Подготовка баянистов, аккордеонистов к конкурсному выступлению
Антоненко Галина Сергеевна
Преподаватель специальных дисциплин (баян, аккордеон)
КГУ «Комплекс «Колледж искусств – специализированная школа-интернат для одаренных в искусстве детей имени Ермека Серкебаева»
Вся работа музыканта над произведениями должна быть направлена на концертное (конкурсное) выступление. Концертную программу должен проходить каждый музыкант на любой ступени обучения. Даже в детской музыкальной школе ученик должен иметь в запасе ряд пьес, а в музыкальном колледже, начиная со второго курса, желательно уметь сыграть одно отделение концерта на публике (35-40 минут).
В высшем учебном заведении каждый студент должен иметь в репертуаре отделение, а наиболее одаренные – выступать с сольными концертами, состоящими из двух отделений.
Чтобы держать в активе большую конкурсную программу, достаточно бывает шлифовать технически трудные места и изредка проигрывать с полной отдачей все пьесы целиком.
За несколько дней до конкурсного выступления желательно 2-3 раза обыграть пьесу или программу на зрителе, чтобы почувствовать уверенность в себе.
В день конкурса желательно проиграть программу в среднем темпе, спокойно, без эмоций. Не следует переутомлять руки и мозг в этот день, чтобы сохранить свежесть мышления и аппарата до выступления.
Бесконечные проигрывания перед выступлением приводят к напрасной трате нервной энергии и эмоций, что очень вредит концертному выступлению.
Нельзя принимать пищу менее чем за 2-3 часа до выступления. Когда человек голоден, его ощущения обострены, что очень важно для для выступления на сцене.
Перед выступлением желательно разогреть руки простейшими упражнениями для притока крови и эластичности мышц. После этого руки можно очень быстро привести в хорошую форму, проиграв несколько упражнений на инструменте. Избавиться от лишнего волнений можно, если правильно настроиться на выступление.
Настрой создается психологической установкой, например:
«Бойся не за себя, – бойся за композитора».
Излишнее спокойствие и безразличие на сцене также плохо как и волнение. Успех приходит к тому, у кого появляется неодолимое желание играть на сцене. Творческое волнение помогает мобилизовать психику, внутренние резервы.
Педагог не должен давать ученику рекомендации непосредственно перед выходом на сцену. Полезнее помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу. Одной из главных причин, вызывающих волнение и даже страх у исполнителя, является боязнь забыть текст, что приводит к скованности психики и исполнительского аппарата. Нельзя баянистам/аккордеонистам заучивать музыкальный текст наизусть по фразам, так как в местах сцепления память может подвести. Учить музыкальный текст наизусть нужно по более крупным разделам, частям. Важно также, чтобы интонации запоминались с эмоциональной осмысленностью, под влиянием логики развития.
Во время исполнения конкурсной программы могут появиться погрешности, шероховатости, случайные ошибки в нотном тексте. Важно настроиться на то, чтобы волнение «не выбивало из колеи», чтобы мимолётная фальшь не перебила ход мысли. Главное – сохранить течение музыки.
Помарки в игре на сцене чаще всего случаются от психологической скованности. Свобода психики и исполнительского аппарата даёт большую уверенность музыканту. Если на концерте или конкурсе вдруг забывается текст, то важно не теряться, а хорошо владея нотным материалом, проявляя находчивость и волю выпутываться и, как ни в чём ни бывало, продолжать игру.
После выступления обязательно нужно детально проанализировать выступление, что удалось, а где произошла неудача и сделать выводы на будущее.