Проблема дезадаптации в современной теории и практике

Хасенова Айзада Наурзбаевна

магистрант направления  подготовки «44.04.01 «Педагогическое образование»

 «Омская гуманитарная академия», г. Омск

Научный руководитель д.п.н., профессор Лопанова Е.В.

Современное состояние нашего общества характеризуется серьезнымипсихологическими трудностями. Одной из наиболее глобальных проблем является дезадаптация, как одна из форм проявления девиации. В настоящее время проблема дезадаптации изучаемая в педагогической психологии стала очень актуальной в связи с быстрым научно-техническим прогрессом, урбанизацией, с переходом от одной общественной формации к другой, к рыночным отношениям [4]. Трудности приспособления к новой ситуации жизнедеятельности не только ухудшают социальное и психическое развитие человека, но и приводит к тому, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем [6].

Существуют различные подходы к определению понятия «дезадаптация». Если начать с этимологии слов “адаптация” и “дезадаптация”, то позднелатинское слово “adaptation” буквально переводится как приспособление, прилаживание. Слова “adapto” –приспособляю, “adaptare” -приспособлять. В английском языке слово “adaptation” имеет значения “адаптация”, “приспособление”, “переделка” [2].

Латинская приставка de-, означает исчезновение, уничтожение, полное отсутствие, и только иногда употребляющаяся со смыслом снижения, уменьшения, искажения и деформации, в тех же смыслах приставка des-употребляется во французском языке. Конечно, вскрытие этимологического значения данных слов не является процедурой их определения, но, тем не менее, позволяет понять значение этих слов.

Можно выделить несколько подходов разных авторов к пониманию понятия дезадаптация: Ю. А. Александровский [1] считает, что дезадаптация как “поломки” в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему защитных реакций; С.А. Беличева [5]  говорит о том, что дезадаптация –неприспособленность индивида к конкретным условиям социально полезной деятельности; по мнению В.С.Гончарова [4]  , дезадаптация – это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дисгармонизации взаимодействия личности самой с собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое дисгармонирует отношения в обществе, нанося материальный или моральный ущерб.

Данный анализ понятий дезадаптации показывает, что оно содержит широкий перечень состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом – адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами не психотического уровня. Можно сделать вывод о том, что дезадаптация формируются вследствие нарушений адаптационных механизмов организма, субъекта и личности.

Дезадаптирующим можно назвать такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит к не разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые они вызывают. К объективным признакам дезадаптации человека они относят: изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его социальным функциям, патологическую трансформацию поведения. К субъективным – психоэмоциональные сдвиги – от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов [3] .

Выделяют следующие виды дезадаптации:временная дезадаптированность – нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; устойчивая ситуативная дезадаптированность личности – отсутствие у личности механизмов дезадаптации, наличие желания, но неумение адаптироваться; общая устойчивая дезадаптированность – состояние перманентной фрустрированности, активизирующее патологические защитные механизмы [5].

Дезадаптация рассматривается как переходное, похожее на патологическое состояние, главной отличительной чертой которого является отсутствие отчетливых оснований для постановки нозологического диагноза. Такие состояния характеризуются повышенной готовностью организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием неблагоприятных факторов [2].   В схематическом виде процесс дезадаптации развертывается по принципу «замкнутого порочного круга» [1], где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем, немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности.

Патогенность тех или иных факторов, определяется не только объективным характером травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности, поэтому процесс дезадаптации в большей степени зависит от мотивационной структуры, эмоциональных и интеллектуальных особенностей.

С.А. Беличева [2]   дала наиболее глубокий анализ и социально -психологическую характеристику трудновоспитуемости как варианту  социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.

При делении дезадаптации на виды она учитывает, прежде всего, внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением, самим собой.

Дезадаптацию автор рассматривает как явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную и социальную (в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации).

Патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы, проявляющиеся в устойчивых, хронических, и неустойчивых формах.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые формы адаптации).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков).

Основными причинами дезадаптации человека являются следующие группы факторов: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те, и другие. Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести: длительную болезнь; ограниченные возможности для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения; длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности; переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и другие [5] .

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются непривычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести: нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность.

Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие; отсутствие или недостаточное внимание со стороны родителей; подавление личности новизной обстановки (поступление в детский сад, школу; на работу; смена группы, класса, коллектива); подавление личности группой (дезадаптирующая группа) – неприятие человека коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ним.

В современной психологии выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности. Первая позиция – это устойчивая ситуативная дезадаптированность, когда личность не видит путей и средств адаптации в определенных ситуациях, это состояние относят к неэффективной адаптации; вторая позиция – это временная дезадаптированность, которая устранима с помощью адаптивных мероприятий, что соответствует неустойчивой адаптации; и третья позиция – общая устойчивая дезадаптированность, состояние фрустрации, которая активизирует защитные механизмы [3]. 

Проявления психической дезадаптации принято считать, как неэффективную дезадаптацию, выраженную в формировании психопатологических состояний, а также неустойчивую адаптацию как периодически возникающие невротические реакции. Результатом психологической дезадаптации выступает состояние дезадаптированности личности. С точки зрения процесса дезадаптации, основа дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием формируются различные отклонения в поведении, тем самым, провоцируя различные факторы с которыми ребенок просто не может справиться.

Началом дезадаптированности является, что ребенок не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполняя данное непосильное требование, он либо не реагирует, либо применяет первый попавшийся способ. Отсюда следует вывод, что на начальной стадии ребенок дезадаптирован, через не которое время это пройдет, и он успокоится. Но если проявление довольно часто появляется, то у ребенка возникает недовольство собой, тем самым, раскрывая конфликт, который приведет к дезадаптивному поведению[3].   

Рассматривая феномен дезадаптации, можно сказать о том, что существуют защитные механизмы, скрывающие причины и частично нейтрализующие дезадаптатированные процессы.

Таким образом, множество работ посвящено изучению о проблеме дезадаптации, определяющие виды, изучают психогенные формы [3], коррекционные и диагностические меры по профилактике возникновения, разработка единого подхода к предупреждению школьной дезадаптации [6].

Рассмотрение проблем нарушения дезадаптации принадлежит отечественным педагогам. Начинают появляться узкоспециализированные изучения по разным направлениям, включая исследования причин и решения проблем дезадаптации. Особое внимание уделяется на психологические аспекты дезадаптации. В зарубежной печати можно выделить изучение социальных факторов развития личности. Повышенное внимание уделяется социальной обусловленности и психики человека.

Можно сделать вывод о том, что под дезадаптацией следует понимать  результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дисгармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и  взаимоотношений личности [3].

Останавливаясь на дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе. Поступление ребенка в школу является одним из важнейших переломных моментов в его жизни. Этот период требует напряжения адаптационных механизмов личности, поскольку связан с усилением умственных, эмоциональных и физических нагрузок. В последнее время проявления школьной дезадаптации становятся одной из актуальных проблем современной школы.

Литература:

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их

компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). – М., 2019. – 272 с.

2.Беличева С. А. Этот “опасный” возраст, – М.: Знание, 2021. – 94с.

3.Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы

диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М., 2019. – С. 8-11.

4. Гончаров В.С. Комплексная методика диагностики дезадаптации детей корганизованной образовательной деятельности: Методические рекомендациидля педагогов / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2021. – 68 с.

5.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А.

Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. – М., 2021.-107 с.

6.Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск, 2019. -192 с