К вопросу о патриотическом воспитании курсантов в военном вузе

Сулейменов Канат Елюбаевич

Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия»

Научный руководитель д. пед. наук, профессор Е.В. Лопанова

Принципиально новые задачи, поставленные XXI веком перед системой образования, требуют переосмысления используемых педагогических категорий, понятий, дефиниций, расширения понятийного поля профессиональной педагогики.

Решение новых государственно-общественных проблем, которые возникают в области воспитательной работы, в значительной мере замедляет недостаточное законодательное, нормативно-правовое, научное, финансово-экономическое, кадровое и управленческое обеспечение идущих процессов.

Образовательный процесс, служебно-педагогическая деятельность преподавательского и командного состава, внутренний уклад подразделения, его быт, жизнедеятельность, атмосфера – вот что в первую очередь воспитывает в курсанте военного человека, офицера – гражданина и патриота, командира и воспитателя. В сложившейся обстановке высшие военные образовательные учреждения представляют собой один из немногих государственных институтов, в которых традиционно имеет место патриотическая работа среди курсантов[2].

Актуальность проблемы патриотического воспитания курсантов в военном институте обусловлена резкими социально-политическими изменениями, переходом к рыночным отношениям, пересмотром культурных, социальных и политических ценностей, мощным влиянием зарубежных культур и идеологий, обеспечением национальной безопасности государства и возросшими требованиями к офицерским кадрам, способным профессионально выполнять служебно-боевые, общественные и другие задачи в интересах своей Родины, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике педагогики. актуальность проблемы и практике педагогики [5].

Патриотизм – одна из главных этических норм личности, совокупность знаний, оценочных суждений, социальных установок, обеспечивающих обоснование индивидуального отношения человека к Родине; общественно-политический и нравственный принцип, который определяет характер отношения граждан к своей стране, месту своего рождения и жительства [1].

Проанализировав ряд научных точек зрения в отношении понятия патриотизм, мы установили, что данное понятие во всех толкованиях определяют следующие признаки [6]:

‒ уважение, любовь и преданность своей Родине;

‒ созидательный характер деятельности каждого человека на благо своей страны, народа, всей планеты и всего человечества;

‒ готовность защищать Отечество, ставить на первый план интересы страны и общества

‒ готовность к самопожертвованию во имя Отечества и народа;

‒ территориальная привязанность к месту рождения (малая Родина).

В связи с этим, с нашей точки зрения, патриотическое воспитание представляет собой сложный педагогический процесс, который направлен на формирование и развитие духовно-нравственных, моральных качеств личности, стремление к гражданскому, культурному совершенствованию.

Вопросы обновления, инновационных методов патриотического воспитания в системе образования связаны с установлением и сбережением лучших традиций патриотического воспитания, возрождением и пополнением его содержания, проектированием новых технологий, с объяснением организационно-педагогических условий повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных системах [3].

Анализ теоретико-педагогических аспектов проблемы патриотического воспитания курсантов военных вузов позволил сформировать его терминологическое поле в новом виде [2]:

– патриотизм как высшая нравственная ценность включает такие составляющие, как любовь к семье, Родине, родному языку; знание истории своей Родины и ее Вооруженных сил, уважение традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; осознание своего гражданского и патриотического долга, готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов;

– патриотизм для курсантов военных институтов- категория профессионально-нравственная;

– государственно-патриотическое мировоззрение курсанта как основной результат целенаправленного патриотического воспитания отражает целостное представление о семье, родном крае, Родине, их истории и культуре, роли и месте в национальном и мировом общественном развитии, необходимости сохранения и приумножения национальных научных, культурных, спортивных и других достижений, боевых и трудовых традиций Отечества, осознанная реализация приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в интересах государства в мирное и военное время.

Патриотическое воспитание курсанта направленно на сознательное, самостоятельное и активное формирование мировоззрения, освоение содержательных составляющих патриотизма, т. е. личности, которой присущи патриотические знания, убеждения, взгляды и чувства и постоянная готовность совершать патриотические поступки в интересах государства[5].  

Основным результатом патриотического воспитания в военном институте является сформированность государственно-патриотического мировоззрения у курсантов, имеющих глубокие военно-профессиональные знания и выработанные умения и навыки по дисциплинам учебного плана, которые позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности и активной профессиональной деятельности в интересах государства [2].

Список литературы

  1. Андреев Э. М. Патриотизм. -Москва: Academia, 2019. – 103 c.
  2. Белевцев В.А. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной. -Ставрополь, 2020. -122 с.
  3. Дибров А. О патриотизме: исследовательская работа по выявлению сформированности нравственно-патриотических качеств личности // Отечественные записки. -2019. -№ 3. -С. 295-298.
  4. Ипполитова Н.В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-1-1.pdf
  5. Лесняк В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества.- Магнитогорск, 2022. -245 с.
  6. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы.- Москва: Academia АПК и ПРО, 2021. -271 с.