ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Бисембаева Айдана Ганиевна

Учитель английского языка, педагог-исследователь

КГУ «Гимназия №21», г. Алматы

Аннотация
Методика преподавания иностранных языков развивается с учётом когнитивных особенностей учащихся. Одним из эффективных подходов является «правополушарный метод», основанный на принципах латерализации мозга [1]. Данный метод активизирует творческое мышление, снижает языковой барьер и повышает мотивацию. В статье рассматриваются теоретические основы метода, его практическое применение и влияние на обучение. Анализируются результаты исследований, доказывающих его эффективность.
Ключевые слова: правополушарный метод, латерализация, обучение языкам, креативное мышление, музыка, визуализация.

Введение. Традиционные методы преподавания иностранных языков не всегда учитывают индивидуальные когнитивные особенности учащихся, что снижает их мотивацию [1]. Одним из перспективных подходов является правополушарный метод, ориентированный на творческое восприятие информации. Его актуальность обусловлена необходимостью повышения эффективности обучения, особенно среди учеников, испытывающих трудности с традиционными методами. В современном образовательном пространстве наблюдается тенденция к внедрению новых методик, направленных на учет когнитивных особенностей учащихся. Целью статьи является изучение данного метода, его теоретических основ и практического применения. Задачи включают анализ работы полушарий мозга, описание методологических аспектов и рассмотрение практических примеров внедрения метода.

Методология. Исследование основано на анализе научной литературы по нейропсихологии и методике преподавания. Использованы методы наблюдения, анкетирования, сравнительного анализа. Практическая часть включает эксперимент, в котором оценивалась эффективность метода среди учащихся с различными когнитивными особенностями. Для более точного изучения методики были проведены опросы среди педагогов, использующих правополушарный метод, а также анализ учебных достижений учащихся, работающих по данной системе.

Исследовательская часть. Американский психобиолог Роджер Сперри (1913–1994) выяснил, что человеческий мозг имеет специализированные функции в правом и левом полушариях. Эти два полушария соединены и работают вместе, но обрабатывают информацию по-разному. Более того, каждое полушарие способно функционировать как независимый мозг. В своей исследовательской программе «Нейронауки» он утверждал: «Следы памяти, заложенные в одном полушарии, остаются в пределах этого же полушария и влияют на воспоминания только внутри него. Это касается как кратковременной, так и долговременной памяти. Единственное средство передачи зрительных воспоминаний из одного полушария в другое в расщепленном мозге — это косвенные способы, похожие на те, с помощью которых один человек сообщает другому о своем визуальном опыте» [2]. Чтобы прийти к такому выводу, Сперри провел серию экспериментов на кошках и обезьянах, изучая функциональные различия между двумя полушариями. Эти эксперименты проводились в США в 1950–1960-х годах. После экспериментов на животных он повторил исследования на людях, чтобы изучить способность правого полушария запоминать слова. В его эксперименте участвовали люди, страдающие неизлечимой эпилепсией. Он обнаружил, что, если рассечь мозолистое тело — структуру, отвечающую за связь между левым и правым полушариями мозга, — приступы эпилепсии ослабевали, но после операции у пациентов появлялись странные симптомы. Например, они могли называть одни предметы, но забывали другие. Некоторым пациентам было сложно складывать игрушечные блоки определенным образом. Основываясь на этих данных, Сперри сделал вывод, что разная информация обрабатывается разными полушариями. Левое полушарие отвечает за организацию речи. В ходе другого эксперимента Сперри попросил участников положить левую руку в коробку с различными инструментами, которые они не могли видеть. Затем им показывали слово, обозначающее один из предметов, но только в их левом поле зрения. Исследователь отметил, что большинство испытуемых затем выбирали нужный предмет из коробки, не видя его, но, если он спрашивал их название предмета, они не могли его назвать и не понимали, почему держат этот объект. Работы Роджера Сперри доказали, что левое полушарие отвечает за логическое мышление и речь, а правое – за интуицию и образы [3]. Исследования показали, что учащиеся с доминирующим правым полушарием испытывают сложности при традиционном обучении, но лучше усваивают информацию через визуальные и музыкальные техники. Эксперимент включал две группы учащихся: одна обучалась по традиционной методике, другая – с использованием правополушарного метода (рисование, музыка, ассоциации) [2]. Анализ успеваемости показал, что во второй группе отмечались более высокие результаты в запоминании и использовании языкового материала. Использование техники ассоциативного рисования и музыкальных упражнений способствовало лучшему усвоению материала, повышению интереса к обучению и снижению тревожности.

