Особенности работы с детским эстрадным вокальным ансамблем в ДМШ
Беляева Лариса Вениаминовна
Преподаватель по классу хора и вокала
КГКП «ДМШ №2» г.Темиртау, Карагандинской области
Введение
Музыкальная эстрада сегодня занимает особое место среди различных видов музыкального искусства. Этому в значительной степени способствует высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникаций, активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и т.д. Данная ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего поколения, и в особенности к вокальной эстраде. Задача педагога научить детей разбираться в этом потоке информации: воспитать хороший музыкальный вкус, научить слышать и видеть, что «хорошо» и что «плохо». А возможно это только тогда, когда ребёнок будет вооружён необходимыми знаниями, позволяющими ему свободно ориентироваться в огромном мире разнообразной музыки, когда сможет отличить высокохудожественное произведение от музыки, ничего не дающей для человеческой души. И с этой точки зрения, несомненно, полезным является обращение, наряду с современными композициями, к творчеству авторов, чьи произведения стали эстрадной классикой. Чрезвычайно интересно дарить новое, свежее звучание, казалось бы, давно забытым, «неактуальным» песням. Благодаря современным оркестровым фонограммам, аранжировке, стилю, манере исполнения такие композиции получают оригинальное прочтение – к удовольствию юных вокалистов и их слушателей.
Дети готовы выступать не только в качестве слушателей, сторонних наблюдателей, но и стремятся быть непосредственными участниками концертных программ.
1. Вокальный эстрадный ансамбль – как одна из форм музыкального воспитания.
Вокальный ансамбль – одна из самых доступных форм музыкального воспитания детей. Различные по своему составу и количеству участников, вокальные ансамбли пользуются растущей популярностью среди молодых исполнителей. Ярчайшие примеры многочисленных вокальных ансамблей, особенно джазового направления, производят сильное впечатление на начинающих вокалистов, зарождая у них огромный интерес к данному виду вокального исполнительства.
Эстрадный вокальный ансамбль является художественно эффективной формой вокального исполнения для певцов, лишенных от природы яркого, сильного голоса. Все дети хотят петь, но сольно получается не у всех. При работе в ансамбле голосовая недостаточность, а именно: неяркий тембр, ограниченность звуковысотного и динамического диапазона, скрадываются. Это еще раз подчеркивает практическую важность и доступность данного вида вокального исполнительства, а также дает возможность расширить границы творческого самовыражения в вокальном искусстве.
Исполнительская деятельность вокального ансамбля подчинена единым целям и задачам. В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность, целеустремленность, духовная общность исполнителей, определяющие плодотворность их деятельности. Для того чтобы петь в ансамбле, недостаточно обладать красивым голосом, хорошим слухом и быть подготовленным к исполнительской деятельности. Нередко случается, что вокалисты, привыкшие выступать сольно, вообще не могут заниматься в вокальном коллективе. Когда поёт солист, он должен найти своеобразную, максимально богатую тембровую окраску, ему присущее художественное интонирование. В ансамбле совершенно другие законы! Здесь главное – чистый строй! Дети, привыкшие петь соло, не всегда могут строить чистые аккорды. В ансамбле важно найти те колебания, те частоты, которые помогают вокалисту подстроиться под аккорд, под другие голоса. И делать это непросто. Требуется время, необходимы тренировки, из занятия в занятие, как в спорте!
В процессе работы и исполнительской практики, юными вокалистами приобретаются такие навыки пения в ансамбле, как: умение слышать не только себя, но и остальных участников, сливаться своим голосом с общим звучанием ансамбля по высоте, динамике, тембру, одновременно с другими певцами произносить текст исполняемого произведения, петь по жесту руководителя.
Таким образом, вокальный эстрадный ансамбль является одной из форм музыкального воспитания, так как дети в ансамбле музицируют, слушают музыку, у них развиваются певческие навыки, музыкальный вкус и художественное представление, воспитывается любовь к музыке, ансамблевому пению.
Пение в вокальном ансамбле дает учащимся неоценимый опыт коллективного исполнительства, наделяя не только вокально – ансамблевыми навыками, но и навыками межличностного общения, раскрывая творческий потенциал каждого учащегося в отдельности.
