Методический доклад «Работа над аккордами»

Лобас Олеся Александровна

Преподаватель фортепиано, концертмейстер

КГКП «Детская школа искусств» отдела образования г.Жезказгана Управления образования области Улытау

Трудность овладения приемами исполнения аккордов заключается не столько в их многочисленности, сколько в том, что применение каждого из них имеет много внутренних особенностей, как физиологических (строение руки, растяжение ладони), так и художественных (характер музыки и контекст, в котором употребляются аккорды).

С течением времени необходимо познакомить ученика с различными трудностями исполнения аккордов и аккордовых последовательностей, научить его разбираться в том, каким образом в каждом конкретном случае лучше всего решить стоящую перед ним задачу. Фундаментом фортепианной техники является так называемый контакт с клавиатурой. Иначе говоря, это умение направить вес руки в клавишу, умение пользоваться при звукоизвлечении весом руки.

Именно этой задаче посвящены первоначальные упражнения non legato и стремление с самого начала добиться певучести звучания, что невозможно без опоры на клавиатуру. В работе над аккордовой техникой необходимы такие компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, ощущение пульса движения музыкальной ткани, а так же слуховое развитие т.к. при игре цепь движений настолько сложна что ни теоретически, ни практически определить сокращение и напряжение мышц невозможно. Только при чутком слуховом контроле можно научиться владеть мышцами.

Либерман: “Работа над техникой – умственный процесс.” Таким образом, работа над игровым аппаратом стремление сделать его гибким, добиться максимально эффективного использования имеющихся в человеческом теле источников силы, как и постоянный слуховой контроль должны находиться в поле зрения педагога. Игра аккордов очень полезна для приобретения контакта с клавиатурой и для расслабления мышц спины и плеча. Вводить исполнение аккордов можно на 1 году обучения. Пока рука не сформировалась, следует играть аккорды, состоящие из 3-х звуков. Затем извлекаются трезвучия по ступеням гаммы и попеременно в разных октавах
Затем можно объяснить обращения аккордов Т5/3. Т6/3, Т6/4.

Исполнять 4-х звучные аккорды следует не тогда, когда рука начнет легко охватывать октаву, а гораздо раньше. Осторожная игра октав по звукам трезвучия, а затем широких аккордов стимулирует развитие руки. На ранних этапах обучения в аккордах обычно приходится обращать внимание на ровность и одновременность воспроизведения всех звуков. Для достижения синхронности можно поиграть следующие упражнения: пальцы при низкой кисти касаются клавиш; аккорд берется коротким энергичным толчком всей руки: кисть в это время идет вверх, а пальцы как бы “хватают” клавиши. На этом этапе работы важно научиться брать все звуки одновременно.

Второй этап этого упражнения более сложный, переходить к нему можно только после полного овладения первым этапом. Аккорды берутся сверху, без предварительного касания клавиш. От первого этапа должно остаться ощущение погружения веса руки в клавиатуру и цепкость в момент взятия аккорда. Аккорды при таком звукоизвлечении получаются компактными, сильными, но совсем нерезкими. Долгое время необходим только медленный темп, чтобы ученик мог управлять руками, следя за мышечными ощущениями и добиваясь нужной свободы. Необходима правильная посадка.

При игре аккордов необходимо следить за свободой крупных мышц плеча и спины, устойчивостью пальцев, берущих аккорд, за их погружением в клавиатуру. Исполняя несколько аккордов подряд, нужно слышать “вперед”. Однако техника небыстрой аккордовой игры не ограничивается умением взять аккорд одновременно и ровно по звуку. Нужно еще научиться придавать аккордам различную окраску. Большую роль здесь играют штрихи, педализация. характер удара и т.д. Предметом пристального внимания педагога является воспитание у учащихся вкуса к гармонично звучащим аккордам, борьба с несоразмерностью отдельных звуков в них, т.к. всякая работа над техникой есть в первую очередь работа над звуком.

Типичные ошибки при игре аккордов. Очень распространенный недочет, отражающийся на качестве звука это преобладание 1-го пальца над 5-м. Необходимо немного развернуть кисть и брать аккорд рукой, летящей сверху вниз не отвесно, а несколько сбоку, в направлении от 5-го пальца к 1-му. Причем рука начинает движение в собранном положении, пальцы свободно сближены и раскрываются лишь в момент соприкосновения с клавиатурой.

