Педагогический процесс как управляемая система

Подлужная Надежда Ивановна

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов СШ № 23

г. Петропавловска Северо- Казахстанской области

магистрант направления подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

 «Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель  д.п.н., профессор Лопанова Е.В.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач [2].

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.

Большая часть исследователей в определении управления сходятся в том, что оно направлено на достижение целей: организации, регулирования и обеспечения общественного процесса труда, целенаправленных воздействий на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья; в функциональном плане призвано обеспечить: формулировку и достижение целей организации, направленность действий группы сотрудничающих людей к общим целям, воздействие субъекта управления на его объект; в качестве своих объектов может иметь: отдельные индивиды, группы индивидов, целые организации, процессы; условием успешной реализации данного вида деятельности является осознанное использование объективных законов природы и общества, а также законов управления [4;6].

Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели – информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – корректировка – подведение итогов [1].

Управление – это процесс, который характеризуется такими основополагающими моментами, как: целенаправленность; динамичность; системность в воздействии субъекта управления на его объект; обеспечение эффективного функционирования и развития объекта управления.

Основной целью управления является эффективное и планомерное использование сил, времени, средств, людских ресурсов для того, чтобы достичь оптимального результата. Потому основным направлением управления следует признать цель – результат [7].

Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Деятельность с таким содержанием может быть реализована не только в педагогическом процессе. В качестве педагогической системы может быть рассмотрена система образования, функционирующая в масштабе государства, области, города или района. Это может быть образовательное учреждение: школа, профессиональный лицей, колледж, вуз.

С точки зрения управления педагогическая система образовательного учреждения включает в себя следующие подсистемы [5]:

– целостный педагогический процесс

– классно-урочная система

– система воспитательной работы школы

– система эстетического воспитания уч-ся

– система профориентации работы и др.

Педагогический процесс можно рассматривать как управляемую систему – целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. 

Управление таким процессом предполагает целенаправленное, сознательное взаимодействие участников на основе познания объективных закономерностей процесса с целью достижения оптимального результата. Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный: управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется [3]. 

Как и всякая система, педагогическая система, – это совокупность компонентов, объединенных упорядоченными связями. Педагогическая система – это система социальная. В отличие от систем технических, биологических в качестве компонентов педагогических систем рассматриваются не только неодушевленные или одушевленные объекты, но и процессы, а также факторы, влияющие на протекании этих процессов.

Педагогический процесс может быть рассмотрен как целостная система, структуру которой образуют следующие компоненты [2]:

1. Цель воспитания. Будучи сознательно организованным взрослыми, педагогический процесс всегда целесообразен.

Цель – это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта этой деятельности. В данном смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Цель является системообразующим компонентом педагогического процесса. Это значит, что от того, какая поставлена цель воспитания, зависят содержание всех остальных компонентов.    

2.  Педагог (педагогический коллектив) как основной носитель цели воспитания. Большинством педагогов признается ведущая роль учителя, воспитателя в педагогическом процессе. Следует также помнить, что наиболее эффективно педагог способен действовать тогда, когда педагогическая цели глубоко осознаны и приняты им, отвечают его собственным стремлениям и убеждениям.

3. Воспитанник (ученический коллектив). Педагогический процесс осуществляется ради развития ребенка. В силу этого формирующаяся личность (а также формирующийся детский коллектив) занимают в структуре педагогического процесса центральное место.

4. Содержание образования, то есть опыт познавательной и предметно-практической деятельности, а также опыт социального поведения, который усваивается воспитанниками в педагогическом процессе. Конкретным выражением содержания образования являются знания о наиболее типичных явлениях природы и общества, а также способы репродуктивной и творческой деятельности в различных областях жизни. Содержание образования отражено в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях и т. д.

5. Педагогические средства воздействия – это инструменты, с помощью которых педагог организует деятельность воспитанников по усвоению ими содержания образования. В качестве педагогических средств воздействия выступают разнообразные методы, приемы, материально-технические средства, формы организации  воспитания и обучения, которые подбираются педагогом в соответствии с поставленными целями и усваиваемым содержанием.

6. Воспитательные результаты.  От цели воспитания к ее реализации в воздействиях педагога на ребенка и через деятельность последнего к формированию его жизненных отношений как воспитательному результату -такова основная схема педагогического процесса.

Каждый из указанных компонентов педагогического процесса сам по себе является сложной системой.

Управление педагогическим процессом как и любым другим процессом, обладает свойствами, некоторые из которых характерны для специфики «процесса управления», которая отражает его особенности [5].

1. Свойство изменчивости (динамичности) отражается в систематических изменениях процесса управления по его направлениях, проблемах характера выполнения. Динамика взаимодействий его разных этапов и операций выражается в этом свойстве. При смене ступеней системы управления, от одной к другой, осуществление процесса происходит в различном взаимодействии звеньев (органов) управления. Нередко данное свойство обозначают свойством гибкости процесса управления, говоря о его способности переключаться на новые проблемы, новые методы управления. Данная изменчивость определяет постоянные границы. Это отражает следующее свойство процесса управления, которое находится в диалектической связи с первым.

2. Устойчивость – возникновение и закрепление конкретных каналов его осуществления в процессе управления. Образование естественной структурной основы систем управления закрепляется в организационных актах её стабилизации, и служит систематизирующим фактором процесса управления. Благодаря данному свойству образуется система управления, представляющая совокупность установившихся связей процесса управления между звеньями, его осуществляющими.

3. Непрерывность, присущая процессу управления, отражает важные черты осуществления процесса управления, проявляется по-разному в зависимости от уровня управления, особенно в процессе производства (в единичном, серийном, массовом производстве и пр.).

4. Дискретность – дополнение и в определённом смысле противостояние свойству непрерывности. Протекает неравномерно, проявляясь во внутренних своих особенностях, и накапливает потенциал воздействий при постановке целей, оценивании ситуаций, определяет проблемы и затем превращается в толчок активной организационной работы на этапе решения. Свойство отражает специфику управленческой деятельности, не отрицающей необходимости равномерного ритма работы. Наоборот, оно требует ритмичной деятельности аппарата управления.

5. Последовательность – обязательный порядок этапов осуществления процесса управления. Процесс не построить иначе, необходима цель, ситуация, проблема, решение. Каждый этап ценен и важен для повышения эффективности управления.

Управление педагогическим процессом обеспечивает, с одной стороны, сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, с другой – эффективное функционирование, показателем которого является достижение целей образовательного процесса [4].

В настоящее время важнейшей задачей управления является согласованность, взаимосвязь, единство, взаимное усиление в обеспечение организации и оптимизации педагогического процесса. Различие в подходах к решению одних и тех же задач и вопросов не только ослабляют процесс управления, но и нередко разрушают его. Единство педагогических требований – обязательное условие для педагогов и управления педагогической деятельностью.

Литература:
1. Бордовский,    Т.П. Управление качеством образовательного процесса.-СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. – 359 с.

2. Бугдоль, М. Социальные вопросы в управлении качеством. – Ополе-Елец, – 2023. – 138 с.

3. Васильев,        Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. – М.: Педагогика, 2022. – 139 с.

4. Виханский,      О.С. Стратегическое управление – М.:Гардарика, 2021.-296 с.

5. Внутришкольное      управление: вопросы теории и практики / Под ред, Т.И. Шамовой. -М.: Педагогика, 2021. – 192 с.

6. Воронин А.М. Управление развитием инновационной образовательной среды / А.М.Воронин. – Брянск, 2022. – 281 с.

7. Черникова, Т.В. Управление развитием образовательного учреждения.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 304 с.