2. Формирование навыков ансамблевого пения.
По мнению большинства исследователей, изучающих специфику эстрадного музыкального искусства, эстрадное вокальное ансамблевое исполнительство опирается на те же эстетические принципы, что и академическое:
– стремление к единому ансамблевому звучанию, базирующемуся на внимательном и чутком отношении поющих к звучанию соседних голосов, единому метроритмическому пульсу, гибкому вокальному дыханию;
– стремление к единой эстетической концепции и драматургии исполняемого произведения;
– увлечённость и духовная общность в процессе совместной деятельности.
Основным видом деятельности в эстрадном вокальном ансамбле остается пение, поэтому большое внимание педагог должен уделять вокальной работе, работе над дыханием, интонацией, дикцией.
Работая над произведением, руководитель эстрадного ансамбля ставит перед исполнителями те же вокально-хоровые задачи, что и в академическом хоре:
– одновременный и бесшумный вдох;
– однотипная атака звука;
– динамический баланс голосов;
– общий для всего ансамбля тембр;
– одновременное начало и завершение фраз;
– строгое выполнение штрихов, пауз и нюансов;
– устойчивая и чистая интонация исполняемого произведения.
Каждый урок начинается с распевки. В процессе этой работы ведётся выработка единой вокально-ансамблевой позиции, слитного звучания и слухового контроля каждым участником эстрадного ансамбля. При распевании в упражнениях желательно использовать «скэт» – техника бестекстового слогового пения. Примеры слогов: бап-дю-уВап, дюуВа – дюуВа, уВа- па- па, уВап -дюуВап.
Лучшие упражнения для выработки единого певческого звукообразования – это диатонические гаммы и арпеджио. Упражнения и гаммы исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком.
В работе над певческим дыханием эстрадных исполнителей руководитель также опирается на принципы и приёмы работы, используемые в классе хорового академического пения. Важно выработать умение «держать» дыхание. Ведь пение – это звукообразование на задержанном выдохе.
Особое внимание уделяется работе над динамическим равновесием в ансамбле. Нельзя допускать выделения какого-либо голоса. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра, представляет значительную трудность для юных вокалистов. Ансамблевое пение учит не форсировать звук. Оно помогает осознавать свою партию, как часть художественного целого.
Большой работой в процессе репетиций, для участников коллектива, является также выстраивание ритмического ансамбля. В современном эстрадном репертуаре ритм играет особую роль, часто он непривычен детям, сложен для воспроизведения, построен на ритмических формулах иных музыкальных культур – американской, английской и т.д. Важно с первых занятий не допускать ритмических ошибок при разучивании произведения. Умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения – важнейшие качества ансамблистов.
3. Работа над многоголосием.
Ансамблевое пение – это, чаще всего, пение многоголосное. И это достаточно сложно. Многоголосие – один из самых ярких, мощных художественных приёмов, обогащающих музыкальное произведение. Голоса, собранные в аккорд, как самый совершенный музыкальный инструмент, оказывают чарующее воздействие на слушателей. И вокалистам, тем более, юным, приятно ощущать себя частью этого чудесного созвучия. Они, вместе с педагогом, получают от многоголосного пения ни с чем несравнимое наслаждение.
Овладение многоголосным пением под силу любому вокальному ансамблю, важно только знать основные принципы, на которых базируется развитие многоголосия. Достаточное внимание необходимо уделять ритмическому и тембровому воспитанию детей. Это способствует активизации их интонационно – слухового развития. Основой интонационно – слухового развития учащихся является ладовое воспитание и пение без сопровождения.
Пению без сопровождения следует уделять специальное внимание. Ведь специфика ансамблевого многоголосного пения особенно ярко выступает именно в пении без сопровождения, когда голоса не прикрываются звучанием записи, и содержание произведения передается исключительно разнообразием вокально-ансамблевых красок. Вокальное исполнение без сопровождения является самым трудным, но, вместе с тем, и самым полезным для развития навыка многоголосного пения.
Свободное владение навыком пения а capella– главный показатель достижения вершины вокального мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде. И здесь можно успешно демонстрировать своеобразие тембров голосов разных вокалистов.
