Особенности преподавания композиции на начальном этапе обучения
Гатыч Людмила Владимировна
Преподаватель специальных дисциплин
КГУ «Комплекс «Колледж искусств – специализированная школа-интернат для одаренных в искусстве детей имени Е.Серкебаева»
Важнейшей задачей обучения изобразительному искусству является решение проблемы преподавания композиции. Удачная композиция возможна при развитом воображении, создании нового образа, представления или идеи.
Известно, что контур предмета есть линия раздела между этим предметом и окружающей средой и является самой характерной чертой видимого образа. Человеческий глаз как бы перебегает, движется от одной точки к другой. Установлено, что в первое мгновение объект воспринимается как бесформенное пятно, затем, в восприятии вычленяются некоторые детали объекта и затем узнается форма. Движения глаз отражают процессы человеческого мышления и определяются стимуляцией зрительного анализатора.
В повседневной жизни рисунок и зрительный образ рисунка отождествляются, но это ни одно и то же. Образ – это не зеркальное отражение рисунка. В образе могут отсутствовать те элементы, которые есть в рисунке – зрительные признаки. Назовем такие образы познавательными. Их контуры не имеют чувственной плоти, но обладают формой, величиной, а линии, из которых они составлены – длиной ориентацией и т.д. мы их ощущаем и ясно, без усилий представляем. Их природа связана с нашим опытом, с познанием свойств реального мира.
Формальная композиция базируется на непроизвольном воображении или произвольном (ассоциативные композиции), когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения (воссоздание и творческое воображение). Формальные, ассоциативные композиции сопровождаются нахождением чувственной гармонии изображаемых предметов или явлений. Непременным признаком чувства гармонии всегда считается наличие таких качеств как пропорциональность, равновесие, соразмеренность и т.д.
Таким образом, изучение структуры композиции неразрывно связано с выполнением формальных композиций. Свойство человеческой психики таково, что, анализируя видимые характеристики объекта, она относит его к нужной категории известного или похожего. Речь идет об ассоциации, а именно – предположительном названии любой данной натуры. В результате, во-первых, пробуждается интерес к внешнему миру. Во-вторых, анализируются не конструктивные особенности предмета, а сочетание пластических линий, тонов, цвета, следовательно, воспринимаются отношения. В-третьих, идет активный поиск адекватного возможному изображению образа внешнего мира. Именно определение образа позволит учащемуся вести цельную на всех этапах работу, выбирать меру участия каждого пятна, определить формат, общий тон, колорит.
Важно заметить, что формальная композиция и цветовая композиция не одно и то же. Если формальная композиция строится на ассоциациях, касающихся внешней привлекательности сочетания красочных пятен, то цветовая композиция есть организация цветовых пятен в соответствии с логикой изображаемых предметов, смыслом образного содержания. Осознавая возможности тоновых, цветовых и пластических сочетаний, обучающийся формирует изобразительный язык. Это позволит в последующем самостоятельно выражать свои мысли в краткой и доступной форме.
В процессе работы я убедилась, что уроки композиции, направленные на формирование и развитие композиционного мышления, следует начинать с изучения основных теоретических положений, подкрепляя их анализом работ мастеров и разработкой собственных формальных ассоциативных композиций. Помимо закрепления изучаемого материала и овладения навыками создания композиции, формальные композиции должны способствовать пониманию учащимися структуры композиции на изобразительной плоскости и последовательности формирования сюжета.
Последовательность формирования сюжета:
Несформированный сюжет на первоначальном этапе выступает в расплывчатой, неясной форме, характеризующейся неопределенностью ситуации. Такие композиции базируются на непроизвольном или произвольном воображении, поэтому их назвали формальными композициями. Формальные композиции сопровождаются нахождением чувственной гармонии изображаемых предметов и явлений.
В начале формирования сюжета ведется активный поиск рабочего материала, композиционной формы сюжета, выявляются главные композиционные линии, которые фиксируют границы сюжета, не выходя за пределы картинной плоскости, определяется конструктивная идея будущего сюжета, его формат по ширине и высоте. Здесь важно не нарушить и другую закономерность – в направлении главного движения остается некоторое свободное пространство, которое не нарушает равновесия композиции рисунка. Это пространство как бы заполняется развивающимся движением. Свободное пространство позади всегда должно мотивироваться замыслом художника.
Одновременно с конструктивной идеей формируются смысловой и изобразительный центр картины, определяется значимость каждого элемента сюжета. Одни образуют центр сюжета, другие – обстановку, среду, третьи – изобразительные связи и т.д. с помощью особого акцента сосредотачивается внимание на ведущем элементе сюжета и композиционного рисунка картины. Здесь главная задача – определить степень взаимосвязи цвето-тоновых контрастов на главных и второстепенных элементах сюжета.
