Общая характеристика переходной экономики и ее закономерности
Тен Н.В.
КарГТУ
Тема 4 Общая характеристика переходной экономики и ее закономерности
План лекции
1 Переходная экономика: сущность, основные характеристики
2 Роль и функции государства в переходной экономике
3 Закономерности переходной экономики
4 Значение, организация и процесс приватизации государственной
собственности в Казахстане
1 Переходная экономика: сущность, основные характеристики
В 20-21 вв. процесс становления постиндустриальной экономики происходит в течение длительного времени. Поэтому, экономика переходного периода –это экономика, в которой сочетаются, переплетаются, противоборствуют элементы индустриальной и постиндустриальной экономики, с постепенным наращиванием доли и роли последней.
Для переходной экономики характерны следующие основные черты:
– кризисное состояние экономики (падение темпов роста производства, экономический спад, рост безработицы и цен, неустойчивость в финансово-кредитной сфере, снижение эффективности, падение уровня жизни населения);
– усиление неустойчивости экономики (переход от одного состояния равновесия к другому через хаотичные перемены, к которым не успевают приспособиться государство, деловые люди, работники);
– резкие изменения в положении стран в мировой экономике, их доле на мировом рынке, в мировом промышленном производстве, ускоряются миграция капитала, труда, меняются лидеры и.д.
Для стран СНГ действуют усугубляющие факторы:
– смена модели экономики;
– распад СССР и СЭВ, разрыв интеграционных связей, потеря конкурентоспособности продукции;
– обвальная демилитаризация экономики, сокращение в десятки раз оборонных заказов, разрушение высокотехнологического ВПК, технологическая деградация экономики;
– чрезмерная открытость для западных монополий и ТНК;
– крайнее ослабление роли государства в регулировании экономических процессов и защиты отечественных товаропроизводителей. Высокая коррумпированность чиновников, низкая компетентность политической элиты.
Традиционная переходная экономика – это экономические системы, находящиеся в состоянии перехода от натурального хозяйства к рыночной экономике. (пример, нефтедобывающие страны и страны Африки и Ю.Азии).
Переходная экономика нового типа – экономика, в которой осуществляется переход от централизованно-контролируемой экономической системы с высоким уровнем специализации производства и развитым централизованным обменом товаров и услуг к рыночной экономике (пример СССР и крупные латиноамериканские страны).
2 Роль и функции государства в переходной экономике
В докладе Всемирного банка от 1997-го «Государство в меняющемся мире» говорится, что провал стратегии, основывающейся на доминирующей роли государства, не означает перехода к минималистическому государству. Развитие нуждается в эффективном государстве, играющем роль катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям вести здоровую и радостную жизнь.
В рыночной экономике государство не должно ограничиваться функцией ее регулирования. Оно должно создавать условия для социального партнерства, для развития той части экономики, которая не функционирует по законам рынка. Необходимо не допускать чрезмерного разрыва между богатством и бедностью.
Третья важная функция государства в экономике – стратегическая, заключается в обеспечении своевременной и эффективной трансформации экономики в быстро меняющемся мире. Особое значение эта функция имеет в переходный, кризисный период. Для выполнения этой функции государство должно концентрировать интеллектуальные силы, развивать прогнозирование, разрабатывать и выполнять экономические, социальные, Научно-технические, экологические программы, выделять на стратегии ресурсы.
Защитная функция осуществляется в направлениях:
- защита собственности (государственной, частной, личной) от посягательств воров, мошенников, строителей фин. Пирамид;
- охрана интересов участников экономической деятельности
- защита интересов наемных работников
- активная поддержка отечественных производителей и потребителей от экспансии зарубежного капитала
- обеспечение экономической безопасности, не допуская чрезмерного государственного внешнего долга и зависимости от иностранных государств и международных финансовых организаций.
3 Закономерности переходной экономики
Цели экономических реформ на основе мирового опыта:
- стимулировать быстрый экономический рост и развитие;
- повысить производительность труда;
- улучшить эффективное использование ресурсов;
- производить пользующуюся спросом продукцию;
- улучшить качество товаров.
Экономическая реформа переходного периода включает в себя следующие элементы:
- Структурную перестройку предприятий, малую и крупномасштабную приватизацию (реорганизация системы управления, распределение прав собственности, демонополизация, оценка основного капитала, выпуск акций, реструктуризация жилого фонда);
- Либерализацию цен и внешней торговли ( либерализация внутренних цен на продукты и услуги, либерализация ставок процентов и заработной платы, перестройка системы распределения, либерализация внешней торговли, валютного курса, отмена внешнеторговых квот и снижение таможенных тарифов);
- Развитие финансовых рынков и институтов (банковская система и другие финансовые институты);
- Институциональные реформы: человеческий капитал и управление (правовые и регулирующие институты, управление предприятием, включая финансовый сектор, механизм принятия правительственных решений и государственная администрация, информационные системы (учет, аудит, СНС), социальная защита и обеспечение прав;
- Макроэкономическая стабилизация (решение проблемы бюджетного дефицита, инфляции, денежной массы, внешнеторгового дефицита, внешнего долга, создание системы социальной защиты, формирование действенной денежно-кредитной и фискальной политики, позволяющей осуществлять текущий косвенный макроэкономический контроль.
4 Значение, организация и процесс приватизации государственной
собственности в Казахстане
Приватизация – процесс преобразования государственной собственности в негосударственные формы (индивидуальную, групповую, коллективную, акционерную). Основные задачи – повышение производительности труда, рентабельности предприятий, сокращение госрасходов, увеличение поступлений в бюджет, борьба с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, уменьшить товарные дефициты и излишки, усилить конкуренцию.
Основной целью приватизации в РК является формирование частного сектора экономики и слоя частных собственников. Критериями отнесения предприятия к тому или иному направлению приватизации является его народно-хозяйственное значение, отраслевая принадлежность, численность работников, стоимость основных фондов.
Процесс приватизации в РК осуществлялся в три этапа. Первый этап (1991-1993 гг) предусматривал: разгосударствление и приватизацию предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, мелких предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей; начало разгосударствления средних и крупных предприятий, приватизацию в первую очередь низкорентабельных и убыточных предприятий.
Второй этап (1993-1995) предусматривал акционирование предприятий государственного сектора, приватизацию по индивидуальным проектам, малую приватизацию, среднюю приватизацию, разгосударствление и приватизацию государственной собственности в АПК.
Третий этап (1996-1998) – завершение приватизации в стране. Методы –продажа на торгах через аукционы и тендер, а также прямая адресная продажа предприятий, ранее переданных в аренду или доверительное управление с правом последующего выкупа в собственность.
является создание необходимых условий для переходы от централизованно-плановой экономики к рыночной на основе персонификации прав собственности, в процессе возвращения государством населению республики.
Рекомендуемая литература
1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999
- Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
- Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
- Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:
Экономика, 1998
Контрольное задание для СРС
Написать реферат на тему “Приватизация государственной собственности в РК: цели, результаты, проблемы”