Второе, что требуется для устранения недочета умение уравнять все звуки аккорда, сделать их совершенно одинаковыми по силе и тембру, что достигается путем слуховой тренировки. Одно из упражнений, способствующих этому, состоит в том, чтобы арпеджировать разучиваемый аккорд, вслушиваясь в звучание каждого звука в отдельности. В тесной связи с упомянутым недочетом стоит весьма распространенная у учеников небрежность исполнения аккордов, с которой они опускают незанятые в данном аккорде пальцы, на попадающие под эти пальцы клавиши. Происходит это чаще всего из-за музыкальной и слуховой
нетребовательности.

Савшинский: “Каждый из играющих пальцев должен “брать” клавиши подобно тому, как он берет их, когда играет мелодический голос.” Нередко в четырехзвучных аккордах звучат только края, что дает в итоге пустую, крикливую звучность. Чтобы этого избежать, необходимо обратить внимание на середину аккорда, его “начинку”: именно на нее должна опираться рука в аккордах. Особую трудность представляют аккордовые последовательности legato. Мы часто встречаемся с поверхностным связыванием аккордов исключительно педалью. Не только в полифонии, но и везде, где только требуется подмена пальцев или скольжение. Если ученик подчеркнуто снимает аккорд –  мелодии не получится, а будет ряд ясно звучащих отдельных аккордов, не  объединенных по смыслу. Необходимо обеспечить наполненность звучания всего аккорда, а не только верхнего голоса. Однако, взять ряд аккордов legato (при помощи педали) не составит особого труда, если на каждом аккорде хотя бы на миг “отдохнуть”, ощущая покой, полную свободу и естественный вес руки от плеча до кончиков пальцев. Часто дети давят на клавиши до последнего, хотя специфика инструмента такова, что громче, чем взят аккорд в момент нажатия на клавиши, уже не будет. И поэтому, вместо излишнего давления и напряжения, нужно просто удержать клавиши свободными, активными пальцами и ловко, быстро, близко над клавиатурой переходить от аккорда к аккорду.

Аккорды поп legato и staccato легче даются в не слишком быстром темпе, т.к. рука пользуется высотой, которая при игре legato сводится к минимуму. Естественно, что взять аккорды свободным падением руки сверху легче, чем брать их почти “ползая” по клавиатуре. Правильные навыки икры аккордов non legato облегчают игру staccato. При более подвижном чередовании аккордов staccato возрастает роль активных и цепких кончиков пальцев (к себе), хотя размах их уменьшается. Чем быстрее темп, тем большую роль приобретает крупное, горизонтальное движение руки. Оно способствует легкости и подвижности чередования аккордов, избавляя их от тяжеловесности и статичности. Разучивание быстрых аккордовых последовательностей можно разделить на три этапа:

– в спокойном темпе non legato брать аккорды живыми кончиками пальцев без давления на клавиши. Непринужденно и плавно поднимаем свободную руку от плеча и даем ей монолитно, тяжело упасть на клавиши. При этом ощущается полная свобода всей руки (не путать с пассивностью, когда рука безвольно свисает):

– пальцевое staccato; при этом пальцы должны отскакивать сразу в позицию над следующим аккордом. Т.о. мы добиваемся быстроты и легкости чередования аккордов, нанизанных на общий стержень цельного и непрерывного движения руки.

– после достижения достаточной уверенности и устойчивости можно прибавить темп и силу звука.
      

Одной из самых сложных форм исполнения аккордов являются скачки. Точность попадания в скачках зависит от целесообразности приема. разумной экономии движения и высшей требовательности слуха к звуку. Важно помнить при исполнении скачков, что кратчайшим расстоянием между двумя отдаленными точками на клавиатуре является кривая. Наиболее трудными являются многократные скачки. Их исполнение нужно мыслить по паре аккордов. Каждый аккорд в паре берется по-разному. Первый аккорд сверху, рука при этом не задерживаясь на нем как бы “глиссандирует” ко второму. Моментальное передвижение всей руки на второй аккорд обеспечивает “прицельность”. Игра по паре аккордов помогает рукам “запомнить” расстояние, достичь необходимой степени автоматизации. Во всех случаях скачков важно разумно использовать зрение. Как только пальцы ощутили 1 аккорд. зрение должно быть обращено на ту часть клавиатуры, куда за взглядом направляется рука.

