Методы использования инновационных технологий в дошкольном учреждении

Ильченко Светлана Александровна

Методист

КГКП «Ясли-сад №72 г. Павлодара»

Важнейшей целью использования инновационных технологий является достижение результата совместной познавательной деятельности обучающего и обучаемого. Педагогическая суть инновационных технологий – активизировать познавательную деятельность воспитанника, повысить его самостоятельность, формировать необходимые личностные качества.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.

Использование инновационных технологий на основе интерактивного оборудования в воспитательно-образовательном процессе в ДО имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Технологии предлагают приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу обучаемого.

 К инновационным технологиям обучения на основе интерактивного оборудования можно отнести интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Соединение интерактивного оборудования и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся.

 Владение приемами по использованию инновационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов, умение планировать и моделировать занятия с использованием интерактивного оборудования помогает педагогам решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию дошкольников.

 Для интерактивных устройств должны быть доступны интерактивные задания, развивающие игры − ресурсы, которые нужны педагогу для работы с детьми дошкольного возраста.

Методы обучения в дошкольном образовании можно разделить по источнику знаний и по характеру познавательной деятельности. В качестве обучения детей дошкольного возраста по источнику знаний рекомендуются методы:

 Метод демонстраций следует использовать для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения детьми дошкольного возраста.

 Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки).

 Практические методы (упражнения) направлены на формирование умений и навыков. Упражнения способствуют развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств и выработке навыков их применения.

  По характеру познавательной деятельности можно использовать следующие методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности;

 метод проблемного изложения, предлагающий найти способы разрешения

  проблем;

 частично-поисковый метод, предполагающий решение поставленной

задачи педагогом вместе с детьми;

 метод компьютерных дидактических игр.

 Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей детей, их возрастных и психофизиологических особенностей.

В основе инновационных технологий лежат интерактивные методы обучения. Под интерактивными методами понимают методы, позволяющие детям дошкольного возраста взаимодействовать между собой, и тем самым воспитательно-образовательный процесс происходит во взаимодействии всех детей под руководством педагога. Многие интерактивные методы взаимодействуют в различных технологиях и дают возможность добиваться ожидаемых результатов.

Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Одними из активно используемых интерактивных методов в детских садах являются методы «Ролевая игра», «Мозговой штурм», метод «Синквейна», проектная деятельность. К примеру, в процессе ролевой игры каждый ребенок

 «переживает» ту роль, которая ему задаётся. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ребенок побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность детей. Дидактические материалы демонстрируюся на интерактивной доске.

«Мозговой штурм». В ограниченный периода времени путем расторможения предлагается собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Например: Ребята, какой персонаж сказки к вам пришел в гости? Какой он?

«Синквейн». Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

В воспитательно-образовательном процессе ДО данный метод можно применить с помощью любого интерактиного оборудования:

1-строка: Предмет или явление;

2-строка: Описание этого предмета;

3-строка: Действия данного предмета;

4-строка: Нравится ли данный предмет и как?

5-строка: Как можно по-другому назвать этот предмет?

Например, 1. СОЛНЫШКО; 2. Яркое; 3. Греет; 4. Да. Тепло на улице

5.Теплота

 «Кластеры». Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

В дошкольных организациях этот метод можно применить следующим образом. На интерактивной доске показывается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

 Активно внедряется в практику дошкольных организаций метод проектов. Метод проектов является исходящим от потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Данный проект выводит педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя».

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо направлять ребенка, помогать обнаруживать проблему, вызывать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с помощью родителей. Педагог выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проектов способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.

Применение компьютеров в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют об овладении компьютером детьми в возрасте раньше 3 лет. Этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления.

В дошкольных организациях как средство обучения, воспитания и развития широко используются интерактивные дидактические игры.

Интерактивная дидактическая игра − современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и

 воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Различают следующие виды игр:

 Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

 Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют приобретению новых знаний, направленных на приобретение умений действовать в различных ситуациях.

 В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДО отводится компьютерным дидактическим играм. Занятия с применением компьютерных игр очень интересны детям. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Существующие обучающие программы можно классифицировать, как:

 Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.;

 «Говорящие» трехязычные словари с хорошей анимацией;

 Игры-путешествия;

 Графические редакторы с библиотеками рисунков;

 Программы по обучению чтению, математике и др.

 Использование мультимедийных ресурсов.

Педагог, сам создавший самую простую обучающую компьютерную игру для детей, получит в процессе подготовки игры новые знания в области технологии, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса. А ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном занятии.

 Так, например, простая игра в одевание ребенка на зимнюю прогулку − пример управления событиями, происходящими на экране. Это можно сделать вручную, указывая по очереди на нужные предметы одежды, или то же самое можно запрограммировать, расположив эти предметы в должной последовательности (т.е. создав план действий или программу). Затем можно нажать кнопку «старт» и посмотреть, что происходит, то есть проверить, правильно ли спланирован процесс. Действия представлены здесь упрощенными графическими изображениями (пиктограммами) предметов одежды. Последовательность действий показана чередой пиктограмм. Простые задачи начинаются с непосредственного управления − поочередного выбора пиктограмм. Более сложные задачи требуют планирования − расположения предметов одежды заранее в определенном порядке.

В компьютерной среде, которую используют для развития алгоритмической грамотности у детей младшего возраста, есть особенность, которая делает задачу правдоподобной — это наглядность, визуальность объектов и действий: все «происходит на экране».

Самым эффективным методом в воспитательно-образовательном процессе дошкольного воспитания и обучения является использование возможностей интерактивной доски с программным обеспечением ActivInspire. Данное программное обеспечение предоставляет педагогам доступ к разнообразным инструментам, изображениям, звукам, шаблонам, действиям и огромному количеству дополнительных ресурсов, находящихся на веб-сайтах. Дает возможность разрабатывать новые увлекательные занятия и оценивать знания отдельных детей и групп.

Использование флипчартов в организованной учебной деятельности, способствующей повышению интереса детей к изучаемому материалу – одно из перспективных направлений применения инновационных технологий в дошкольных организациях.

Флипчарт – это новые формы занятий, которые стимулируют педагога к изучению и применению инновационных технологий в практической деятельности. Под флипчартом понимается логически связанная последовательность страниц флипчарта, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Флипчарт-занятие представляет собой мультимедийный конспект, который содержит краткий текст, основные вопросы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, видеофрагменты, анимации. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.

Можно выделить основные принципы разработки флипчартов:

– все занятие не должно быть «завязано» на флипчарте;

– страницы флипчарта можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации;

– отбор материала для флипчарта должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

По сравнению с традиционной формой ведения занятий, использование флипчарта высвобождает большое количество времени, которое можно использовать для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний детей и повторения пройденного материала. Флипчарт-занятия считаются лучшими при использовании педагогом всех возможностей и ресурсов интерактивного обучения.

Использование инновационных технологий на основе интерактивного оборудования позволяет значительно интенсифицировать воспитательно- образовательный процесс. Технологический подход способствует, в дальнейшем, успешному обучению детей в школе.