Правовое воспитание дошкольников
Тригубчак Вера Петровна
Воспитатель
ГККП «Ясли – сад №51» акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная
Мы знаем, что основная форма обучения – игра. В пособии представлены дидактические игры и задания по правовому воспитанию, которые помогут сделать «занятия более понятными и интересными. Использование этого материала даст педагогу возможность придать обучению интересный, развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развивать у них интерес к правовым знаниям, сделав их более доступными и понятными. Предложенные игры и задания могут быть использованы как педагогами, так и родителями. Занятия должны быть интересны детям, но они требуют непосредственного участия взрослого в их выполнении. Объясняйте задания, помогите увидеть закономерности. Больше хвалите детей! Ведь многое из того, что взрослым кажется простым и очевидным, требует от малышей больших усилий!
Успехов вам и вашим детям!
Цель: Продолжать помогать ребёнку в накоплении социального опыта; расширять область правовых знаний; закрепляют права и обязанности человека: формировать чувство самооценки; знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира; обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле. Учить быть справедливыми, толерантными по отношению к другим.
Дидактические игры
«Я имею право»
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребёнка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции (ребёнок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы). Шаблон «Я имею право» в виде знака «+».
Ход игры: : Дети поочерёдно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребёнок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен».
Цель: Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Материалы: Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (изображение «_»).
Ход игры: Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор
«Снежная королева».
Цель: Помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры: Воспитатель просит вспомнить сказку Г-Х. Андерсена «Снежная королева». Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, всё доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям! Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и даёт образец описания двух – трёх детей. После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.
«Угадай кто это».
Цель: Учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.
Ход игры: Воспитатель выбирает одного ребёнка – рассказчика. Остальные сидят на стульчиках, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребёнка – «отгадку» в круг и они вместе с рассказчиком шагают под песню, исполняемую всеми детьми:
Станьте дети,
Станьте в круг – 3р.
Я твой друг,
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
На слова «Ля-ля-ля, ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.
Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком
«Поводырь».
Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материалы: Повязка на глаза – по количеству пар детей. Предметы «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры: В комнате разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, Обойдём его». Затем дети меняются местами.
«Камуфляж»
Для этой игры необходимо спрятать 20 ниток шерсти трех цветов. Дети делятся на три команды, каждая команда должна найти нить своего цвета. Побеждает команда, нашедшая больше всего ниток. (Вероятно, выиграет команда, которая ищет ярко окрашенную нить, потому что её задача легче). Воспитатель задаёт детям вопросы: – Справедливо ли построена эта игра? – Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы играть? – Можно ли игру сделать справедливой? – А справедливо ли обижать своих друзей, не принимать их в какую-нибудь игру?
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Цель: Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры: Каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель:
-Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
-Вытяните руки вперёд, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
–Ваши руки ищут друг друга – «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнёра понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнений.
«Настольно-дидактическая игра “Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: Введение ребенка в проблематику взаимоотношений между сверстниками. Уточнение и закрепление полученных представлений через работу с наглядным материалом. Описание: Перед детьми набор картинок с разными ситуациями из реальной жизни, например: дети, играют в песочнице. К ней предлагаются две с разным описанием: мальчик, отбирающий ведерко с совочком, при этом с радостным выражением лица и мальчик, организатор новой игры с песком.
Ребенку предстоит выбрать нужную, на его взгляд, картинку и аргументировать свой выбор с точки зрения “хорошо – плохо” и почему?
«Я живу на…».
Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».
«На одну букву».
Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.
Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)
«Назови виды спорта».
Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Прогулка по ручью».
Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.
Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий , то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину шага и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся, становится в конец цепочки.
«Спасатели».
Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад. 2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
- Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
- Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.
«Я умею».
Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.
«Найди себе пару».
Цель игры: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.
Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого, кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а тот, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.
Казахская народная игра «Жмурки в кругу».
Цель игры: закрепляем знание права на имя.
Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.
Игра – пантомима «Помогаю взрослым».
Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.
Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.
«Моих родителей зовут…»
Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Кто, где живёт?»
Цель игры: закрепляем знания детей о странах, народах, которые живут в них.
Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке – американцы, в Англии – англичане).
Корейская игра «Закройте уши».
Цель игры: познакомить с иргой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.
Ход игры: все садятся в круг. Один ребёнок выбирается ведущим и закрывает уши руками. Игрок слева от ведущего закрывает правой рукой свое правое ухо. Игрок справа должен закрыть левой рукой своё левое ухо. (Другими словами, нужно закрывать уши со стороны ведущего.) Ведущий снимает обе руки и указывает на другого игрока в круге. Новый ведущий и игроки, сидящие слева и справа от него, закрывают уши. Затем новый ведущий указывает на другого игрока, и игра стремительно продолжается. Тот, кто допустил ошибку выходит из круга.