Сложность скачков исчезает также благодаря перегруппировке. Поскольку время, необходимое для мысленной подготовки “перелета” руки на далекую позицию удлиняется, тем самым скачок превращается в спокойный перенос руки. Глубоко и мягко сесть на октаву, выдержать ее, затем быстрым движением перенести руки по нижней линии на аккорд, от которого нужно быстро оттолкнуться, как бы выскочить вверх на октаву. Такое упражнение полезно играть в разных тональностях, разных ритмических и фактурных вариантах. Следует добавить, что в работе над скачками для достижения требуемого звучания, а также для точного, удобного и спокойного “взятия” клавиши, можно допустить некоторые отклонения от ритма (замедление, задержка). В процессе дальнейшей работы отклонения будут уменьшаться и постепенно ликвидируются, а звучание, пластичность, удобство и точность останутся. Вообще сознательные отклонения от ритма облегчают преодоление многих трудностей. Но отклонения эти должны находиться в соответствии с музыкальной фразировкой, не разрушая ее контуры, а только несколько “растягивая” их.

При игре аккордов немалую роль играет выбор аппликатуры. Г.Нейгауз говорил, что “наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом,  2,3 или 4-й пальцы внутри аккордовых построений все это немаловажно для исполнения legato и, в конечном счете, для выразительного исполнения. При игре аккомпанемента бас необходимо брать 5-м пальцем, аккорд – начиная с 3-го или 4-го пальцев. Многие ученики, из страха не попасть, заменяют 5-й палец каким-нибудь другим. Однако если брать клавишу не вертикально, не “пикировать”, а взять се “плашмя”, мякотью, то попадание будет обеспечено, а движение будет удобным и естественным.  Ученики очень часто не слышат, а педагоги порой мирятся с блеклостью звучания “верхушек”. Чаще всего это происходит из-за слуховой нетребовательности. Именно от ясности музыкальных представлений зависит активность пальца.

Гофман: “Если мысленная картина ясна, руки выполнят ее без затруднения.” Часто ученики допускают небрежность в отношении аппликатуры при исполнении отрывков staccato. Т.к. необходимости связывать звуки нет многие играют случайными пальцами. В игре появляется суетливость, в быстром темпе появляются ошибки, т.к. моторно-двигательная память, которая вырабатывается путем многократного повторения одних и тех же движений, дает сбои.

Н.Перельман: “Аппликатура запоминающее устройство” В отрывках staccato аппликатуру надо выбирать так же как и всюду. Важно также, чтобы аппликатура двух рук хорошо координировалась. 

Прием исполнения пунктирных ритмов основан на принципе ” разделения труда”. Короткий по длительности аккорд берется пальцами к себе, длинный – толчком всей руки от себя. С увеличением темпа эти движения сближаются. Каждую пару аккордов рука берет сверху. Однако работать над пунктиром нужно начинать “с места”: пальцы касаются клавиш, берут самостоятельно аккорд и в следующее мгновение рука отталкивается уже от второго, длинного. После этого она спокойно опускается на следующий аккорд. Исполнять короткий аккорд следует р. Это обязательное условие приема, т.к. если аккорды играются в. то ритм теряет упругость, появляется тяжеловесность.

Быстрые аккордовые последовательности являются одним из самых опасных видов фортепианной техники. В способах игры таких отрывков нет ничего принципиально нового по сравнению с исполнением аккордов в медленном темпе. Просто трудоемкость овладения ими возрастает. В аккордовых последовательностях применим метод технической группировки. Он дает возможность объединить несколько аккордов, ощутить их взятыми общим движением руки. В исполнении выученных отрывков очень важна смелость. Нельзя бояться сфальшивить, примериваться к каждому аккорду.

В процессе обучения учащиеся все время накапливают знания, приобретают навыки исполнения произведений. Каждое новое произведение в какой-то мере ставит и новые технические задачи. Необходимо научить ученика грамотно и сознательно выбирать способы работы над техническими трудностями, исходя из художественного замысла.