На занятиях многоголосного ансамблевого пения важно уделять внимание пению по нотам. Это способствует осознанности интонирования. Важно показать детям, что пение на два и три голоса обогащает ансамблевое звучание. Надо обращать внимание на все неточности в интонировании детей, учить их замечать свои ошибки.
Неотъемлемой, значимой составляющей аккордовой «палитры» произведения является вокальная партия поющего. При распределении партий необходимо учитывать возможности ребёнка: его диапазон, степень развития музыкальной памяти, особенности голоса.
Надо постараться сделать так, чтобы юному вокалисту был интересен сам процесс разучивания произведения, исполнения своей партии, независимо от того, является она самостоятельной мелодической линией или частью аккорда. Участник ансамбля не должен думать, что если его партия не основная, то его роль в песне второстепенна. Если предложить ребенку исполнить под аккомпанемент только его партию, он поймет, что она может звучать, как самостоятельная мелодия. Важно, чтобы вокалист ощущал свою значимость, сознавал, что без него аккорд не состоится, что все голоса, как паззлы, создают цельную «картинку».
Если дети, как вокалисты, хорошо чувствуют друг друга, если им комфортно петь вместе, можно достичь объёмности и чистоты звучания в ансамбле. Юные исполнители должны быть внимательны при исполнении произведения, слушать всю аккордовую «палитру» и слышать себя в ней. А это получается при условии, когда каждый участник коллектива твёрдо знает свою партию, а в идеале – и партии других вокалистов.
Чтобы достичь желаемого результата, педагог разучивает с детьми произведение скрупулезно, по фразам.
Опыт показывает, что разучивать партию сразу от начала до конца с каждым ребёнком нецелесообразно. Правильнее строить аккордовые цепочки и вертикали в небольших песенных отрывках.
В том случае, когда весь музыкальный фрагмент звучит в плотном аккордовом изложении, где все партии одинаково значимы, следует их разучивать, как бы нанизывая одну за другой, от нижней к верхней (от альтовой к сопрановой) – сначала в парах, затем в тройках и т.д., пока не сложится весь аккордовый ряд.
Если же партитура представляет собой аккордовую «подушку», над которой «пари́т» основная тема песни, тогда следует отработать сначала звучание в этой аккордовой поддержке, а потом соединить её с главной темой. Здесь очень важно правильное распределение силы звучания в общей фактуре голосов ансамбля.
Основой работы в развитии навыка многоголосного пения является пение одноголосное. Это различные слуховые и певческие упражнения, выстраивание ансамблевого звучания в условиях, приближенных к двухголосию. Когда руководитель, например, играет на инструменте какие-либо звуки и целые попевки выше исполняемого детьми звука.
Уже со второго года обучения целесообразно вводить в упражнения или в песни элементы двухголосия. Наиболее простыми, легкими для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, именно с них нужно начинать двухголосное пение. А также пение, когда руководитель делит ансамбль на две партии, предложив одной партии петь ноту «до», а другой ноту «ми». Нужно стараться развивать у детей способность различать слухом во время пения два музыкальных звука и при пении в два голоса уметь брать предназначенный звук, не сбиваясь на другой и не теряя его из слуха.
С третьего года обучения дети могут двухголосно исполнять достаточно большие песенные отрывки, возможно включение и трёхголосных фрагментов.
В качестве упражнения для развития навыка трёхголосного пения полезно петь гамму трехголосным каноном на различные слоги и с закрытым ртом в различных тональностях. Работа над канонами – это наиболее доступная и интересная форма освоения многоголосия, так как в них сохраняется самостоятельность мелодической линии каждой ансамблевой партии. Непременным условием успеха в достижении трех и четырехголосного пения считается пение всевозможных созвучий закрытым ртом.
В последующие годы обучения многоголосному ансамблевому пению, хоровая партитура будет постепенно усложняться.
4. Художественное оформление вокального произведения.
Прежде чем стать многоголосным концертным или конкурсным номером, вокальное произведение проходит долгий путь, включающий в себя несколько этапов.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар, который должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамблевого пения и быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню участников. Выбрать произведение для исполнения детским эстрадным коллективом бывает непросто. Репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Создать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению высокого результата. Репертуар – это лицо коллектива, его визитная карточка. В нем должны быть отражены духовные запросы, а также творческие устремления коллектива.