Практическое применение. «Правополушарный метод», вдохновленный книгой «Рисование правым полушарием» Бетти Эдвардс, способствует развитию креативного мышления, снимает языковые барьеры и улучшает разговорные навыки. Метод акцентирует внимание на интуитивном, визуальном обучении, а не на жесткой логике. Рисование активирует правое полушарие, помогая детям усваивать язык в естественной и увлекательной форме. Например, учителя вводят лексику через тематические упражнения по рисованию, где учащиеся иллюстрируют слова, а затем представляют свою работу на английском языке. Техники включают спонтанное рисование точками и рисование объектов вверх ногами, что стимулирует когнитивные функции, такие как восприятие и зрительная память. Этот метод также повышает уверенность в себе, поскольку дети выражают свой внутренний мир и получают положительное подкрепление. Помимо рисования, правополушарный метод использует музыку. Музыка помогает в изучении иностранного языка. Исследования ученых из Ливерпуля показали, что дети, которые долго занимаются музыкой, независимо от инструмента, имеют большее количество серого вещества в правом полушарии по сравнению с теми, кто далек от музыки. Ученые склонны полагать, что мозг воспринимает музыку как язык. Песни способствуют улучшению произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль тесно связаны с развитием артикуляционного аппарата. Изучение и исполнение коротких песен с простой мелодией и частыми повторами помогает закреплять правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения и ритмические особенности. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют развитие как монологической, так и диалогической речи, служат основой для формирования речемыслительной активности школьников и способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. Для реализации метода требуются минимальные ресурсы: компьютер, колонки, распечатанные тексты песен. Учитель должен дать ученикам фоновые знания о значении песни перед прослушиванием. Пение помогает закрепить языковые структуры, а последующее обсуждение темы песен углубляет языковое и культурное понимание. Современные методы обучения английскому языку все чаще обращаются к особенностям работы мозга, стремясь сделать процесс усвоения знаний более эффективным. Помимо традиционного обучения, применение правополушарного метода особенно актуально в системе дополнительного образования, где ученики могут изучать язык в более свободной, антистрессовой и увлекательной форме. В отличие от традиционных школьных занятий, в данном формате обучения возможно применение более гибких и нестандартных методик, адаптированных под индивидуальные интересы и способности учащихся. Дополнительное образование включает широкий спектр курсов, секций и кружков, где изучение английского языка происходит в творческой и неформальной обстановке. Этот формат идеально подходит для правополушарного обучения, поскольку он не ограничен строгими рамками учебного плана, что делает процесс усвоения материала более естественным и увлекательным. Одним из ключевых преимуществ использования правополушарного подхода в дополнительном образовании является создание комфортной и мотивирующей образовательной среды. Например, в языковых театральных студиях учащиеся не просто запоминают слова и грамматические конструкции, а проживают язык, исполняя роли, участвуя в спектаклях и создавая собственные диалоги. Такой формат способствует не только развитию языковых навыков, но и укрепляет уверенность в себе, развивает креативность и способность к импровизации. Кроме того, применение правополушарного метода в дополнительном образовании позволяет снизить стресс, связанный с изучением языка, который испытывают учащиеся на протяжении всего процесса обучения. Многие ученики испытывают тревогу перед необходимостью говорить на иностранном языке, однако в игровой или художественной форме этот страх уходит на второй план. В рамках кружков и студий активно применяется ассоциативное запоминание, когда новые слова связываются с картинками, символами и цветами. Ученики могут создавать персональные визуальные словари, рисовать комиксы на английском языке, разрабатывать инфографику. Также важную роль играет сторителлинг – техника, которая идеально сочетается с правополушарным обучением. Учащиеся придумывают и рассказывают истории, участвуют в настольных играх с сюжетами, коллективно сочиняют сказки. Это способствует не только расширению словарного запаса, но и улучшению навыков связного высказывания, что особенно важно для свободного общения на английском языке.

Рекомендации. Для успешного внедрения метода рекомендуется тестирование учащихся на доминирующее полушарие. Учителям следует интегрировать визуальные и аудиальные элементы в уроки, адаптируя методику к разным возрастным группам. Оценка эффективности включает анализ результатов контрольных групп и индивидуальный подход к каждому ученику. Также рекомендуется создание учебных пособий и методических рекомендаций для педагогов, позволяющих структурировать процесс обучения с использованием правополушарных техник. Важно учитывать культурные и языковые особенности учащихся при подборе материалов. Говоря о внедрении правополушарного метода в дополнительное образование детей, то стоит отметить важность создания среды, способствующей естественному и увлекательному освоению языка. Визуальные материалы, такие как карточки, комиксы, инфографика и видеоролики, позволяют связывать слова и фразы с образами, упрощая их запоминание, но также захватывать внимание детей. Театральные постановки, ролевые игры и импровизированные сценки способствуют развитию разговорных навыков и снятию языкового барьера. Важно создать обстановку, в которой ошибки воспринимаются как часть учебного процесса, а не как неудачи. Такой подход делает изучение английского языка динамичным, эффективным и вдохновляющим для каждого ученика.

Заключение. Исследования показали, что все люди думают по-разному. Таким образом, необходимо обеспечить ребенка с ведущим правым полушарием познавательной информацией через музыку, сказку, ритм, рисунок, графические символы, что будет способствовать развитию его познавательных способностей, а главное, более быстрому и эффективному включению его в школьное образование в антистрессовых условиях. Такая среда будет хорошо подходить его типу мышления и восприятия информации. С помощью такого метода, как «правополушарный метод», педагоги, учитывая особенности детей, помогают им продуктивнее реализовывать свои познавательные способности, что приводит к лучшим результатам обучения. Создание творческой и дружелюбной атмосферы помогает преодолеть языковой барьер, повышая мотивацию учеников. Такой подход не только упрощает освоение иностранного языка, но и стимулирует креативное мышление у учеников, способствует эмоциональному развитию и развитию коммуникативных навыков, превращая процесс обучения в увлекательный и полезный опыт.

Перечень использованных источников:

  1. Сакаева, Л.Р., Баранова, А.Р. Методика обучения иностранным языкам. – Казань: КФУ, 2016.
  2. Sperry, Roger W. “Split-brain Approach to Learning Problems.” In The Neurosciences: A Study Program. New York: Rockefeller University Press, 1967.
  3. Sperry, Roger W. “Cerebral Organization and Behavior.” Science 133 (1961): 1749–57.