Нравственно-патриотическое воспитание
Рамазан Салтанат Теміртасқызы
Преподаватель специальных дисциплин
ТОО “Колледж менеджмента, бизнеса и образования”, г. Астана
Аннотация: Статья посвящена воспитанию патриотизма. В статье рассматривается значение слова патриотизм, показываются возможности патриотизма, как средства социализации. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, социализация, личность, Родина.
«Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом,
или человек, преданный, горячо любящий свою Родину»
Основная цель нашей нации: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, войти в 30 развитых государств мира. И наша задача работать с нашей молодежью на достижение этих целей, повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца. Работая в колледже преподаватели стараются продолжать прививать у наших студентов чувство патриотизма и любви к Родине, ведь они будущие специалисты которые будут работать с нашим будушим, с детьми дошкольного возраста.
Считаю, чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. По мнению современных ученых и педагогов, патриотическое воспитание имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, колледжа, группы, семьи. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от студента анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.
Решение этой важной задачи возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на занятиях и в системе дополнительного образования, усиление роли предметов гуманитарного цикла, обновление форм внеклассной работы. Но особую эффективность, на мой взгляд, эта деятельность может принять при условии расширение рамок воспитательного пространства занятий, через выстраивание отношения партнерства учебного заведения со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания). Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребёнка. Основным воспитательным принципом является доверие к ребенку, уважение свободы его личности, личностно-ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Детский сад, являясь начальным звеном системы образования, призвана формировать у детей первое представление об окружающем, отношение к природе, малой Родине, своему Отечеству. В наше время в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитывая детей на национальных традициях, обычаях, достопримечательностях нашей Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром, миром природы и самим собой, с другими людьми. Патриотическое воспитание, не смотря на его простое казалось бы значение, но это очень сложный педагогический процесс.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на организованной учебной деятельности которые проводятся в детских садах. Воспитание патриотических чувств у детей – одна из главных задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Ведущее значение в системе патриотического воспитания занимает конечно же – семья. В семье начинается процесс воспитания. Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – родителям, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, краю. Огромное значение для детей имеет пример, поэтому пример им в этом должны показать их родители.
От взрослого во многом зависит, чем заинтересуется ребенок, чем он будет заниматься в будущем. Поэтому особенно важна активная позиция родителя, воспитателя, преподавателя их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей родины, гражданином Казахстана. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Казахстана. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями.
Традиции народа открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду, в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет расти более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Развитие и формирование нравственных, паатриотических чувств осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. Актуальность этой темы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса.
Работая в данном направлении, я использую не только отработанные методики, но и нахожусь в активном поиске новых путей и средств их реализации.
Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво, но постоянно. Например принимая ребенка утром в детском саду, воспитатель ведет беседу, что он заметил утром по дороге в детский сад, не только погоду но и красоту вокруг, также ведем беседу со студентами колледжа о том, как растет и цветет наш город любимый город Астана. Потому как, подобно любому другому чувству, патриотизм в какой-то части, изобретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить это чувство оюбви к Родине, именно пробудить, не навязать, так как в основе патриотизма лежит и духовное самоопределение.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника, школьника, студента к родному городу, родной земле на основе обогащения социальных представлений детей.
В «Государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения» подчеркивается, что «система воспитания и обучения призвана обеспечить: воспитание любви к Родине, родному краю, уважение к национальной символике; формирование представлений о национальных и общечеловеческих ценностях».
Принципы гражданско-патриотического воспитания:
• целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
• гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
• деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
• интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
• культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
• возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
• рациональности – рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
В своей педагогической деятельности по формированию патриотизма, в соответствии с государственной программой воспитания и обучения, определила следующие задачи:
- Прививать чувство любви и привязанности к своей семье, своему дому, городу, формировать понятие Родины.
- Расширять географические представления о Казахстане.
- Формировать бережное отношение к природе, ко всему живому.
- Развивать интерес к народному творчеству, искусству, воспитывать уважение к культуре других народов.
- Воспитывать интерес к изучению казахского языка.
Ориентиром в патриотическом воспитании дошкольников становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, театрализованная деятельность.
В работе с детьми нами используется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, картины с изображением родных пейзажей, видео материалы, ролики, иллюстрации народных промыслов. При проведении организованной учебной деятельности изучаются произведения устного народного творчества, а также символика родного города и страны «Символика моей страны», «Город мой- моя столица», «Родина моя», «Джайлау», «Моя малая Родина» и т.д.
Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство с историей Казахстана, ведь, чтобы любить, надо знать. Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями нашего народа. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом, в нашей истории. Это наша история, наша культура. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в них интерес к событиям и явлениям, говорить об этом не только во время организованной учебной деятельности,а еще проводить беседы, организовывать просмотр видео-роликов о нашей столице, во время прогулки в детском саду,беседовать с ними о нашей земле, о природе, о Родине. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Они равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь, безразличие. В совместной деятельности с детьми дошкольного возраста широко используется основной вид деятельности- это игры, дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, которые помогают формировать у детей соответствующие знания и навыки.
Во время прогулок, детей учат видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так нами решаются задачи не только познавательные, но и нравственные. Наиболее эффективно воздействие на ребенка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства гордости и любви к родине. Не менее важным аспектом является развитие творческих способностей детей на организованной деятельности по изобразительной деятельности, лепке, аппликации. На организованной деятельности по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, истории традиционных элементов. Богат наш Казахстан традициями народного творчества.
До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с гостеприимством нашего народа, с почитанием старших и уважением младших, с рождением ребенка «Азан шақыру», «Бесікке бөлеу», «Қырқынан шығару», «Тұсау кесу». Они передавались от старшего поколения к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам, организовывая такие праздники как «Светлый праздник Наурыз», «Бір шыңырақ астында» дети видят в них уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой «Орамал тастамақ», «Арқаң тарту», «Ұшты-ұшты», «Тоғыз құмалақ», «Асық», «Бөрік ұру», «Бес темше» и т.д.
Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа…” Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека.
Список основной и ресурсной литературы.
1. Государственный общеобязательный стандарт образования РК.
2. «Традиции и обряды казахского народа» Алматы 2004 г.С.Кенжеахметұлы.
3. «Дошкольное образование и воспитание» Республиканский научно- методический журнал. № 6 2012 год.
4. Жумабаева З. Этнопедагогика: традиции и обычаи народа в воспитании детей.
5. Гришина Г. Не забывайте народные игры.//Дошкольное воспитание №2 – 1993, стр. 26-29.