В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру и содержанию.
При выборе произведения следует учитывать следующие параметры:
– количество и тесситурные возможности голосов исполнителей;
– интонационные, ритмические, динамические трудности;
– наличие аккомпанемента («живой» инструментальный ансамбль или фонограмма).
По уровню сложности и тематике песня должна соответствовать характеру детей, их возрасту и вокально-техническим возможностям.
Параллельно с концертной деятельностью эстрадный вокальный коллектив, как правило, ведет конкурсную работу. Конкурсный репертуар требует особого внимания. Именно конкурсные произведения становятся вершиной исполнительства любого вокального коллектива.
Не всегда выбранную для разучивания песню можно найти в нотных сборниках, подготовленной для многоголосного исполнения, разложенной на голоса, на партии. Если понравившееся произведение было написано композитором для солиста, это не значит, что нужно отказываться от включения его в репертуар вокального коллектива.
В такой ситуации не обойтись без вокальной аранжировки, благодаря которой песня зазвучит в новой интерпретации. Ведь ансамбль, по сравнению с солистом, имеет многократно расширенные возможности для того, чтобы сделать произведение ярче и выразительнее. Каждый участник вокального коллектива может привносить в звучание композиции особую тембровую, динамическую, эмоциональную окраску. Но, несомненно, главным преимуществом ансамблевого исполнения перед сольным является гармоническое и полифоническое многоголосие, помогающее раскрыть весь потенциал песни.
На этапе аранжировки, очень весомой является работа педагога. Прежде чем предложить песню для разучивания детям, руководитель ансамбля представляет, какой бы он хотел слышать композицию в исполнении своих воспитанников. Вокальная аранжировка – сложная, увлекательная, интересная творческая работа, требующая большой фантазии и вдохновения. Педагог расписывает вокальные партии, пропевает каждую из них, анализирует, определяя, удобно ли её петь, доступна ли она для исполнения участникам детского ансамбля. При этом очень важно, чтобы аранжировка не нарушала изначальный художественный замысел авторов произведения, а помогала его полнее раскрыть, усиливая эмоциональное воздействие на слушателей. Песня будет звучать интереснее, оригинальнее, если разные куплеты и даже припевы исполняются не одинаково. Они могут быть по-разному аранжированы, могут варьироваться ритмически, в темповом или динамическом отношении.
Грамотная аранжировка предполагает, что голоса в ансамбле постоянно «перемешиваются», благодаря чему удаётся избежать ситуации, когда один ребенок или одни и те же дети всегда поют основную тему. Они должны постоянно чередоваться.
Следующая непростая задача – подбор оркестровой фонограммы. В идеале фонограмма должна записываться в студии, под руководством профессионала, специально для конкретного ансамбля, так как часто готовые фонограммы, которые можно найти в Интернете, бывают «перегружены» оркестровым звучанием. Особенно если они предназначены для солистов.
Важно, чтобы ансамбль голосов органично сочетался со звучанием фонограммы, и она не мешала, не противоречила, а, наоборот, способствовала прозрачному, рельефному звучанию голосов, не вызывая ощущения перенасыщенности.
Несмотря на то, что речь идёт об эстрадном ансамбле, иногда для исполнения оркестровая фонограмма не требуется совсем. Жанр, характер песни «подсказывает» необходимость исполнения вокального произведения под звуки рояля, скрипки, гитары или пение без сопровождения(а capella).Такие песни звучат более камерно, тепло, искренне, спокойно и открыто.
Многоголосное или сольное эстрадное пение подразумевает использование микрофонов, и эта работа представляет собой самостоятельную, чрезвычайно ответственную стадию работы над вокальным произведением.
Надо иметь в виду, что микрофон усиливает не только красоту голоса, но и любую фальшивую ноту, неотлаженность строя, неточность звуковысотности в интонировании аккордов, нарушение динамического равновесия. Каждый ребёнок, часто слышащий свой голос через микрофон, чётко знающий особенности своего голоса, научится постоянно осуществлять слуховой контроль собственного исполнения, регулируя силу звука, чистоту интонации, дикцию, учитывая необходимость голосового баланса в общей «палитре» ансамбля. Филигранность звучания особенно важна, когда речь идёт о нескольких микрофонах, задействованных одновременно.
