность эффективно выполнять действия;

-способы выполнения действий; знания в действии;

-вид деятельности, производимой после определенного обдумывания

-способность человека производить какую-либо работу в новых условиях;

-владение сложной системой психических и практических действий;

-элементарное действие, идущее вслед за знаниями;

-мастерство.

Умения характеризуются «…сознательностью, интеллектуальностью, целенаправленностью, произвольностью, плановостью, прогрессивностью, практической действенностью, слиянием умственных и практических действий, а также вариативностью способов достижения целей деятельности. Во всех этих свойствах раскрывается специфическая природа умений, их взаимосвязь с навыками и знаниями…» [4, с. 23].

Рассматривая данную проблему, С.И. Брызгалова  выделяет исследовательские умения из общеучебных, указывает на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают эти умения с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация [3].

Исследовательское умение характеризуется сознательным владением совокупностью операций, «…являющихся способами осуществления умственных и практических (в том числе творческих) исследовательских действий, составляющих исследовательскую деятельность…» [3, с. 18].

Структура исследовательского умения в качестве ее компонентов включает определенный набор операций, посредством которых выполняется исследовательская деятельность. Состав операций определяется структурой конкретного исследовательского действия.

Исследовательская деятельность учащихся предполагает формирование следующих исследовательских умений [1]:

1) выявлять теоретические факты, исходя из проблемы исследования;

2) выдвигать различные предположения с обоснованием их возможности (гипотезы);

3) формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления (идею);

4) строить теоретическую модель процессов, которые в данный момент неосуществимы (мысленный эксперимент);

5) осуществлять мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогию;

6) связывать результаты теоретического мышления с практикой.

А. В. Леонтович выделяет пять групп исследовательских умений учащихся начальных классов [7]:

1. Умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые): умение выбрать тему исследования; умение увидеть проблему и поставить цель исследования; умение ставить задачи исследования; умения, связанные с выбором и применением доступных методов исследования; умения, связанные с поиском и обработкой информации;

2. Умения работать с информацией (информационные): умения находить источники информации, пользоваться ими; умения работать с текстом; умение выделять главное в воспринимаемом тексте, в своем тексте; умения выделять смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы; умение работать с определением, понятиями, терминами; умения устанавливать логику изложения (умение составлять план текста, своей исследовательской работы); умения кратко излагать, конспектировать, применять приемы конспектирования, условные знаки; искать цитаты, использовать ссылки; умения составлять доказательство, использовать аргументы, факты; умения, связанные с составлением вступления и заключения; формулированием вывода.

3. Умения организовать свою работу (организационные): умение организовать свое рабочее место; умение планировать работу; умения, связанные с организацией работы в школьной и детской библиотеке, компьютерном зале, других учреждениях;

4. Умения представить результат своей работы: умения использовать различные формы представления результатов; умения задавать вопросы и отвечать на них; умения учитывать требования к докладу, к речи докладчика;

5. Умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные): умения оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки; умения оценить работу, представленную другим исследователем; умение формулировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку; умение формулировать рекомендации, отзывы.

С учетом возрастных особенностей обучающихся в начальной школе выделим этапы формирования исследовательских умений [4].

Первый этап формирования умений можно назвать предварительным. На этом этапе происходит формирование программы умения, расчленение отдельных действий на компоненты, производятся пробные, ориентировочные действия. Для первого этапа характерна избыточная информация. Благодаря ориентировочным действиям из всей массы информации выбирается только та, которая необходима для данного действия.

Второй этап – аналитический. Действия на этом этапе выполняются раздельно, происходит анализ содержания каждого действия. Формируются отдельные действия. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно узкий объем восприятия, т.е. все внимание обучающегося сконцентрировано на отдельных действиях.

Третий этап – синтетический. Отдельные элементы действия объединяются, образуя единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят последовательность действий, их взаимосвязь, иерархия.

Четвертый этап можно назвать этапом автоматизации. На этом этапе происходит устранение лишних действий и лишнего мыслительного напряжения. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль действия переходит от освоения к осознанию.

На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, возникает определенная скорость их выполнения.

Таким образом, исследовательские умения имеют самый общий смысл и определяются человеческой природой обучаемого, они определяют когнитивные (познавательные) способности обучаемого, например: концентрировать внимание, воспринимать, осмысливать, запоминать, вспоминать, сопоставлять и противопоставлять факты и явления, сравнивать новое с ранее известным, использовать приемы мышления (логику, индукцию и дедукцию), строить модели, систематизировать и классифицировать, структурировать, проводить и интерпретировать  мысленный эксперимент.

Литература:

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович A.B. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2021. -168 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2022.- 192 с.
  3. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование. – Калининград: Изд-во КГУ, 2023. – 151
  4. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе/под ред. И.Д. Чечиль. -М.: Академия, 2023. – 148 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 2023. – 304 .
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 2022.- 536 с.
  7. Леонтович А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся.-М., 2023. -210 с.
  8. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. -М.: Педагогика, 2021.- 104 с.
  9. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 2022.-175 с.
  10. Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. М.:3нание, 2021.-180с.