История возникновения мяча

Исмагулова Эльвира Бахитбековна

Инструктор по физической культуре

КГКП «Ясли-сад № 4 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области

Мектепалды даярлық топтың ұйымдастырылған оқу қызметінің № 1 конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в

группе предшкольной подготовки №1

Өткізу күні/Дата проведения:  05.10.2021

Дене тәрбиесі бойынша нұсқаушы/Инструктор по физической культуре:

 Исмагулова Э.Б.

Білім беру саласы/Образовательная область: Здоровье

Пән/ Предмет: Физическая культура

Тақырыбы/Тема: История возникновения мяча.

Мақсат/Цель: Познакомить с историей  появления и видоизменения мяча.

Міндеттері/Задачи:

Тәрбиелік-воспитательная: Воспитывать организованность, самостоятельность в двигательной деятельности, умение  взаимодействовать с группой детей.

Дамытушылық-развивающая:Развивать координацию движений,  ручную ловкость, внимание, находчивость,быстроту реакций,ориентировку в пространстве, творческое воображение.

Оқыту-обучающая: Расширить знания детей о мяче и его использовании в играх.

Педагогиқалық технологиялар/пед.технологии: игровая, технология личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: презентация «История возникновения мяча», полиэтиленовые мешочки, бумага,газета, скотч

Билингвальдық компонент/Билингвальный  компонент: доп-мяч; шеңберге тұрындар- вставайте в круг; ойнаймыз-играем

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы:

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:

Построение в шеренгу. Проверка осанки и равнения.

Сегодня наша встреча посвящена одному замечательному предмету.  А что это за предмет, вы узнаете если правильно отгадаете несколько загадок.

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой-

Забиваем головой.

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы… (футбол) Слайд 1

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота,через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в … (волейболе)Слайд 2

В этом спорте игроки

Вселовки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это … (баскетбол) Слайд 3

-Вы правильно отгадали все виды спорта. А что объединяет эти разные игры? Это игры с мячом.-Действительно, в этих играх обязательным атрибутом является мяч. Слайд 4,5

Современные мячи различаются по размерам и назначению. Для различных видов спорта используются разные мячи. Посмотрите на экран, какие мячи вам знакомы и где их используют? А вы задумывались, всегда ли был мяч, как он появился? Ответы детей.

Мяч – один из самых древних и любимых игрушек. Придумали его много – много лет назад.

– История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом.

Слайд 6. В Древней Греции мяч считался самым совершенным предметом, так был похож на солнце, и ему приписывалась волшебная сила. Греки шили  мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, перьями или мхом. Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие  фоллисы использовались для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола.Играть в них считали полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч.

Слайд 7. В Африке на берегу Нил с незапамятных времен живут жуки – скарабеи

Может это у скарабеев люди научились лепить шары из нильского ила? Такие мячи надо было осторожно перебрасывать друг другу- от удара о землю он мог разбиться.

Слайд 8. -Один мореплаватель Колумб причалил свой корабль к неизвестной ему стране. Моряки сошли на берег и увидели, как местные жители играют круглым черным предметом. Они удивились, как высоко взлетал мяч над землей. Местные жители повели гостей в рощу, где росли высокие деревья. Они надрезали кору и по стволу потекла белая, густая жидкость – смола. В ней «выкупали» свои шитые мячи, которые затем на воздухе затвердели и потемнели. Эта смола называлась – каучук, это и есть резина. Вот так появились резиновые мячи, которые научились высоко прыгать и стали очень популярны.

Слайд 9. На Руси делали легкие мячи из бересты и тяжелые- из туго свернутых тряпок. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки-получается мячик-погремушка. Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий,мякоть, мякиш».

Слайд 10. Еще мячи делали из сухой травы. Мячи вырезали из дерева. Были даже каменные мячи. С появлением самого первого мяча до современного прошло много времени. Менялись материалы, более совершенные модели вытесняли устаревшие, оставались  самые прочные и практичные.

2.Негізі бөлімі/основная часть:

– Теперь, когда вы познакомились с историей  появления мячей, давайте тоже попробуем сделать мячи самостоятельно. Выбирайте, из чего вы будете делать мячи.   (Дети делают мячи из пакетов-надувают пакеты воздухом  завязывают их Другие дети катают мяч из газет, обклеивают скотчем).

– Какие замечательные  и разные мяч и получились у нас. Давайте придумаем игры для них и поиграем.

1. Игра с надутыми пакетами «Быстро передай»

Дети становятся в круг и быстро передают друг другу «мячи» из пакета из рук в руки, стараясь не уронить. Передавать мячи надо быстро, но аккуратно, чтоб они не сдулись. Начинают игру с  передачи 1-2  мячей, постепенно увеличивая количество мячей.

2. Игра с надутыми  пакетами «Подбей пакет»

Дети делятся на пары или тройки. По очереди стараются отбить «мяч» головой.

3. Игра с бумажными мячами «Перестрелка»

Дети делятся на две команды. Каждая из команд находится на своей стороне игрового поля. Посередине поля натягивается волейбольная сетка.  В руках у каждого ребенка-бумажный мяч. По свистку дети перекидывают свои мячи за сетку на сторону противника. После этого собирают мячи, упавшие на поле и перекидывают на другую сторону сетки. Подлезать под сетку нельзя, надо собирать мячи только на своем поле. После второго свистка дети останавливаются и поднимают руки вверх. Судья считает мячи на поле каждой команды. Выигрывает та команда , на чьем поле будет меньше мячей. Игра повторяется несколько 2-3раза.

3.Қорытынды /итоговая часть:

– Наша встреча подошла к концу. Вы узнали новое и интересное о такой игрушке, как привычный нам мяч. Возможно ваши папы и мамы не знают такой информации о мяче. Расскажите им и вместе с ними поищите новые факты из истории появления мяча. Можете  дома попробовать сделать мяч самостоятельно из других материалов, сделать необычные мячи, украсить их. Приносите свои мячи в детский сад и мы устроим выставку, чтобы и другие дети могли их увидеть.