К вопросу о содержании понятия «профессиональное самоопределение»
Сафонов Юрий Сергеевич
Магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
Сложности в профессиональном самоопределении связаны и с тем, что в настоящий момент в сфере профессий происходят постоянные изменения. Появляются новые профессии, устаревают те, которые совсем недавно были актуальными, содержательная сторона многих профессий также претерпевает изменения под влиянием информационных, технических и социальных процессов в обществе. Человек сталкивается с необходимостью подстраиваться под эти изменения и порой кардинально менять свою профессиональную деятельность. Если уровень профессионального самоопределения недостаточно высок, нет навыков адаптации, понимания себя и запроса на профессиональную деятельность от общества, то эти процессы могут вызывать большой стресс.
А.А. Толстикова выделяет следующие трудности, возникающие при выборе профессии: «1) отсутствие представления о востребованных профессиях; 2) перенос отношения к человеку на саму профессию; 3) ориентация на профессии высокой квалификации; 4) устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии; 5) непонимание какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности; 6) субъективная оценка своих предпочтений и способностей» [12, с. 346].
И.В. Арендачук выделяет следующие социальные изменения, усложняющие процесс профессионального самоопределения: «направленность на ценности индивидуализации, интенсивное развитие рынка труда и образовательных услуг, изменения в общественных представлениях об идеале «профессионала», требования общества к осуществлению учащимися профессионального выбора до достижения психологической зрелости» [1, с. 79].
Все вышеперечисленное отражает важность профессионального самоопределения личности, которое исследуется в работах отечественных и зарубежных психологов.
Профессиональное самоопределение является одним из видов самоопределения личности в целом. Этот взгляд отражен в исследованиях
Л.И. Божович [2], В.В. Болучевской [3], Н.С. Пряжникова [8] и других исследователей.
Например, Н.С. Пряжников выстраивает следующую структуру самоопределения: «жизненное самоопределение; самоопределение личности в культуре; личностное самоопределение; самоопределение в пределах конкретной профессии; самоопределение в пределах конкретной трудовой деятельности; самоопределение в пределах конкретной трудовой функции» [8, с. 12].
Профессиональное самоопределение Н.С. Пряжников понимает как «выбор личностью сферы трудовой деятельности на основе свободного волеизъявления; нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения» [8, с. 21].
Согласно определению Е.А. Климова, профессиональное самоопределение – это «сложный динамический процесс ориентации личности в профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала» [6, с. 12].
Согласно Н.В. Самоукиной, профессиональное самоопределение «направляется стремлением к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала через самоанализ, самопознание и самооценку собственных способностей и ценностных ориентаций, через осознание того, насколько собственные индивидуальные особенности соответствуют требованиям профессии» [10, с. 23].
Исследуя сущность профессионального самоопределения В.В. Решетников [9] указывает, что профессиональное самоопределение может рассматриваться и как процесс, и как результат, и как состояние. Н.Н. Старостина в своей работе также отражает данную точку зрения: «Профессиональное самоопределение как процесс представляет собой длительную, многолетнюю, многоэтапную деятельность, в ходе которой человек ведет поиск смысла в профессиональной деятельности, соотносит личностные цели, предпочтения, способности и склонности, являющиеся динамичными и подверженными изменениям, с содержанием и требованиями профессионального труда. Рассмотрение понятия «профессиональное самоопределение» как результата заключается в том, что в ходе осуществления профессионального выбора, человек в определенный момент обретает чёткое понимание своего профессионального пред- назначения, готов сделать свой выбор и идентифицирует себя с будущей профессией» [11, с. 175].
«Профессиональное самоопределение как состояние представляет собой «срез» динамичного процесса профессионального самоопределения, когда человек находится в состоянии размышления, поиска, выбора своего профессионального пути» [11, с. 176].
Э.Ф. Зеер с соавторами рассматривает профессиональное самоопределение как «осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности» [5, с. 15].
Структура профессионального самоопределения также описана в различных исследованиях. Например, С.Н. Чистякова выделяет в структуре профессионального самоопределения такие компоненты как профессиональную направленность, профессиональное самосознание, профессиональную саморегуляцию, профессионально важные качества [13].
Л.А. Головей с соавторами выделяет такие составляющие профессионального самоопределения, как «наличие профессионального выбора, его содержательную направленность, информированность о профессии, познавательную активность, уровень сформированности профессионального плана, статус профессиональной идентичности» [4, c. 33].
Проанализировав теоретический материал по проблеме профессионального самоопределения можно выделить ряд аспектов, которые необходимы для успешного профессионального самоопределения:
– необходимо осознавать свою профессиональную направленность: потребности, интересы, будущие намерения, ценности, отношения, цели, мотивы (то, что хочу), поэтому следует способствовать развитию самосознания,
– необходимо накапливать всесторонние знания, формировать навыки, развивать способности, компетенции, получать новые знания и опираться на уже имеющийся опыт (то, что могу);
– важно осознавать потребности общества, конкуренцию в отраслях, тенденции, потребности рынка труда в целом и конкретных работодателей в выбранной сфере (то, что надо), и уметь сопоставлять их с собственными желаниями и возможностями,
– важно развивать аналитическое и критическое мышление, решительность, ответственность за решения, научиться планировать свое время и задачи, самоорганизовать свою деятельность, приходить к результату размышления,
– необходимо научиться меняться во взаимодействии с меняющейся средой, в т.ч. социально-экономическая среда, профессиональная среда, образовательная среда, где важно для образования и самообразования.
Литература:
- Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского. университета.- 2019.- №1.- С.70-82.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности.- М.: Институт практической психологии, 2021.- 352 с.
- Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: монография. Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2019.- 264 с.
- Головей Л. А., Александрова Н. А., Данилова М. В., Манукян, В. Р., Рыкман Л.В. Кризисы профессионального развития и ресурсы личности в периоды юности и ранней взрослости // Вестник СПбГУ. Серия 16:Психология. Педагогика.-2019.- №2.- С. 33-39.
- Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика : учеб. пособие. .: Академический проект,2022. -189 c.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-М. : Издательский центр «Академия», 2018.- 304 с.
- Лукин В. В., Дикарев В. А. Профориентация и цифровизация -звенья одной проблемы // Вестник ГУУ.- 2018. №8.- С. 135-138.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие.- М.: Академия, 2018. -117 с.
- Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности.-СПб.: Питер, 2022. -224 с.
- Решетников В. В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.- 2019.- Т. 13. № 2(5).- С. 1163-1167.
- Старостина Н. Н. Профессиональное самоопределение как важная составляющая профессиональной социализации личности // Научное обозрение. Педагогические науки. -2019. -№ 5. -С. 174-177.
- Толстикова А. А. Сравнительный анализ профориентационных методик // Молодой ученый. -2021. -№ 17 (359). -С. 346-350.
- Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие. -М.: AcademiA,2021. -123 с