Основные виды конфликтов в коллективе учащихся колледжа

Нурпеисова Жулдызай Канаткызы

магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

«Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.пед. наук, профессор Лопанова Е.В.

В условиях современной жизни учащиеся колледжа сталкиваются с конфликтами на самых различных уровнях и в самых различных коллективах, например, конфликты между родителями и детьми, между педагогами и учащимися, между различными группировками и т. д. Возникновение и развитие конфликтов в коллективе учащихся колледжа обусловлены особенностями личности этой возрастной группы, ее мотивационно-потребностной сферы, внутреннего мира, социокультурного окружения и самореализации.

С точки зрения педагогической психологии данный возрастной отрезок – это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В это время формируется система собственных задач и требований, как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений. Поэтому, от мировоззрения учащегося во многом зависит, возникнет ли конфликтная ситуация или нет, т.е. от типа его направленности зависит успех управления конфликтами [2].

Именно личность самого учащегося колледжа является главным субъектом в возникновении конфликтов, определяя вектор ее взаимодействия с окружающей социокультурной средой. Личность, как целостная психическая система, выполняет функции творческого освоения общественного опыта и включения в систему общественных отношений [1].

Характерная особенность личности учащихся колледжа – это рост его самосознания. Индивидуальное самосознание, в свою очередь, выступает фактором саморегуляции, самоконтроля и сознательного развития творческих сил. Уровень самосознания определяет и уровень отношения к окружающим людям и самим себе.

От типа личности во многом зависит тип его реагирования в конфликтной ситуации. С точки зрения возникновения конфликтов особый интерес представляет мотивационно-потребностная сфера личности.

В качестве мотивов конфликтов учащихся колледжа выступают две группы факторов: внутренние, личностно-субъективные, внешние, ситуационные [5].

В первую группу входят: неудовлетворенные, ущемленные потребности или блокируемые мотивы при стремлении их удовлетворить, компенсировать или добиться цели, а также эмоции, отражающие возможность и степень удовлетворения ее потребностей, достижения цели в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний; мотивы, установки и способы поведения, которые не соответствуют социальным или групповым нормам, такие как высокая эмоциональная возбудимость; низкий самоконтроль; завышенная самооценка; низкая мотивация одобрения; агрессивные тенденции; ошибочные установки; характер; авторитаризм, эгоизм; неадекватное возложение ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности; безответственность; лень; упрямство; завистливость; лживость и т. Д [3].

Во вторую группу входят: конфликтная ситуация, т. е. ситуация, в которой ущемляются интересы одного из субъектов, которые последний намерен отстаивать. Конфликтная ситуация может быть порождена неудовлетворительным, с точки зрения потребностей, мотивов, целей, самооценки и уровня притязаний, стечением обстоятельств или конфликтогенным действиями одного из субъектов [6].

Под конфликтогенными действиями мы понимаем действия, ущемляющие интересы партнера по взаимодействию или третьей стороны, не соответствующие социальным или групповым нормам поведения; неблагоприятные материальные условия жизни или деятельности; неблагополучная семья; плохая организация учебной, воспитательной, трудовой, общественной деятельности; несоответствие стиля управления возрастным, индивидуальным особенностям старшеклассников, уровню развития группы; низкий уровень развития группы (неблагоприятный социально-психологический климат, отсутствие ценностно-ориентационного единства, а также организационного, эмоционально-волевого, интеллектуального единства в коллективе, отрицательное влияние средств массовой информации и т. Д [1].

Любой конфликт имеет определенную мотивацию, систему мотивов, связанных с потребностями, одни из которых являются ведущими, другие -сопутствующими. В основе мотивации конфликтов учащихся колледжа лежат видимые (легко распознаваемые) и скрытые (латентные) потребности.

Чем выше для личности значимость, актуальность потребности, сильнее мотив, тем вероятнее, что при их ущемлении, блокировании возникает конфликт. Однако конфликты, как правило, связаны не с одной, а сразу с несколькими потребностями, мотивами. Конфликты, имеющие в основе только одну причину, встречаются довольно редко.

Таким образом, основным фактором возникновения конфликтов в коллективе учащихся колледжа  выступают неудовлетворенные, ущемленные потребности или блокируемые мотивы, обуславливающие возникновение отрицательных эмоций и мотивирующие (побуждающие) их предпринять какие-либо действия для «восстановления справедливости».