В изобразительном искусстве существует понятие цельность композиции, в которое входит объективное ощущение равновесия, как закон зрительного восприятия. Причем равновесие в картинной плоскости понимается не только как элемент конструктивный, декоративный, дающий внешний изобразительный эффект. Равновесие должно быть использовано для раскрытия сюжета и играть смысловую роль.
Помимо центральной схемы композиции существуют множество других композиционных схем, которые обусловлены законами симметрии другого типа. Их используют для достижения особого изобразительного эффекта. Они относятся к числу неуравновешенных композиций. Нарушение равновесия вносит в картинную плоскость элемент беспокойства, неустойчивости, отчего возникает эффект динамичности изображения.
Среди способов построения уравновешенных и неуравновешенных композиций есть прием, который называется закон ритмического повторения композиционного мотива. Ритм в изобразительном искусстве понимается как чередование композиционных элементов, их повторяемость через определенные промежутки, которые вызывают точные или смутные ассоциации явлений жизни. Ритм, увиденный в жизни, ложится в основу композиционного рисунка и превращается в ритм линий, в чередование тонов, в последовательное восприятие цвета. В ритмически построенных композициях всегда четко выступает изобразительная структура. Отчетливо делится пространство на равные, подобные или похожие сюжетные, линейные, тональные и цветовые элементы в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлениях картины, по ее плоскости или в ее глубину.
В изобразительном искусстве построение картинной плоскости в общих чертах делится на три плана. Первый – вход в картинную плоскость, второй – развитие сюжета или план основного объекта изображения и третий – фон сюжета. Каждый из них носит свою смысловую и изобразительную нагрузку. В разных жанрах планы играют разную роль. Соотношение переднего, среднего и дальнего планов, означенных как вход, объект и фон требуют особого рассмотрения в методических целях.
Объект изображения останавливает глаз человека, прежде всего, на местах наивысшей яркости, контраста, пересечения линейных, световых и цветовых структур. Вход и фон – второстепенные элементы, которые призваны для передачи глубинно-пространственных отношений в развитии сюжета. Рами, линия, световые и цветовые пятна переднего плана являются началом движения в композиционную структуру картины, с одной стороны, ограничивая картинную плоскость от окружающего мира, с другой, задавая ритм ее последовательного восприятия основного сюжета. Здесь следует отметить роль фона, обладающего большой характеризующей силой, которая всегда уступает по яркости, контрасту главному объекту изображения.
Он должен создавать иллюзию пространства, усилить эффект восприятия объекта светлого на темном, темного на светлом, способствовать целостности восприятия, выделяя главное в сюжете и дополняя его. Фон пронизывает всю структуру сюжета, объединяя его с помощью различных способов и приемов свето-тоновой, светотональной и цветовой моделировки его элементов, контрастами света и цвета, эффектами освещения.
Работа над композицией, вне зависимости от ее особенностей – это творческий процесс, в котором отражается более высокий уровень человеческого мышления. Его можно разделить на несколько этапов.
Первый этап работы над композицией – постановка проблемы. Он может начаться с постановки задачи или от случайного впечатления.
Второй этап – композиционный поиск, сопровождающийся случайностями, накоплением наблюдений, знаний, впечатлений, интуитивного чувства и замкнутой цепи решения проблемы. В поисковом периоде качество и продуктивность первоначальных наблюдений зависит от творческой энергии художника, которая сопровождается не только созерцательностью, но и практической работой. Информационный материал всегда воспринимается с определенной эмоциональной окраской, влияет на творческое мышление и воображение, дающих толчок к зарождению замысла.
Следующий этап – это синтез материала, изменение структуры произведения искусства и создание такой системы, в которой решается композиционная задача. На этой стадии огромное значение имеет мастерство, которое в изобразительной деятельности предполагает совершенство техники, высокую степень владения графическими и живописными умениями и навыками, закономерностями композиции, на грани которого складывается творческая манера художника. Формат, цвет, фактура – лишь средство для передачи внутреннего состояния изображаемых предметов.
Библиографический справочник
Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк – М.: Искусство, 1940. – 132 с
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. -392 с.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 “Черчение, рисование и труд”. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с, ил.
Волков Н.Н. Восприятие картины. – М.: Просвещение, 1976. – 52 с.
Вопросы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. – Омск: Изд-во ОмГ-ПУ, 2003.-101 с.
Даниэль СМ. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990.-223 с.
Ивахнова Л. А. Совершенствование дидактической подготовки учителя изобразительного искусства (в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов): Дис…. канд. п. наук. -Алма-Ата, 1981.
Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976. – 144 с, ил.
Тихоненко Ирина Николаевна. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педагогических вузов : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 Омск, 2005 186 с. РГБ ОД, 61:05-13/2743 Научно-методические основы обучения изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. -230с.