Научно-теоретические основы развития экологической культуры подростков
Фисун Ирина Григорьевна
магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»
«Омская гуманитарная академия», г. Омск
Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.
Экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. С 60-х гг. XX столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого, в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура, возникла необходимость выявления и обоснования важности экологической культуры и экологического воспитания, гармоничности отношений человека и природы, влияния человеческой деятельности на окружающую среду [2].
Экологическая культура подростков -это восприятие окружающей действительности и степень ответственности по отношению к ней. Она включает в себя комплекс философских, психологических, культурологических, биологических, педагогических и социологических проблем.
Элементы экологической культуры подростков [4]:
- экологические знания, представления, умения и навыки;
- совокупность экологических ценностей, идеалов, убеждений и принципов;
- культура чувств и эмоций;
- потребность в нравственном, экологически оправданном поведении.
Экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные
Культура экологическая-составная часть общечеловеческой культуры, концентрирующая в себе достижения многих отраслей естественно-научных знаний, сосредоточивающая ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Она способствует гармонизации отношений личности с природой как средой ее обитания и деятельности [1].
Сущность экологической культуры, ведущие ее признаки, пути формирования раскрываются в трудах ученых-педагогов И. Д. Зверева, A. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Л. П. Печко и др. Исследователи считают, что экологическая культура является одним из показателей общественной активности,сознательности,всестороннего развития личности, выражением ответственного отношения к природной среде.
Э. В. Гирусовым, Д. С. Лихачевым, Н. Н. Моисеевым, А. Д. Урсул,
К. И. Шилиным в рамках социально-философского направления анализируется сущность экологической культуры, ее структура, место в системе общечеловеческой культуры, прослеживаются основные пути ее развития. Психологические аспекты формирования экологической культуры у школьников рассматриваются в исследованиях Н. Н. Вересова, С. Д. Дерябо, B. А. Ясвина и др. Внимание психологов направлено на исследование внутренних механизмов данного процесса.
В современных исследованиях (Г. З. Апресян , А. М. Галеева , Л. Н. Коган, М. Л. Курок, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Г. В. Платонов, М. Г. Платонова, Е. А. Плеханов, Г. С. Тарасенко, В. П. Тугаринов, Н. И. Храменко и др.) особое внимание обращается на то, что развитие экологической культуры идет от эмпирических знаний и примитивных локальных форм природопользования к глубоким экологическим знаниям и целесообразной преобразующей деятельности человека в глобальном масштабе.
В решении современных педагогических задач важное значение приобретает использование трудов выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д.Ушинского, В. А.Сухом-линского, высоко оценивающих роль природы в развитии личности, глубоко убежденных, что природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека.
Особое значение имеют труды В. А. Сухомлинского, в которых ярко раскрыта роль природы как важного воспитательного фактора, накладывающего отпечаток на весь характер педагогического процесса, начиная с раннего детского возраста, особенно в сельских условиях.
Успех решения задачи формирования экологической культуры во многом зависит от направленности воспитательного процесса в русло практического отношения к окружающей природной среде. Практическая деятельность по экологическому воспитанию, с учетом возрастных особенностей и общего кругозора учащихся, предполагает последовательное обогащение их краеведческими знаниями и вовлечение в учебно-практический, общественно- полезный и производительный труд, направленный на усвоение научных основ охраны природы. Непременным условием при этом должно быть осознание полезности труда, основанное на научном знании и практической оценке его результатов [3].
В формах, методах и приемах организации практической деятельности по экологическому воспитанию заложены большие возможности формирования и развития у учащихся познавательных способностей, которые содействуют активному усвоению экологических знаний, выработке умений и навыков по охране природы [5].
Вопросы организации практической деятельности в рамках учебных предметов рассматриваются Я. И. Габер, Т. Б. Кучер, Е. Ю.Шепокене.
Внеучебная организация работы по охране природы в школе, формы и методы природоохранной деятельности учащихся рассматриваются Б. И. Иоганзен, Н. А. Городецкой, О. Р. Ермоловичем, К. Н.Е лагоскяоновым, А. А. Иноземцевым, В. Н. Тихомировым, Г. Н. Гордиенко, Е. Л. Крутиковым, А. А. Шибановым, В. П. Чижовым. Пропагандистской деятельности школьников, ее особенностям и формам посвящены труды А. Н. Захлебного, З. Н. Пдечовой, Р. К. Репиной, К. Т. Суравегиной. Методы экологических исследований, их особенности раскрыты в работах В. А. Бухвалова, Л. В. Богдановой, Л. З. Купер, И. К. Пономаревой. Формы исследовательской деятельности показаны Л. А. Коробейниковой, С. Б. Гдушенковым, Г. С. Лялиным, Р. Т. Нероговой, Ф. А. Карягиным, Ф. М. Баканиной, О. В. Ворониной, Н. И. Насоновой и др. Определенный интерес представляют исследования А. Н. Аутлевой комплексных самостоятельных исследований учащихся в процессе экологического образования.
В подростковом возрасте возникают условия для формирования сознательного взаимодействия с природой и людьми на базе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Развиваются все сущностные силы человека, стремление самоопределиться за счет личностных качеств. Это период активного самосовершенствования через самопознание, самовыражение и самоутверждение. Самосознание направлено на осознание своих личностных качеств, а особенное внимание привлечено к собственным недостаткам [1].
Главным образом происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности ребенка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, их оценку и самооценку.
При этом основным связующим элементом между подростком и сформированной экологической культурой является школа. Главным же лицом, формирующим экологическую культуру детей в школе, выступает, непосредственно, сам учитель.
Экологическая культура как формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются [3]:
-Семья;
-Дошкольные учреждения;
– Школа;
– Внешкольные воспитательные учреждения;
-Воспитательная работа в летний период;
– Средства массовой информации.
Критериями сформированности экологической культуры являются сформированность экологического мышления, экологическая грамотность в процессе общения с природой, формирование культуры общения с природой, понимание глубинных экологических связей, владение необходимыми практическими навыками поведения в природе, понимание того, что коэффициент экологического следа каждого человека имеет влияние на дальнейшее развитие отношений «природа-человек» [5].
Методами формирования экологической культуры признаны интегрированное образование, внедрение кейс-метода, метод проектов, арттехнологии, обучение на природе, диалоговый характер проведения занятий, внедрение в процесс обучения основ экологической этики. В процессе развития экологической культуры большое внимание уделяется изучению и распространению «зелёных» технологий и методик, которые актуальны на современном этапе жизнедеятельности человека.
Литература:
1.Баранова А.Н., Барышникова Г.Б., Вагнер И.В. [и др.]. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и
подростков в условиях модернизации образования: моногр. М.: ИСВ РАО,2021- 102 с.
2.Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. М., 2019.- 215 с.
3.Глазачев С.Н., Игнатова В.И., Игнатов С.Б., Марченко А.А. Экологическая
культурология.-М.:Московский гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, 2020.- 207 с.
4.Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. М.: Педагогическое общество России, 2019.-106 с.
5.Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. -М.: Горизонт, 2021.- 208 с.