Применение современных технологий в работе педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности
Плотникова Инга Николаевна
Педагог дополнительного образования
КГУ «Городской детско-юношеский центр внешкольной работы» город Петропавловск
Задача современного образования – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Все это заставило меня задуматься о том, как сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни.
Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.
Мной была поставлена цель – выявлять и активно использовать возможности применения компьютера в непрерывной образовательной деятельности по художественному творчеству.
Эта цель реализуется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс новых технологий и методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала педагога и воспитанников, информатизации образовательного процесса.
Использование возможностей компьютера и проектора позволили мне открыть для детей замкнутое пространство группового помещения и погрузиться в мир искусства; предоставили мне и детям побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, экскурсовода, при этом не требуя наличия материалов, многие из которых могут быть недоступны.
Компьютерные и Интернет-технологии расширили диапазон используемых средств и методов работы, открыли новые возможности в работе, позволили решать разные образовательные задачи.
Данные технологии дают мне возможность профессионального творческого общения с коллегами по всей стране и за ее пределами, оперативного обмена информацией (педагогические сайты, виртуальные методические объединения, онлайн мастер-классы, способствуют профессиональному росту и переподготовке (дистанционные курсы обучения, открыли новые возможности по подбору и использованию дидактического материала (поиск материала в Интернете, обработка информации, позволили использовать в образовательной деятельности современные технические средства (CD диски по разным темам, обучающие программы, образовательные игры).
А самое главное я знаю, что компьютер не заменит меня как педагога, он только дополняет работу.
Таким образом, введение в образовательный процесс компьютерных и информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса за счет не только большой и современной информированности, но и за счет осмысления этой информации, достигаемого в результате активной, мотивированной, напряженной работы с учебным материалом.
Широкое применение информационных технологий способно развивать творчество воспитанников, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации воспитательно-образовательного процесса.
Развитие творческих способностей осуществляется в разных образовательных областях, во время кружковой деятельности (чаще всего это коллективно- творческая деятельность воспитанников, и соответственно, в образовательной области «Художественное творчество».
Для развития творческих способностей воспитанников во время непосредственно образовательной деятельности я использую следующие методы обучения:
- Метод «открытий».
- Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.
- Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность воспитанников, помогает найти верное решение из возможных.
- Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирует творческие способности воспитанников в широкой палитре возможностей с одной стороны, с другой – приучает четко выполнять ограничения.
- Метод диалогичности. Педагог и воспитанник – собеседники. Совместно выясняют и находят правильное решение. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.
- Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках педагог демонстрирует многовариантные возможности решения одной и той же художественной задачи.
- Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные результаты.
Художественное творчество – особенный вид деятельности. Современные технологии не могут заменить творчество воспитанников. Вместе с тем данная образовательная область несет в себе значительный потенциал для использования современных компьютерных технологий. Образовательная деятельность «Художественно – эстетическое развитие» с применением компьютерной поддержки развивает творческие способности и эстетический вкус воспитанников.
В результате своей деятельности я определила формы применения компьютера в непрерывно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей:
- Использование медиа–ресурсов как источника информации.
- Компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах образовательной деятельности.
- Поддержка интереса к художественному творчеству путем создания красочных презентаций, музыкальных клипов, виртуальных путешествий и т. п.
- Введение в презентацию работ воспитанников по теме.
- Введение в презентацию фотографий воспитанников в процессе изобразительной деятельности.
- Размещение в Интернет–пространстве презентаций с работами детей для обмена опытом с другими педагогами.
Для современного преподавания требуется педагог, способный свободно мыслить, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения. Важную роль работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Для этого я постоянно занимаюсь самообразованием.
Считаю, что изобразительная деятельность должна занимать не второстепенное, а своё, почётное место среди других образовательных деятельностей.