Когда произведение уже разучено, начинается работа над его художественным образом. В ходе постановки эстрадного номера обычно применяются элементы хореографии и театрализации.
Если на вокальных занятиях ведётся систематическая работа над дыханием, если дети умеют грамотно им распоряжаться, то они смогут, исполняя песню, красиво двигаться на сцене без ущерба для голосоведения. Желательно, чтобы участники ансамбля регулярно занимались с хореографом ритмикой, сценическим движением.
Нередко можно видеть, как хореография буквально мешает детям петь. А она должна помогать исполнителям, «вплетаясь» в номер тогда, когда это необходимо. Наиболее активные танцевальные движения уместны во время оркестрового вступления к песне и проигрышей между куплетами. А пластическое интонирование, то есть пение с движением, надо постараться использовать так, чтобы дыхание у юных вокалистов не сбивалось, а звук оставался плавным, красивым. Таким образом, при введении в концертный номер элементов хореографии, приоритетная роль вокала должна сохраняться.
Если с детьми подготовлена сюжетная песня, которая насыщена яркими образами, в эстрадный номер можно включить элементы театрализации. Иногда его украшением служит видеоклип или особым образом выставленный свет. Главное, чтобы при этом ничто не отвлекало внимания зрителя от вокальной составляющей номера. При постановке некоторых композиций бывает достаточным продумать «расстановку и перемещение» исполнителей на сцене.
Весьма полезной и интересной для детей является работа в звукозаписывающей студии. Записи песен создаются для архива вокального коллектива, с целью последующего анализа, отслеживания творческого роста ансамбля, поиска путей совершенствования исполнительского мастерства.
Немаловажную роль в воспитании и развитии певца играет концертно-исполнительская деятельность вокального ансамбля. Дети начинают понимать, что для успешного выступления нужно много работать, быть всегда в хорошей исполнительской форме. В процессе подготовки певца к концертному выступлению необходимой является работа по преодолению сценического волнения. Поведение на эстраде, самочувствие во время публичного исполнения произведения – все это проявляется у каждого исполнителя индивидуально. В процессе выхода на сцену перед публикой у детей формируются такие ценные качества характера как выдержка, появляется опыт общения с аудиторией, исчезает зажатость, вырабатывается артистизм. Ансамбль может считаться концертным, исходя из художественного впечатления, которое он производит на слушателей, высокого качественного уровня вокального исполнения, артистизма и свободы музыкального выражения
Заключение
Занятия в вокальном эстрадном ансамбле способствуют развитию у детей ответственности за свою деятельность и результаты этой деятельности, что является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции. Каждое новое разученное произведение – это ступенька в музыкальном развитии всего коллектива в целом и каждого из его участников в отдельности. Каждое выступление на концерте или конкурсе – это событие, которое является основой развивающего обучения, раскрывающего творческий потенциал коллектива, это окончание определенного этапа в развитии вокального ансамбля.
Анализ опыта практической работы с эстрадным вокальным ансамблем позволяет заключить, что навыки, полученные в ансамбле, могут пригодиться ученикам в будущем. Совокупность вокального и театрального творчества формирует вкусы и интересы детей, помогает выявить их творческие склонности, приучает к любознательности и самосовершенствованию, способствует формированию моральных устоев. Творчество помогает раскрепоститься, направить энергию в нужное русло, управлять своими эмоциями, найти душевный отклик своим переживаниям. Участие в эстрадном вокальном ансамбле может быть не только увлечением или интересным занятием, а стать важной частью жизни ребёнка и даже его профессией.
Список методической литературы:
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: Секреты вокального мастерства. Москва: Музыка, 2006г.
2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 2007г.
3. Козлянинова И.П. Тайны нашего голоса. Москва: Русская жизнь, 1992г.
4. Новикова И.В. Методика постановки детских голосов в классе эстрадного вокала. Москва: Музыка, 1998г.
5. Романова Л. В. Школа эстрадного пения. Учебное пособие.
6. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва: Музыка, 2005г.
7. Чишко О.С. Певческий голос и его свойства. Москва: Музыка, 1966г.