Песочная терапия – как технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в детском саду

Санайкина Елена Николаевна

Воспитатель

КГКП «Детский сад «Ручеёк»

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

Песок – это медитативный расслабляющий материал. Необычайно приятный на ощупь он обладает уникальной способностью гармонизировать состояние человека.

Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Поэтому, я решила попробовать использовать песочную терапию в игровых  занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.  Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

В своей группе я использую песок круглый год. В течение летних месяцев дети неустанно «трудились» в песочнице: строили башни, замки, дворцы, «стряпали» пироги, «пекли» торты и пирожные, при этом находили взаимопонимание друг с другом, мирно «уживались» в песочнице, строили совместные планы и осуществляли их. Это, конечно же, благотворно влияло на развитие коммуникативных навыков, развитие речи детей.

С наступлением зимы, мы не прекращали  играть с песком. Я сделала несколько «мини песочниц». Но прежде я подготовила песок: просеяла, дважды промыла, ошпарила кипятком, просушила и прожарила в духовке, и только потом рассыпала по «песочницам». Психотерапевты не рекомендуют долго играть в одном и том же песке, потому что он впитывает негативную энергетику и таким образом загрязняется. Поэтому я его периодически заменяю и очищаю.

Знакомство с игровой песочницей не вызвало у детей тревоги и опасений. Дети проявляли неподдельный  интерес, ведь у всех раньше уже был положительный опыт работы с песком – в детской песочнице и на пляже. Дети превращались в маленьких исследователей, изучали свойства сухого и мокрого песка, у них развивались тактильная чувствительность рук, креативное мышление.     

Мои «мини песочницы» имеют широкий объём применения. Я использую их как в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и деятельности детей.

Сначала  мы просто выполняли игровые упражнения. Такие как «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», «Необыкновенные следы»,  «Узоры на песке», «Трудная дорога», «Опасный поворот» (изображают спиралевидный знак), «Молния», «Радуга» (четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг), «Грустное дерево», «Легкий ветерок» – потихоньку дуем через трубочки для сока, наблюдаем за песчинками. В свободное время дети с удовольствием играли самостоятельно в «мини песочнице». Для этого была собрана коллекция мелких игрушек: машинки, животные, камешки, ракушки, солдатики, бусинки, деревья, домики и многое другое. Детьми создавались разные панорамы для игр. Это и улицы с домами, деревьями, дорогами, с движущимся по ним, транспортом. Это зоопарк с животными и насекомыми, морское дно или что-то другое.

Затем постепенно включались обучающие элементы, дети сами становились режиссерами своей игры. Игра на песке для ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками в песочнице, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Часто свое настроение, свои эмоции, страхи ребенок не может выразить словами, но все эти проблемные ситуации могут «проживаться»  в игре на песке. Поэтому, я не считаю нужным ставить какие-то рамки на занятиях по песочной игротерапии, ориентируюсь на желания и настроение детей.

Например: как только я вижу, что ребенок сердится, вступает в конфликтные ситуации с другими детьми или просто шалит, я предлагаю ему мини-песочницу.

«Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты — волшебник и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет хорошо!». Дав инструкцию, я занимаю позицию активного зрителя — отвечаю на вопросы ребенка, сопереживаю с ним развитие сюжета. Постепенно ребенок успокаивается, настроение его улучшается.

Вот еще пример: к нам в группу пришел новенький ребенок. Мальчик был застенчивым, тревожным, не доверял взрослым. Вечером я предложила ему поиграть с песком, при этом не направляла действия ребенка, оставила его одного и сделала вид, что  «занимаюсь своими делами», сама села в сторонке и наблюдала за ним незаметно. Это дало ребенку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой. До прихода родителей он спокойно играл и не думал о доме. Затем постепенно мальчик стал обращаться ко мне с вопросами, принимать мое участие. Оказалось, что на песке он создал свой маленький дом, где родители были всегда рядом. Вскоре в его мире нашлось место и для других детей.

Однажды я наблюдала за игрой Вики. Из многочисленных игрушек она выбирала монстров, драконов. Создавая сюжеты, девочка прятала их, закапывая глубоко в песок, приговаривая: «Этот дракон не может выйти». Из беседы с мамой я поняла, девочка боится оставаться одна, ей постоянно необходимо, чтобы кто-то находился рядом. Мы стали разыгрывать различные ситуации, где добро побеждало зло, в конце года Вика вообще перестала обращать внимание на эти игрушки.

Иногда мы с ребятами просто рисовали  песком, что тоже вызывало неподдельный  детский интерес. Горсть песка превращалась в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Дети создавали простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою.  А чтобы изменить рисунок им не нужно было ни ластика, ни нового листа, достаточно  было просто провести пальчиком по песку. Также создавались картины с использованием техники «насыпания» песка. Когда картина всем очень нравилась, дети просили ее сфотографировать. Как правило, все дети желали запечатлеть свою «волшебную страну», а потом с нетерпением ждали фотографии.

Нужно отметить, что с возрастом интерес детей к занятиям с песком не пропадает, даже наоборот. Дети с удовольствием продолжают играть на занятиях, принимают разные варианты игр с песком, усложняют их. По моему мнению, эти занятия не проходят безрезультатно, ведь на них дети получают бесценный опыт общения, имеют возможность расслабиться, отвлечься.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

– в детском саду ребенок легче адаптируются в коллективе;

– страх и напряжение исчезает;

– дети чувствуют себя более успешными;

– на занятиях весело, нет скуки и монотонности.

Таким образом, посредством организации подобных занятий,   мною постепенно достигается главная цель моей работы – помощь в формировании здоровой личности дошкольника. 

Список литературы:

«Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей». /Дошкольная педагогика. – 2006. – №4. – с. 56

«Игры с песком, или песочная терапия». /Грабенко Т. М. Дошкольная педагогика. – 2004. – №5. – с. 26

«Чудеса на песке» практикум по песочной терапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко. Из-во « Речь» 2005 год

Практикум по сказкотерапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб 2013