Обучающая история, как рассказ о значительных моментах обучения, позволяющих педагогу заметить прогресс ребёнка
Баёва Светлана Ивановна
Воспитатель
КГКП «Центр полиязычного развития» ясли – сад №6 отдела образования города Экибастуза управления образования Павлодарской области
Обучающие истории – структурированные письменные рассказы о значительных моментах обучения, в которых подчеркиваются сильные стороны детей, их интересы, способности .
Обучающие истории служат мощным инструментом, посредством которого развитие детей можно документировать в течение определенного периода времени. Они пишутся в распространительно-повествовательном стиле и дают контекстную информацию, касающуюся факторов, могущих повлиять на обучение ребенка, а также содержат соображения педагога на счет развития ребенка.
Основная цель обучающих историй – показать детям их уверенность, компетентность и отразить ответные, реагирующие отношения, которые происходят ежедневно в различных контекстах. Этот метод требует того, чтобы педагоги наблюдали за детьми и писали рассказы, повествования для интерпретации обучения, которое происходит в определенных ситуациях. Обучающая история даёт возможность увидеть лучшие качества в ребёнке, разглядеть в нём его потенциал. В своей профессиональной деятельности я стала часто пользоваться данным методом, который показал, насколько наблюдение педагога за ребёнком и его увлечением, помогает в обучении. И я решила написать свой рассказ о ребенке, который меня очень заинтересовал.
Обучающая история
«Мир насекомых»
Девочка «В» пришла к нам в группу совсем недавно. Я стала замечать , что «В» очень часто приносит в детский сад игрушки насекомых и сидит в сторонке играет с ними.
А однажды она принесла энциклопедию «Мир насекомых». Я подошла к «В» и спросила: «Тебе нравятся насекомые? А что ты знаешь о них?» Оказалось, что «В» часто бывала с родителями на природе и ей нравилось наблюдать за насекомыми. И я решила заняться дальнейшим обучением ребёнка, чтобы увидеть рост её развития.
На следующий день я подготовила презентацию «Удивительный мир насекомых» и предложила «В» посмотреть её вместе.
Я рассказала «В» о том, что люди , которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают наблюдения в энциклопедиях. Изучают мир насекомых энтомологи . «В» проявила большой интерес к презентации. После просмотра я предложила ей игру «Отгадай, какое это насекомое?» Мы описывали характерные особенности задуманного насекомого. Когда за «В» пришли родители, оказалось , что они знают об увлечении ребёнка, я предложила им совместное творчество: книжку-малышку «Такие разные насекомые».
Следующим утром «В» уже принесла книжку в сад. Она рассказала мне, как они всей семьёй работали над её созданием: подбирали яркие картинки, стихотворения о насекомых. Чтобы поддержать интерес ребёнка, я предложила дидактическую игру «Зоркий глаз». «В» называла, обводила по контуру изображения насекомых на зашумованных картинках.
Остальные дети, обратив внимание на яркую книжку «В», проявили к ней интерес. «В» с гордостью показывала сверстникам книжку и делилась с ними информацией о мире насекомых. Ей было приятно внимание сверстников.
А потом у меня возникла идея создать совместную композицию «Планета насекомых». Ребята с увлечением лепили божьих коровок, конструировали из бросового материала жучков и паучков, делали бабочек из гафрированной бумаги. Коллективная работа сблизила ребят.
В итоге я заметила рост развития «В»: девочка стала увереннее отвечать на вопросы, рассуждать, расширился кругозор, творческие способности; пополнился словарный запас: пыльца, улей, нектар, муравейник, опылять, стрекотать.
Родителям «В» дала следующие рекомендации:
1.совместно посетить выставку бабочек
2.посмотреть развивающий мультфильм «Изучаем насекомых»
Для дальнейшего развития «В» планирую привлечь её к участию в проекте «Удивительный мир насекомых».
Кто знает, может быть «В» – будущий известный энтомолог и сколько ещё неизвестных тайн хранит мир насекомых!