Мастер-класс по проведению «Исследования в действии» на практике
Амриева Жанар Бейсенбаевна,
учитель-эксперт русского языка и литературы, НИШ г. Астаны
Асанбаева Мая Абимулдаевна,
учитель-модератор русского языка и литературы,
НИШ г. Астаны
Цель: дать практические советы для реализации «Исследования в действии» для учителей общеобразовательных школ.
Задачи: познакомить участников мастер-класса с актуальностью данного опыта, задачами педагогической деятельности, методами и приемами исследования практики в действии
План проведения мастер-класса
1. Что такое исследование практики в действии? Что же исследуют учителя?
2. Как проводить исследование в действии?
3.Какие методы можно использовать при исследовании в действии?
4. Что я буду делать с этой информацией?
5. Рефлексия
Ход занятия
Стадия вызова.
Стратегия «Мозговая атака»
- Что такое исследование практики в действии?
Исследование практики в действии –это принятие действий для улучшения преподавания и обучения, систематическое изучение действия и его последствий.
2.Работа в паре и в группах. (5 -7 минут)
Какие проблемы встречаются у учителей на уроке ?
Участники семинара сначала в парах, затем в группах отвечают на вопрос о том, какие вопросы встречаются в школьной практике и вызывают определенные трудности в преподавании и обучении учащихся. Например, учащиеся не могут работать в группах, не умеют составлять вопросы высокого порядка, не знают, как писать аргументированное эссе, как правильно работать с гиперактивным ребенком и т.д.
Что же исследуют учителя?(Как правильно сформулировать тему исследования?)
Учителям предлагается задание: сформулировать тему исследования в форме вопроса. Например, в нашем исследовании на тему: «Как развивать навыки критического мышления при оценивании?» для нас была актуальной проблема критериального оценивания и развития критического мышления, поэтому возникла необходимость работы над таким вопросом.
После работы в парах участники мастер-класса выбирают вопрос исследования для работы в группах. Вопросы выносятся на общее обсуждение, корректируются и фокусируются на одной актуальной , но узкой проблеме
3. Метод прогнозирования. Как же проводить исследование в действии?
После составления вопроса исследования преподаватели в группах составляют предполагаемый план Исследования в действии. Ведущие мастер-класса задают наводящие вопросы о методах исследования, которые будут применены при работе.
Учителя в группах пишут план, затем зачитывают и оценивают его по стратегии «Две звёзды и одно предложение».
4. После презентации плана групп участникам мастер-класса предлагается прослушать апробированный план проведения «Action research» (демонстрация примера из опыта работы по Исследованию в действии).
- Анкетирование учащихся.
Нами были составлены вопросы для анкетирования по развитию критического мышления при оценивании:
- Знаете ли вы цель оценивания на уроках?
- Какие трудности вы испытываете при оценивании на уроках?
- Какие виды оценивания вы знаете?
- Какие виды оценивания вы предлагаете провести на уроке?
- Применяете ли вы навыки критического мышления при оценивании? Если да, то объясните, как вы это осуществляете на практике?
2) Тестирование учащихся по тесту Гарднера(материал есть в интернете)
3) Интервью с коллегами, иностранными учителями, психологом, кураторами, родителями.
Провели интервью с учителями школы, работающими в программе МУР и ДП, с координаторами, психологом, иностранными учителями. Из разговора с коллегами мы узнали массу новых стратегий, которые они применяют на уроках, а также получили множество советов, как проводить оценивание на уроках. Такой обмен опытом был полезен.
– Как научить учащихся эффективно проводить оценивание на уроках?
– Взаимосвязаны ли навыки критического мышления и навыки оценивания?
-При каком условии учащиеся демонстрируют критическое мышление при оценивании?
– Какие стратегии применяете для реализации оценивания?
4) Изучение литературы по теме, работа с сайтами интернета.
Изучая литературу, мы познакомились с работами западных ученых о критическом мышлении, прочитали книги об оценивании и почерпнули массу знаний об оценивании. Конечно, точного ответа на свои вопросы мы не нашли, зато обрели другие инструменты и идеи, которые привели нас к решению проблемы.
5) Действие (апробация на практике). Запланировали пошаговое действие, которое включало оценивание. Учащиеся писали отзыв на прочитанное произведение и оценивали его по заданным критериям. Многие учащиеся
использовали при аргументации баллов формулировку , взятую из критериев оценивания. Лишь некоторые привели примеры из текста и с помощью критериев объяснили свою оценку.
3. Наблюдение. Наблюдение показало, что навык критического мышления учащиеся применяют при оценивании, когда дают аргументацию своего мнения через детали.
4.Размышления (рефлексия), планирование.
После завершения работы начались размышления (что получилось хорошо, что не получилось, почему не получилось, найден ли ответ на вопрос?).
Планирование. После всех обсуждения действий вносятся изменения в планирование. Например, учащиеся научились объективно оценивать работу, но находить нужные аргументы способен не каждый ученик. Поэтому необходимо часто повторять навык оценивания, акцентируя внимание на убедительной аргументации через детали текста.
Мы поняли, что необходимо систематически встречаться, обмениваться результатами, писать отчёт о проделанной работе, изучать литературу и снова планировать новые действия.
4. Что я буду делать с этой информацией?
Action research считается завершенным, если вы поделились этой информацией с другими коллегами. Информация может быть напечатана в любом педагогическом издании. Учителя могут выступить на школьном собрании или конференции.
В какой форме я буду это делать?
Вы можете сделать постер, напечатать статью, выступить с докладом на международной конференции, это могут быть и мастер-классы.
Исследование в действии помогло нам не только найти ответы на волнующие нас вопросы, но и позволило улучшить практику преподавания.
Рефлексия.
– Чему я научился на этом мастер – классе?
– Что я применю в своей практике?
– Какие вопросы остались непонятными?
– Ваши пожелания и предложения.