Некоторые подходы к вопросу о формативном оценивании в начальной школе
Дик Светлана Николаевна
Учитель начальных классов
Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17
Аңдапта. Сонымен қатар, мақалада оқу мен оқытуды жетілдірудің тетігі формативті бағалаудағы мәселелерді шешу жолдары мен әдістері қарастырылады.
Аннотация. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем формативного оценивания, как механизма в совершенствовании преподавания и обучения.
Abstract. In the article ways and methods of solution of formative estimation problems as mechanism for teaching and training improvement are considered.
Ключевые слова: формативное оценивание, суммативное оценивание, взаимооценивание, самооценивание. Важным моментом в учебном процессе является оценивание учащихся.
Правильно ли мы оцениваем наших учеников? До прохождения уровневых курсов, я бы с уверенностью ответила: «Безусловно, правильно!». Общепризнанным оцениванием учащихся в традиционной школе- было лишь суммативное оценивание. Все участники учебного процесса довольствовались конечным результатом изучения той или иной темы- итоговой оценкой. Чаще всего у сильных учащихся- положительная оценка, а у слабых – увыотрицательная! Изучив новые подходы в обучении и преподавании, я нашла для себя ответы на волнующие вопросы: «Как, при помощи оценивания, повысить у учащихся учебную мотивацию? Какие условия должен создать учитель начальных классов для того, чтобы отследить динамику школьной успешности каждого ученика в классе?» Подробно изучив формативное оценивание (оценивание для обучения), я узнала, что новый процесс оценивания может сделать процесс обучения младших школьников доступным, увлекательным, качественным и эффективным. Именно формативное оценивание позволяет гуманизировать учебный процесс, нормализует отношения ученика с учителем, родителями, самим собой, так как снимает тревожность, снижает напряжённость у детей.
Младший школьник не только не боится отвечать и получить отрицательную оценку, но и учится честно и беспристрастно оценивать себя и своих одноклассников. Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя. Формативное оценивание – процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения. Это позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение и через понимание этого изменять собственное преподавание. Прежде всего, учитель должен не только чётко и ясно знать и ставить цель каждого урока, ориентированную на ученика, и видеть ожидаемый результат, а также важно, чтобы и каждый ученик понимал и осознавал, чем же он будет заниматься на уроке и чему он должен научиться на каждом конкретном уроке.
При формативном оценивании учитель может сравнивать прогресс и успехи, пусть и самые незначительные, только с предыдущими знаниями, умениями и навыками каждого отдельного ученика и ни в коем случае не сравнивать с более высокими результатами в обучении других учеников. Каждый ученик – уникален. У него свои особенности и способности. Научить ребёнка верить в свои силы, радоваться даже самому мизерному продвижению к наилучшему результату- неотъемлемый компонент успеха. Успех или успешность в обучении важно уметь планировать. В период планирования урока учитель должен составить алгоритм достижения успеха, который должен представлять все шаги, осуществляемые учителем и учениками. Понимание учениками алгоритма достижения успеха позволяет им выполнять работу пошагово, самостоятельно оценивать работу. Неотъемлемой частью формативного оценивания являются критерии оценивания.
В начальной школе возможно определение критериев учителем совместно с учащимися. Критерии, составленные до выполнения задания, позволят учащимся самостоятельно придерживаться ожидаемого результата, а также помогут оценить себя и своих одноклассников. Важно помнить, что критерии должны быть обсуждены и, при необходимости, объяснены доступным для учащихся языком. Они должны быть представлены наглядно (написаны на доске, плакате и др.). Взаимооценивание и самооценивание на уроке возможно только при использовании критериев оценивания. Формативное оценивание предусматривает обязательную обратную связь. Учитель должен постоянно вносить корректировку в учебный процесс. Обратная связь может быть устной и письменной. Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы. Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Любая обратная связь должна быть корректна, учитель ни в коем случае не должен унижать ученика. После предоставления обратной связи учителем, ученик должен точно знать, в каком направлении ему нужно двигаться дальше, для достижения более улучшенного результата. При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и использовать различные техники формативного оценивания.
Я успешно использую в своей практике следующие техники:
1.«Динамические пары». Этот вид работы можно проводить в «меняющихся» парах, где учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.
- Работа по таблице «Знаю – Интересуюсь – Умею».
- «Плюс-минус-интересно». В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика, где старался объективно себя оценить и отметить для себя пробелы в знаний.
- «Сигналы рукой».
Чаще всего эту технику использую после изучения новой темы. Большой палец вверх- всё понятно; в сторону- не совсем понят учебный материал; вниз- я не понял новую тему! Учитель наглядно видит, кому из учеников нужна дополнительная консультация.
- «Две звезды и желание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально.
- «Формативный опрос».
- «Светофор».
Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь». Такие виды работы нравятся многими моими учениками, ведь при составлении карт или схем у детей развивается критическое мышление, навыки саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. Однако в процессе внедрения формативного оценивания я столкнулась с некоторыми трудностями: большая подготовка учителя (продумывание и подготовка раздаточного материала, его проверка), недостаток времени на уроке, недостаточный словарный запас у детей.
Я думаю, что со временем многие проблемы будут решены. Я научусь подбирать подходящие техники оценивания к каждому этапу урока. Дети научаться спокойно относиться к любой форме оценивания, так как это поможет определить, что они знают и над чем еще нужно поработать. В результате мы вместе будем ближе к поставленной цели. По моему мнению, время на выполнение заданий по формативному оцениванию будет сокращаться только тогда, когда это войдет, как должное и обязательное, в учебный процесс, то есть путем частого использования. Хочу также отметить положительные моменты оценивания для обучения, то есть то, чему научились ученики в процессе обучения: работать вместе, в парах или группах; уметь сопереживать одноклассникам; видеть не только чужие, но и свои «+» и «-»; позитивно воспринимать критику и работать над получением хорошего личного результата; прослеживать понимание темы каждым учеником на любом этапе урока. Я пришла к выводу, что все виды оценивания, в особенности формативное, предполагают использование тщательно разработанных критериев. Нужно, чтобы было понятно, за что и почему ставится оценка. В результате будет определен уровень усвоения материала относительно критериев оценивания, а значит и относительно ожидаемого результата. Хочется отметить, что оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. Внедрение данного модуля помогло мне пересмотреть свое отношение к учебному процессу в целом. Восточная мудрость гласит: “Можно коня привести к воде. Но нельзя заставить его пить”. Активизация внутренних потребностей – задача современного учителя. Началом этой работы может служить изменение оценочной деятельности учителя, что приведет к долгожданному успеху каждого ученика в классе, ведь «дорогу осилит идущий».
Литература
- Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся.//Начальная школа. 2009.
- Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей. 2011.
- Методы оценивания в классе// http://edugalaxy.intel.ru. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 89 с.