Практическое применение современных подходов в ДОУ на основе интеграции
Бетмерзаева Алина Жумагуловна
Инструктор Физической культуры, педагог-модератор
Холдина Алёна Юрьевна
Воспитатель, первая категория
КГКП «Детский сад № 96» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования ВКО
В период дошкольного возраста, который считается ответственным, закладываются основы физического, психического и личностного развития. Физическое развитие является одним из основных направлений всестороннего развития дошкольников, включающим “Физическую культуру” и “Здоровье”. Есть новая проблема для дошкольных учреждений, именно создание процесса взаимодействия педагога и воспитанников, где объединяется различная ОД.
Программа дошкольного учреждения должна соответствовать ряду принципов, включая принцип интеграции ОД с учетом их специфики и возможностей. Дошкольный возраст, по мнению многих психологов, обладает большим потенциалом для познания окружающего мира, и образовательная деятельность помогает раскрыть этот потенциал. Интегрированный процесс объединяет ранее разделенные компоненты и элементы системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции ОД является важным в дошкольном образовании.
Актуальность такого подхода объясняется несколькими причинами:
– Интегрированный подход развивает потенциал воспитанников, стимулирует активное изучение окружающей среды, развитие логики, мышления и коммуникативных навыков.
– Разнообразные виды деятельности поддерживают высокий уровень внимания детей, что делает обучение эффективным.
– Активная интеграция раскрывает значительные педагогические возможности.
Существуют различные способы воплощения принципа интеграции:
– Включение интеграции в содержание и задачи психолого-педагогической работы.
– Организация интеграции в образовательном процессе.
– Интеграция различных видов детской деятельности.
Суть интегрированного подхода заключается в объединении знаний из разных ОД на равных началах, обогащая друг друга. Педагоги могут решать несколько задач из разных сфер развития, а дети одновременно осваивают различные аспекты программы, что позволяет сократить время для организации игр и самостоятельной деятельности.
В процессе организации образовательного процесса, мы стараемся обеспечить оптимальную двигательную активность детей во всех сферах деятельности (не только отвечать на вопросы, но и сделать определенное действие и т.д.). Такой подход стимулирует умственное, физическое развитие и способствует успешному решению образовательных задач. Таким образом мы развиваем нравственно-патриотическое воспитание у детей, работу в команде, проявления смелости, находчивости, взаимопомощи и выдержки, и стимулируем их самооценку и оценку действий и поведения сверстников. Кроме того, формируем навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх с использованием специального оборудования или спортивного инвентаря.
Организацией «Познавательное развитие» стимулируется мышление у детей возможности им самостоятельно выбирать игры, оборудование, пересчитывать мячи и выполнять специальные упражнения для ориентации в пространстве. Проводятся подвижные игры и упражнения, которые помогают закрепить знания об окружающем мире, такие как имитация движений животных или труда взрослых. Дети участвуют в создании конструкций для подвижных игр и упражнений, используя мягкие блоки и спортивное оборудование. Они смотрят и обсуждают познавательные книги и фильмы о спорте, спортсменах и здоровом образе жизни.
В организации «Речевое развитие» ставится цель развитие речи у детей. Для достижения этой цели применяются такие методы, как проговаривание скороговорок, считалочки, различные диалоги во время подвижных игр. Одновременно, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют не только развитию силы и морального духа, они помогают преодолеть стеснение или избавиться от излишней беспечности в движениях, способствуют формированию дисциплинированности и сосредоточенности.
Вместе с тем практикуются сюжетные физкультурные ОД, вдохновленные прочитанными сказками.
Важным аспектом в нашей работе является привлечение внимания детей к эстетическому внешнему виду и оформлению помещения. В режиме ОД используются ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, постановка спортивных танцев. Соревнования и спортивные игры проводятся под музыкальное сопровождение. Одно из важных преимуществ интегрированных ОД заключается в возможности чередования различных динамичных поз и видов детской деятельности.
В нашем детском саду мы уделяем особое внимание сотрудничеству с семьями детей и проводим специальную работу по правильному питанию, коррекции и укреплению здоровья детей.
С учётом сказанного, могу сформулировать следующее заключение:
– ОД, объединяющие различные аспекты изучаемого предмета или явления, способствуют формированию полного понимания мира.
– Такая организованная деятельность вызывают у детей интерес к познанию, учению и приводят к достижению хороших результатов.
– Разнообразие вида деятельности способствует вовлечению каждого ребёнка в процесс обучения и выявления у него умственного и физического развития.
– Совмещение различных ОД способствуют укреплению взаимодействия между педагогами и специалистами.
– Интегрированные ОД, объединяющие различные виды деятельности, вызывают интерес, снимают перенапряжение и способствуют более тесному контакту педагогов и детей.
– Дошкольное учреждение ставит перед собой задачу не просто разработать интегрированные ОД, но и предложить целостный процесс взаимодействия взрослых и детей на определенную тему в течение дня.
Мы стремимся к формированию здорового образа жизни путём интеграции «Физическая культура» с другими видами деятельности. Этот принцип является одной из основ для организации нашей работы по здоровьесбережению.
Такое объединение видов деятельности способствует повышению ответственности детей по отношению к своему здоровью, глубокому пониманию своего тела и организма, развитию потребности ведения здорового образа жизни, развивает общую культуру и формирует основы для успешного обучения и будущего социального успеха детей.
Литература:
- Иванов В.Г. Теория интеграции образования. Уфа, 2005.
- Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М., 2012.
- Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников //Управление ДОУ. 2005.№ 5.
- Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
- Майер А.А. Интеграция основных компонентов дошкольного образования. М., 2012.