Направление действий по «восстановлению справедливости» будет зависеть от того, кому или чему он приписывает ответственность за возникновение ситуации, ущемляющей его потребности [3]:

  1. себе (может принимать обвинение, соглашаться с тем, что его поведение было конфликтогенным, тогда конфликт перейдет в рациональное разрешение проблемы);
  2. обстоятельствам (будет стремиться отвести от себя обвинение, приписывая вину обстоятельствам, однако если вторая сторона с этим не согласна и считает виновной первую, то конфликт будет прогрессировать, если же вторая сторона соглашается с первой, то конфликт будет исчерпан);
  3. третьим лицам (конфликт перемещается на виновных или снимается ввиду недоступности последних);
  4. противоположной стороне (конфликт может прогрессировать, безгранично, вплоть до ссор, драк, разрыва, преступления).

Потребности и интересы, которые определяются психической стороной направленности личности учащегося колледжа, побуждают его к активности, становятся внутренними побудителями его деятельности, которая, в свою очередь, играет большую роль в формировании его личности

Возникновение и развитие конфликтных ситуаций непосредственно связаны с эффективностью процесса самореализации, которая во многом определяется наличием у учащегося  адекватной информации о самом себе, о качествах своей личности, о собственных потенциальных возможностях. При этом ведущим фактором самореализации является самооценка личности [5].

С позиции возможности управления конфликтами особый интерес для нас представляют 4 основных типа конфликтов в коллективе учащихся колледжа: межличностный, межгрупповой, между личностью и группой, внутриличностный, поэтому остановимся на них подробнее [1].

Межличностный конфликт – самый распространенный из всех видов конфликтов, возникающих в процессе жизнедеятельности учащихся колледжа, который представляет собой процесс развития противоречивых отношений, являясь «феноменом динамической природы»[6, с. 12].

Межличностный конфликт является одной из форм взаимоотношений учащихся колледжа. Развитие межличностного конфликта, сопровождающееся эмоциональной вовлеченностью его участников в конфликтное взаимодействие, вынуждает их искать приемлемые в данной ситуации способы занятия приоритетных позиций.

Коллектив учащихся колледжа состоит из нескольких микрогрупп, в процессе взаимодействия которых неизбежно возникают различного рода противоречия. При этом вероятность конфликта тем выше, чем больше разделяются групповые ценности.

Столкновение отельных микрогрупп в коллективе учащихся колледжа по поводу возникающих между ними конфликтных противоречий ведет к возникновению межгрупповых конфликтов, которые обуславливаются различными причинами (борьба за лидерство, противоборство, удовлетворение потребностей и др.). Причины такого характера присущи и другим видам конфликтов, однако данный тип конфликта имеет свои особенности, в основе которых лежит специфика межгруппового взаимодействия [2].

Существует целый ряд причин, лежащих в основе конфликтов между личностью и группой: противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т.д., ожидания личности противоречат ожиданиям группы, борьба личности за повышение своего статуса или лидерство, поиск «козла отпущения», т.е. поиск реального или мнимого виновника возникающих проблем.

Возникновение конфликтов между личностью и группой в коллективе учащихся колледжа чаще других обусловлено отступлением одного из них от принятых норм поведения и общения, которое группа расценивает как негативное.

Под внутриличностным конфликтом мы понимаем борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций, или борьбу позитивной и негативной тенденций в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно [4].

Таким образом, участниками внутриличностного конфликта являются не непосредственно старшеклассники, а различные психологические факторы внутреннего мира личности каждого из них, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д.

Скорректировать имеющиеся в коллективе учащихся колледжа противоречия, сформировать у них конструктивных умений координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации возможно  на основе педагогического управления конфликтами.

В систему педагогического управления входят субъект и объект управления, система связи между ними, а так же система прямых и обратных связей субъекта и объекта управления с внешней средой, которые образуют динамическое единство и противоречие. Основным элементом данного динамического единства является объект управления, который подвергается определенным управленческим воздействиям, таким образом, и возникает процесс управления.

Литература:

  1. Андреев, В. И. Основы педагогической конфликтологии [. – М., 2024. – 340 с.
  2. Вершинин, М. С. Конфликтология – СПб, 2022. – 59 с. 
  3. Гришина, Н. В. Психология конфликта.– СП–б.: Издательство «Питер». – 2020. – 464 с.
  4. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. –М.: Аспект Пресс, 2021. – 270 с.
  5. Полозова, Т. А. Межличностный конфликт в группе . – Москва, 2022. – 119 с.
  6. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 2020. – 127 с.