Чилийская игра «Кто это?»
Цель игры: познакомить с игрой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.
Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него.Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.
«Вопрос – ответ».
Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий: «Вот мы какие!».
«Назови ласково»
Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.
Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать, как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.
«Руки вверх».
Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.
С мячом «Кому, какой дом».
Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Белке – дупло. Волку – логово. Птице – гнездо. Пчеле – улей. Человеку – дом. Медведю – берлога. и т.д.
Основы правовых знаний
«Разрешено – запрещено»
Цель: закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено – запрещено», выражать четко и ясно свою мысль.
Ход игры. Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т. д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т. д.).
Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.
«Придумай правовой конец сказки»
Цель: способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания в жизни.
Ход игры, воспитатель читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например: 1) Кощей похитил Василису. Конец такой может быть: пришел Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму отправит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису».
2) К сказке «Заюшкина избушка».
«В лесу был выбран совет справедливых животных, в котором были мудрая Сова, благородный Олень и гордый Орёл. Заяц пришел к ним и рассказал о своей беде. Сова, Олень и Орёл хорошо знали законы лесной жизни. Они вызвали лису на совет и сказали, что она не имеет права выгонять зайца. Лиса поджала хвост и освободила дом зайца. Стала строить и себе лубяную избушку. А зайчик даже ей помогал». И т. п.
«Права детей и взрослых»
Цель: закрепить знания дошкольников о правах детей и взрослых, совершенствовать навыки классификации.
Ход игры. Воспитатель выкладывает картинки с изображением прав детей и взрослых.
Детям предлагается разделить картинки по принципу «права детей» и «права взрослых». Некоторые права просят прокомментировать. Например, право на труд только у взрослых, так как детский труд запрещено использовать по Конвенции и Декларации.
«Обязанности в вашей семье»
Цель: способствовать развитию логического мышления детей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т. д.)
«Я имею право…»
Цель: дать правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).
Ход игры. Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен…»
Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Оборудование; серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми взаимоотношениями в системах: «взрослый – ребенок»; «ребенок – ребенок», «ребенок – окружающий мир».
Ход игры. Дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
«Если чужой стучится в дверь»
Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход игры. Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не впускает посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
-почтальон принес срочную телеграмму;
-слесарь пришел ремонтировать кран;
-милиционер хочет проверить сигнализацию;
-медсестра принесла лекарство для бабушки;
-мамина подруга пришла в гости;
-соседи просят йод для поранившегося ребенка;
-незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
-женщине нужно срочно вызвать «скорую помощь».
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
Адаптация в социальном мире
«Колобок»
Цели: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.
Ход игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, кому попадает мяч, должен задать ему какой – нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не попался лисе».
После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.
«Помоги себе сам»
Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры. Воспитатель предлагает:
-медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;
-«занять делом» ступни ног – подбрасывать мяч или потанцевать;
-«занять делом» все тело – побегать, попрыгать, понакло- няться, поприседать (выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
-«занять делом» голос: поговорить, покричать, попеть.
руг другу
«Ласковое имя» (Игра с мячом.)
Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.
Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.
«Назови полным именем»
Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве; развивать речь.
Ход игры: Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч.
«Назови по-другому»
Цель: развивать речь, мышление; учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя.
Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например: Оля – Ольга, Оленька, Олюшка, Лёля; Екатерина – Катя, Катюша, Катенька; Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила; Елена – Лена, Леночка; Сергей – Сережа, Сереженька; Владимир – Вова, Вовочка, Володя, Володечка; Яша, Яшенька – Яков; Тема, Темочка – Артем; Коля, Николенька, Коленька – Николай; Настенька, Настюша – Анастасия; Лёша, Лёшенька – Алексей; Лёня, Лёнечка – Леонид; Емеля – Емельян;…
«Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.
Ход игры: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.
«Четвертый лишний» Цель: развивать внимание, речь. Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, а дети находят лишнее и объясняют. Почему это слово лишнее. Настя, Таня, Миша, Люба; Коля, Толя, Ваня, Оля; Иван, Анатолий, Петя, Фёдор; Иванов, Петров, Семён, Соловьёв; Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна;
«Назови одним словом»
Цель: развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.
Ход игры: Воспитатель называет несколько слов, а дети говорят одним словом Наташа, Оля. Света – имена девочек; Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков; Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии; Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества. Мама, папа, брат, сестра – семья.
«Я имею право …» Цель: дать правовые знания. Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)
Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен …»
Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.
Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.